Защита от неправомерных действий контролирующих органов.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета.1993. 25 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ.1994. № 32.Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26. 01 1996 г. № 15-ФЗ // СЗ РФ.1996. № 5.Ст. 410.

4. О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ. Закон РФ от 30 ноября 1994 г.

5. Ершова И.В. Предпринимательское право. Учебник: издание 5-е, перераб. и допол. М.:. 2009.

6. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Учебник: издание 5-е, перераб. и допол. М., 2009.

7. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник в 2 т. Т. 1. – 4 издание пераб. и допол. / Под. ред. В.Ф. Попондопуло – М.: 2009 г.

8. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник в 2 т. Т. 2. – 4 издание пераб. и допол. / Под. ред. В.Ф. Попондопуло – М.: 2009 г.

9. Предпринимательское право. под ред. к.ю.н. Е.П. Губина и к.ю.н., доцента П.Г. Лахно. М. Юристъ. 2006.

10. Пугинский Б.И. Коммерческое право. Учебник: издание 4-е, перераб. и допол. М.:Юрайт. 2009.

11. Российское предпринимательское право. Учебник под.ред. Хохолова В.А. М.: 2009 г.

12. Андреева Л.В. Коммерческое право России. Учебник. 2 –е изд. пераб. и доп. М.: 2008.

13. Круглова Н.Ю. Коммерческое право. Учебник. М.6 2009.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное повторение пройденного материала по конспектам лекций;

- изучение учебной и учебно-методической литературы;

- самостоятельное ознакомление с нормативными правовыми актами, на которые опираются теоретические материалы;

- написание докладов;

- подготовку к зачету.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Знаний

1. Текущий контроль:

- опрос на семинарских занятиях;

- выполнение контрольных заданий и задач;

- защита контрольной работы;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно – экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

1. Предмет и метод, принципы коммерческого права. Связь коммерческого права с другими науками.

2. Понятия и виды источников коммерческого права.

3. Коммерческие организации как субъекты коммерческой деятельности: понятие, виды, правовое.

4. Индивидуальные предприниматели как субъекты коммерческой деятельности: порядок получения статуса, ответственность.

5. Некоммерческие организации субъекты коммерческой деятельности: понятие, виды, правовое положение, особенности их участия в коммерческой деятельности.

6. Понятие и виды объектов коммерческого оборота.

7. Государственные органы по регулированию коммерческой деятельности: виды, компетенция.

8. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.

9. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.

10. Правовое регулирование и порядок сертификации.

11. Правовое регулирование и порядок сертификации.

12. Договор как основа коммерческих обязательств: понятие, признаки, виды.

13. Порядок заключения, изменения и прекращения договора. Понятие оферты и акцепта.

14. Понятие, признаки и существенные условия договора купли-продажи.

15. Понятие, признаки и существенные условия договора купли-продажи.

16. Понятие и виды юридической ответственности в коммерческом праве.

17. Защита юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от неправомерных действий контролирующих органов.

18. Право собственности как основа ведения предпринимательской деятельности.

19. Значение неустойки и залога в коммерческой деятельности.

20. Средства правовой защиты в коммерческом праве.

21. Способ, место и срок исполнения обязательств.

22. Нормативно правовая основа и содержание внешнеторгового договора.

23. Роль государства в обеспечении правовых гарантий конкуренции.

24. Административная защита нарушенных прав субъектов коммерческого права.

25. Уголовная ответственность в сфере коммерческой деятельности.

26. Юридический факт в коммерческом праве.

27. Правоотношения в сфере коммерческой деятельности.

28. Правовые основы государственного регулирования коммерческой деятельности.

29. Порядок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

30. Конституционные основы коммерческой деятельности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. № 237. 25 декабря 1993 г.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30ноября1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.3310. Часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст.410. Часть третья от 26.11.2001 № 147-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст.4553.

3. Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785; 1999. № 1. Ст. 2; 2002. № 12. Ст. 1093.

4. Об акционерных обществах: федер. закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1; № 25. Ст. 2957; 1999. № 22. Ст. 2672; 2001. № 33. Ст. 3423; 2002. № 12. Ст. 1093; 2002. № 45. Ст. 4436; 2003. № 9. Ст. 805.

