Статья 6.8. Лишение специального права
Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом.
Лишение специального права устанавливается на срок от трех месяцев до трех лет.
Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к физическому лицу, которое пользуется этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, или употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
Лишение специального права – не часто используемое административное взыскание. К специальным правам, предоставленным гражданам в рассматриваемом смысле, относятся:
Ø право на управление транспортным средством;
Ø право на охоту.
Лишение только этих прав в КоАП рассматривается как административное взыскание. Чтобы возникло право на управление транспортным средством и на охоту, требуется издание специального индивидуального правового акта, которым оно предоставляется конкретному лицу.
Лишение специального права является временным ограничением правосубъектности гражданина в административном порядке за административные правонарушения. Специальные права предоставляются не для того, чтобы их использовали с нарушением соответствующих правил, связанных с реализацией этих прав. Законодатель такие нарушения возвел в ранг административных и установил административную ответственность в виде штрафа и (или) лишения права на управление автотранспортными средствами или на охоту. Подобные меры принудительного воздействия могут применяться только к лицам, получившим рассматриваемые права. Если лицо использует предоставленное ему право не в пределах дозволенного, злоупотребляет им, то уполномоченный орган государственного управления, суд вправе на время лишить его этого права.
По КоАП предусмотрено лишение специального права за 14 видов правонарушений:
ü 2 нарушения правил охоты (ч. 1, 2 ст. 15.37);
ü 2 правонарушения, связанные с оружием, – стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы из такого оружия (ст. 17.2), повторное совершение деяния в течение года после наложения административного взыскания за нарушение правил учета, хранения, использования, перевозки или пересылки огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывоопасных, легковоспламеняющихся, едких веществ или пиротехнических изделий (ч. 2 ст. 23.48);
ü 10 видов нарушений Правил дорожного движения. К подобным нарушениям относятся превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от 20 до 30 км/ч, а также более чем на 30 км/ч, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ч. 4 ст. 18.13); нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил расположения транспортного средства на проезжей части, обгона либо выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено Правилами дорожного движения (ч. 3 ст. 18.14); невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения по обеспечению беспрепятственного проезда транспортного средства оперативного назначения (ч. 5 ст. 18.14); участие лица, управляющего транспортным средством, в групповом передвижении транспортных средств, создающем угрозу безопасности движения (ч. 8 ст. 18.14); действия, предусмотренные ч. 1–8 ст. 18.14, повлекшие создание аварийной обстановки (ч. 9 ст. 18.14); управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно уклонение от прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (ч. 1 ст. 18.16); нарушения Правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, предусмотренные ст. 18.12–18.15, повлекшие причинение легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества (ч. 1 ст. 18.17); совершение лицом, управляющим транспортным средством, иного нарушения Правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных ст. 18.12–18.15, повлекшего последствия, указанные в ч. 1 ст. 18.17 (ч. 3 ст. 18.17); оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, либо употребление алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольно опьянения (ч. 4 ст. 18.17); невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, неоднократных требований работника Милиции об остановке транспортного средства (ч. 2 ст. 18.21).
№ 29. Конфискация как мера административной ответственности: сущность, основания, применение
По действующему КоАП РБ конфискация делится на два вида:
1.общую;
2.специальную.
Общая конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение. В случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, конфискации подлежат также предмет административного правонарушения, орудия и средства совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) они находятся.
Специальная конфискация применяется независимо от назначенного административного взыскания либо освобождения лица от административной ответственности применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.
Специальная конфискация отличается от общей лишь тем, что конфискации подлежат вещи (предметы, орудия) иного статуса. Такие вещи или изъяты из оборота, или являются незаконными орудиями охоты и добычи рыб и других водных животных и при этом изъяты в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.
№ 30. Наложение административного взыскания: общие положения, общие правила, учитываемые при наложении взыскания
Наложение административного взыскания обусловлено совершением административного правонарушения. Именно оно вызывает необходимость применения административного взыскания.
В ч. 5 ст. 4.2 КоАП установлено: «Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности».
Такая категоричность не означает, что за каждое совершенное правонарушение обязательно должно следовать наложение административного взыскания. Закон предусматривает и возможность освобождения от административной ответственности (наложения административного взыскания).
Наложить административное взыскание – это означает назначить, установить, определить вид и точный его размер, которого заслуживает, по мнению компетентного органа (должностного лица), виновное лицо.
Назначается взыскание в постановлении (решении) органа (должностного лица), вынесенном по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.
Наложение административного взыскания является важнейшим и наиболее сложным моментом в деятельности органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дело об административном правонарушении, поэтому к нему следует относиться со всей ответственностью, ведь достичь целей административной ответственности возможно только при обоснованном и справедливом наложении наказания виновному лицу.
Наложение взыскания не является простым перенесением его и санкции в постановление по делу. Так поступать практически невозможно, ибо нормы, устанавливая общие меры административной ответственности, в большинстве своем являются относительно определенными и нередко альтернативными, т. е. содержащими несколько видов административных взысканий.
Компетентному органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дела об административном правонарушении, предоставлено право по своему усмотрению:
1)избрать вид административного взыскания для наложения на виновное лицо;
2)определить его точный размер.
Однако подобное усмотрение не может быть произвольным, его следует обосновать. Такое обоснование должно соответствовать определенным правилам, установленным в законе. Существует целая система правил, которые должны учитываться при определении административного взыскания. Основные из них установлены в гл. 7 КоАП «Наложение административного взыскания». К ним относятся:
1.общие правила наложения административного взыскания;
2.обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;
3.наложение административного взыскания при множественности правонарушений;
4.исчисление срока административного взыскания;
5.сроки наложения административного взыскания;
6.срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию;
7.возложение обязанности возместить причиненный вред.