5. О производственных кооперативах: федер. закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 20. Ст.2321; 2001. № 21. Ст.2062; 2002. № 12. Ст.1093.

6. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: федер. закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ // СЗ. 2002. № 48. Ст.4746; 2003. № 50. Ст. 4855.

7. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федер. закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 33. Ч. I. Ст. 3431; 2003. № 26. Ст. 2565; 2003. № 50. Ст. 4855; 2003. № 52. Ч. I. Ст. 5037.

8. О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ // СЗ РФ. 2001. №33. Ст.3430.

Основная:

1. Александрова, К. И. Предпринимательское право: учебник / К. И. Александрова, Н. М. Голованов, Л. В. Мась. – СПб.: Гиорд, 2008.

2. Жилинский, С. Э. Предпринимательское право ( правовая основа предпринимательской деятельности): учебник / С. Э. Жилинский. – 8-е изд-е, пересм. и доп. – М.: Норма, 2007.

3. Круглова, Н. Ю. Коммерческое право: учебник / Н. Ю. Круглова. – М.: Высшее образование, 2009.

Дополнительная:

1. Гражданское право: учебник / под ред. А. П.Сергеева, Ю. К.Толстого. – В 3 т. – 6-е изд-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007.

2. Попондопуло, В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право России: учебник / В. Ф. Попондопуло. — 2-е изд-е, перераб. и доп.— М.: Юристъ, 2006.

3. Пугинский, Б. И. Коммерческое право / Б. И. Пугинский. – М.: Изд-во «Зерцало», 2005.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.

Составители: д.ю.н., проф. Ю.Б. Шубников, к.юн., доцент И.С. Кокорин кафедры «Предпринимательского и сервисного права».

Рецензент: д.ю.н., профессор кафедры «Уголовного права» Э.К. кутуев

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цели и задачи ИЗУЧЕНИЯ дисциплины

Основная цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о неразрывном единстве профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека, что гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека и подготовит его к действиям в экстремальных условиях.

Задачи дисциплины – научить студентов:

– создавать комфортное (нормативное) состояние среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

– идентифицировать негативные воздействия среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

– принимать решения по защите производственного персонала и населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен:

· знать:

– правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

– основы физиологии и рациональные условия деятельности;

– анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, средства и методы повышения безопасности и экологичности технических средств и технических систем в чрезвычайных ситуациях и разработки моделей их последствий;

– особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;

· уметь:

– проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие с нормативными требованиями: эффективно применять средства защиты от негативных воздействий: разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

– планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

– проводить анализ травмоопасных и вредных производственных факторов;

– использовать экобиозащитную и противопожарную технику;

· получить навыки:

– создания комфортного, доступного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

– идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

– в эксплуатации техники, технологических процессов в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности, используя компьютерные варианты исследований при проведении лабораторных и практических занятий;

– обеспечения устойчивости функционирования технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

– прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельностив техносфере - -
2. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности - -
3. Негативные факторы в системе «человек-среда обитания» - -
4. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания - -
5. Идентификация травмирующих и вредных факторов. Опасные зоны - -
6. Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов - -
7. Экобиозащитная техника - - -
8. Опасности при чрезвычайных ситуациях и защита от них. Пути предотвращения чрезвычайных ситуаций - - -
9. Организация и управление противопожарной безопасностью - -
10. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях - - -
11. Пути повышения устойчивости функционирования производственных объектов с учетом вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций - - -
12. Защита населения при чрезвычайных ситуациях - - -
13. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - - -
14. Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «человек – машина» - - -
15. Профессиональные обязанности и обучение операторов технических систем и ИТР по БЖД - - -
16. Правовые, нормативно-технические и организационные основы управления - - -
17. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД - - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Раздел 1: Человек и среда обитания

Введение.

Теоретические и практические основы безопасности в системе «человек – среда обитания – машины – чрезвычайные ситуации». Характерные системы «человек – среда обитания». Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Закон сохранения жизни Куражковского Ю.Н. Основы оптимального взаимодействия: комфортность, минимизация негативных воздействий, устойчивое развитие систем. Соответствие условий жизнедеятельности физиологическим, физическим и психическим возможностям человека – основа оптимизации параметров условий среды обитания. Аксиома потенциального негативного воздействия в системе «человек-среда обитания». Тенденции изменения экологической обстановки, сопровождающие научно-технический прогресс. Этапы формирования и решения проблемы оптимального воздействия человека на среду обитания. Современные методы обеспечения безопасности.

Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», ее основные задачи и роль в подготовке специалистов. Комплексный характер дисциплины: социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Возможности и обязанности специалистов в обеспечении безопасности человека, сохранения среды обитания, рациональном использовании материальных и энергетических ресурсов. Подготовка кадров по вопросам безопасности жизнедеятельности. Научные основы и перспективы развития безопасности жизнедеятельности. Роль и достижения отечественной науки в области безопасности жизнедеятельности. Всемирная программа действий «Повестка на XXI век».

Тема 1. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности

Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Тяжесть и напряженность труда. Статистические и динамические усилия. Методы оценки тяжести труда. Аксиома взаимосвязи показателей комфортности с видами деятельности человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений. Влияние отклонений параметров производственного микроклимата от нормативных значений на производительность труда и состояние здоровья, профессиональные заболевания. Эргономика. Рациональная организация рабочего места, техническая эстетика, требования к производственным помещениям. Режим труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда, труд женщин и лиц моложе 18 лет.

Лабораторное занятие: Физиология трудовых процессов.

Оценка состояния здоровья и определение биологического возраста, измерение артериального давление, получение навыков самоконтроля при физических нагрузках.

Тема 2. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности

Потребность в чистом наружном воздухе для обеспечения требуемого количества воздуха в помещениях. Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование. Устройство и требования к ним. Контроль параметров микроклимата. Освещение. Требования к системам освещения. Естественное и искусственное освещение. Расчет освещения. Контроль освещения.


Лабораторное занятие 1, 2: Исследование метеорологических условий на рабочем месте.

Определение метеорологических условий на рабочем месте, получение навыков работы с приборами и ознакомление с нормированием метеорологических условий в зависимости от характера трудовой деятельности.

Лабораторное занятие 3, 4: Исследование производственного освещения.

Ознакомление с требованиями, предъявляемыми к освещению рабочих мест и помещений. Отработка методики определения освещенности и яркости с помощью цифрового фотометра (люксметра-яркомера). Изучение способов уменьшения коэффициента пульсации.

Тема 3. Негативные факторы в системе «человек-среда обитания»

Источники и уровни различных видов энергии естественного и антропогенного происхождения, их эволюция. Классификация негативных факторов: естественные и антропогенные, физические, химические, биологические, психофизические. Вероятность (риск) и уровни воздействия негативных факторов. Техносфера как зона действия повышенных и высоких уровней энергии. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды: запыленность и загазованность воздуха; вибрации; акустические колебания; электромагнитные поля и излучения; ионизирующие излучения; движущиеся машины и механизмы; производственные яды; сливочно-охлаждающие жидкости; повышенная или пониженная температура воздуха; неправильная организация освещения; недостаток кислорода; физические и нервно-психические перегрузки; умственное перенапряжение; эмоциональные нагрузки. Остаточный риск технических систем или несанкционированные действия оператора – причины техногенных аварий и катастроф. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Зоны и масштабы воздействия.

Лабораторное занятие: Ионизирующие излучения и их измерение.

Работа с дозиметрами, измерение радиоактивных излучений естественного и техногенного характера.

Тема 4. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания

Особенности структурно-функциональной организации человека. Характеристика нервной системы. Условные и безусловные рефлексы. Характеристики анализаторов: кожный анализатор, осязание, ощущение боли, температурная чувствительность, вибрационная чувствительность, мышечное (тактильное) чувство, восприятие вкуса, обоняние, слух, зрение.

Воздействие вредных веществ и физических факторов, электромагнитных излучений и теплоты, ионизирующих излучений. Региональный комплекс естественных и антропогенных негативных факторов – причина экологического и демографического кризиса в регионах.

Вредные вещества. Классификация, агрегатное состояние, пути поступления в организм человека, действие вредных веществ и чувствительность к ним. Ориентировочно безопасный уровень воздействия вредных веществ. Механические колебания. Виды вибрации и их воздействие на человека. Акустические колебания. Действия шума на человека. Ультразвук и инфразвук. Нормирование акустического воздействия. Профессиональные заболевания от воздействия шума, ультразвука и инфразвука. Опасность их совместного воздействия.

Воздействие на человека и среду обитания различными видами излучений (УКВ и СВЧ излучений, ИК-излучений, лазерного, светового, ионизирующие и т.д.). Их воздействие на организм человека. Нормы радиационной безопасности. Лучевая болезнь, другие заболевания. Воздействие ионизирующих излучений на среду обитания. Электрический ток. Воздействие электрического тока на человека. Факторы, влияющие на степень поражения электрическим током. Напряжение прикосновения, напряжение шага, не отпускающий ток, ток фибриляции. Сочетание действий негативных факторов.

Лабораторное занятие 1: Измерение шума на рабочем месте.

Определение уровня шума измерителем шума и вибрации типа ВШВ-003-М2 и оценка звукоизолирующих и звукопоглощающих материалов.

Лабораторное занятие 2: Измерение вибрации на рабочем месте.

Измерение и оценка величины вибрации, и эффективность мероприятий по ее устранению.

Раздел 2: Техногенные опасности и защита от них

Тема 5. Идентификация травмирующих и вредных факторов. Опасные зоны

Аксиома потенциальной опасности производственных процессов и технических средств. Понятие и величина риска. Причины отказов, критерии и методы оценки опасных ситуаций. Допустимый риск и методы его определения. Определение зон действия негативных факторов, вероятности и экспозиции при проектировании технологических процессов и технических средств. Вибро – и шумовые опасные зоны. Зоны опасного действия источников ЭМП, лазерных и ионизирующих излучений. Остаточный риск – объективная предпосылка производственных аварий и катастроф. Вероятность возникновения аварий на производстве, их идентификация при проектировании объектов, технологий, машин. Снижение опасности за счет повышения надежности цепочки: проектирование-строительство-эксплуатация.


Лабораторное занятие: Анализ производственного травматизма.

Отработка практических навыков по анализу причин травматизма на производстве, разработка профилактических мероприятий по предупреждению несчастных случаев, и определение возмещения ущерба здоровью пострадавшего, скидок и надбавок к страховым тарифам от н.с.

Тема 6. Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов

Общие требования к безопасности технических средств и технологических процессов. Нормативные показатели безопасности. Экспертиза безопасности оборудования и технологических процессов на предприятиях сервиса. Экологическая экспертиза техники, технологии, материалов. Этапы экологической экспертизы. Определение предельно-допустимых или временно-согласованных токсичных выбросов. Расчет выпусков жидких отходов, предельно-допустимых уровней энергетического воздействия. Экологический паспорт предприятия. Защита от токсичных выбросов предприятий служб быта и сервиса. Снижение массы и токсичности выбросов в биосферу и рабочую зону совершенствованием оборудования и рабочих процессов, повышение герметичности систем, применением замкнутых циклов использования рабочих средств и систем улавливания дополнительных примесей. Защита от токсичных энергетических воздействий. Основа проектирования технических средств пониженной шумности и вибрации. Вибропоглощающие и малошумные конструкционные материалы, демпфирование колебаний, динамическое виброгашение, виброизоляция. Защита от ЭМП. Способы повышения электробезопасности в электроустановках: защитное заземление, зануление, защитное отключение и другие средства защиты.

Лабораторное занятие 1 ,2: Оценка уровня условий труда на рабочем месте.

Определить категорию тяжести труда, дать профессиональную характеристику его условий и обосновать льготы и компенсации за вредные условия труда, применяя методику проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (на примере учебного процесса в университете и др.).

Лабораторное занятие 3, 4: Защитное заземление и зануление электроустановок.

Рассмотреть возможные схемы поражения электрическим током в сетях с напряжением до 1000 В с заземленной нейтралью источника тока. Расчет поражающих токов и напряжений для фазного напряжения сети 220 В.

Оценить опасность электротравмирования человека, используя график зависимости отпускающего и предельных величин нефибриляционного тока (нанесен на лицевой панели стенда) в зависимости от времени действия тока на человека.

Тема 7. Экобиозащитная техника

Классификация и основы применения экобиозащитной техники: аппараты и системы для улавливания и утилизации токсичных примесей; устройства для рассеивания примесей в биосфере, защитное экранирование, санитарно-защитные зоны, СИЗ. Аппараты и системы очистки выбросов. Устройства для улавливания пыли, токсичных газов и паров. Устройства для очистки и нейтрализации жидких отходов (масла, электролиты, травильные растворы). Очистка сточных вод. Сбор, утилизация и захоронение твердых и жидких промышленных отходов. Радиоактивные отходы. Вторичные ресурсы. Малоотходные и безотходные технологии производства. Рациональное природопользование. Защитные экраны. Выбор и эксплуатация экранов для защиты от шума, инфра- и ультразвука, инфракрасных, СВЧ и лазерных излучений. Выбор и применение СИЗ на производстве. Анализ опасностей технических систем. Основные понятия, техника, вычисления вероятности чрезвычайного происшествия. Качественный анализ опасностей. Количественный анализ опасностей. Численный анализ риска.

Раздел 3: Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Тема 8. Опасности при чрезвычайных ситуациях и защита от них. Пути предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Причины аварий и катастроф. Прогнозирование аварий и катастроф. Радиационно-опасные объекты (РОО). Основные опасности при авариях на радиационно-опасных объектах. Классификация, этапы развития и профилактика возникновений аварий на РОО. Химически опасные объекты (ХОО). Основные способы хранения и транспортировка АХОВ, их характеристики. Зона химического заражения АХОВ, очаг химического поражения. Пути предотвращения возможности аварий на химически опасных объектах. Пожары и взрывоопасные объекты. Общие сведения о процессах горения, детонации и взрыва. Классификация пожаров. Основные параметры пожаров. Принципы прекращения горения и их реализация при тушении пожаров. Огнетушащие вещества. Способы тушения пожаров. Взрывчатые вещества, их классификация и характеристики: взрывоопасные среды – топливовоздушные и пылающие смеси, их характеристики. Взрывы различной природы и их основные характеристики. Воздушная ударная волна, ее параметры. Пути предотвращения возникновения взрывов и пожаров. Стихийные бедствия. Чрезвычайные ситуации естественного происхождения. Стихийные бедствия, характерные для территории страны, их возникновение, протекание, последствия, прогнозирование. Чрезвычайные ситуации военного времени. Ядерное оружие, его поражающие факторы, зоны разрушения, степени разрушения зданий, сооружений, технических и транспортных средств. Возникновение и развитие пожаров, зоны радиоактивного заражения, воздействие радиации и электромагнитного импульса на технические средства. Возможные и поражения людей при ядерном взрыве. Планируемые спасательные и другие неотложные работы в зонах очага поражения. Химическое оружие. Классификация и токсикологические характеристики отравляющих веществ. Зоны заражения, очаги поражения. Обычные средства поражения, их характеристики.

Тема 9. Организация и управление противопожарной безопасностью

Термины и определения, виды пожаров, строительные материалы, средства защиты. Организация пожарной охраны в Российской Федерации. Перспективное прогнозирование развития пожарной службы. Развитие и совершенствование организационной структуры, подготовка кадров, разработка эффективных видов пожарной техники, оборудование и огнетушащих средств, совершенствование системы управления и связи, разработка и внедрение установок пожарной автоматики, усиление пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах всех производств, укрепление материально-технической базы пожарных подразделений и добровольных пожарных дружин. Организация пожарной охраны на предприятиях.

Лабораторное занятие: Пожарная безопасность.

Научить выбирать первичные средства пожаротушения для конкретных условий. Получить практические навыки пользования огнетушителями различных типов. Научить составлять инструкцию по пожарной безопасности для производственного участка.

Тема 10. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях

Прогнозирование возможной радиационной обстановки. Оценка фактической радиационной обстановки по данным разведки. Решение типовых задач: приведение уровней радиации к одному времени; определение возможных доз облучения; определение допустимой продолжительности пребывания людей и времени начала работ на радиоактивно загрязненной местности; расчет режимов радиационной защиты населения и производственной деятельности объекта. Оценка химической обстановки прогнозированием и по данным разведки. Решение типовых задач при авариях на ХОО: определение глубины и площади зон поражения; расчет параметров движения зараженного облака; определение продолжительности заражения. Прогнозирование обстановки в районе пожара и взрывоопасного объекта. Решение типовых задач по оценке пожарной обстановки; определение допустимой продолжительности теплового облучения элементов промышленного объекта; минимального безопасного расстояния для персонала и элементов объекта от очага пожара; величины теплового потока, падающего на поверхность элемента объекта при пожаре; допустимых размеров территории горения, исключающих распространение пожара на соседние объекты.

Тема 11. Пути повышения устойчивости функционирования производственных объектов с учетом вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций

Понятие устойчивости в чрезвычайных ситуациях. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования отраслей и объектов экономики. Организация исследования устойчивости промышленного объекта. Методика оценки защищенности рабочих и служащих. Оценка физической устойчивости материально-технического снабжения и системы управления. Оценка готовности объекта к быстрому восстановлению производства. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях. Мероприятия по подготовке к быстрому восстановлению производства. Повышение устойчивости системы управления объектом. Обязанности должностных лиц.

Тема 12. Защита населения при чрезвычайных ситуациях

Единая государственная система предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях. Основные вопросы концепции гражданской обороны. Применение средств индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций. Мероприятия по радиационной, химической и медикобиологической защите населения (карантин, обсервация и др.). Укрытие населения в защитных сооружениях. Эвакомероприятия. Планирование мероприятий по гражданской обороне на объектах.

Тема 13. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Основы организации спасательных и других неотложных работ. Способы их ведения. Основы управления при ведении работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Порядок оповещения и приведения формирований в готовность. Действия формирований по сигналам ГО. Обеспечение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Определение состава сил и средств для ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций. Организация защиты личного состава формирований при проведении работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе организация контроля частичной дезактивации и специальной обработки.

Раздел 4: Антропогенные опасности и защита от них

Тема 14. Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «Человек – машина»

Психофизическая деятельность человека. Роль психологического состояния человека в проблеме безопасности. Психологические причины совершения ошибок и создание опасных ситуаций. Особенности групповой психологии. Надежность человека как звена технической системы. Критерии оценки деятельности оператора. Аксиома о соответствии квалификации и психофизиологических показателей оператора требованиям разработчиков технических систем. Стимулирование безопасности деятельности.

Тема 15. Профессиональные обязанности и обучение операторов технических систем и ИТР по БЖД

Медицинское освидетельствование. Профессиональная подготовка, инструктажи и обучение по охране труда операторов технических систем. Природные возможности человека по восприятию информации, распознанию опасностей. Влияние человеческого фактора на отказы технических систем. Психофизические возможности человека. Профессиональный отбор операторов технических систем, возможные пути повышения уровня подготовки операторов. Подготовка и повышение квалификации ИТР в области безопасности труда и нормативных воздействий производства на окружающую среду. Ответственность работодателя и специалистов за нарушение требований охраны труда. Риск руководителя, восприятие этого риска работниками, их ответственность за безопасность деятельности. Аксиома о компетентности людей в мире опасностей.

Раздел 5: Управление безопасностью жизнедеятельности

Тема 16. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД

Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах. Охрана окружающей среды. Система стандартов «Охрана природы». Управление охраной окружающей среды в РФ. Международное сотрудничество по охране окружающей среды. Мониторинг окружающей среды в РФ и за рубежом. Организация контроля состояния окружающей среды. Требования охраны труда на предприятиях отрасли. Нормативно-техническая документация: единая, межотраслевая, предприятий и организаций. Санитарные нормы и правила. Инструкции по охране труда. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии. Планирование мероприятий по охране труда, их стимулирование. Виды контроля условий труда: текущий контроль, целевые и комплексные проверки, сертификация рабочих мест. Технико-экономический анализ результатов сертификации рабочих мест. Чрезвычайные ситуации в законах и подзаконных актах. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования постоянной готовности. Координация планов и мероприятий гражданской обороны с народнохозяйственными планами. Паспортизация состояний инженерных сооружений ГО. Целевые и комплексные проверки готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Тема 17. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД

Экономический ущерб от производственного травматизма и заболеваний, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций в результате антропогенного воздействия. Реком

Наши рекомендации