Административная ответственность граждан
Согласно ч.1 ст. 2.3 КоАП административной ответственности подлежит лицо, достигшее в моменту совершения правонарушения возраста 16 лет. К несовершеннолетним относятся лица до 18 лет – возраст, с которого связано наступление совершеннолетия. Однако субъектами административного правонарушения, согласно КоАП, могут быть только несовершеннолетние граждане, достигшие к моменту совершения проступка 16 лет.
К лицам, подлежащим ответственности в соответствии со ст. 2.3 КоАП, относятся только физические лица. Административная ответственность должностных лиц по КоАП возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей.
Административная ответственность за проступки должностных лиц предусмотрена также отдельными федеральными законами. К правонарушителям – должностным лицам, как правило, относят государственные и муниципальные должностные лица. Санкции за налоговые правонарушения чаще применяются к должностным лицам коммерческих организаций. Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий. [11]
В соответствии со ст. 2.5 КоАП, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.
Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях только при совершении ими нарушений, указанных в ст. 2.5 КоАП, Однако к указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.
В зависимости от принадлежности к гражданству или подданству зарубежного государства ст. 2.6 КоАП определяет особую категорию физических лиц – иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно ст. 2.6 КоАП иностранные физические и юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Под «иностранным гражданином» понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; под «лицом без гражданства» подразумевается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия подданства иностранного государства.
Обстоятельства, при которых исключается административная ответственность[12]
Законодатель выделяет несколько обстоятельств, которые могут исключить административную ответственность либо освободить от неё. К обстоятельствам, исключающим административную ответственность, относятся следующие:
§ недостижение установленного законом возраста;
§ невменяемость лица, совершившего правонарушение. В соответствии со ст. 2.8. КоАП не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
§ крайняя необходимость – противоправное деяние, совершённое для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причинённый вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Лицо в состоянии крайней необходимости предупреждает общественно опасные последствия посягательств на публичные интересы либо пресекает длящееся противоправное деяние в тех случаях, когда ущерб (вред) уже причинён;
§ необходимая оборона – противоправное деяние, совершённое при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.[13]
В соответствии со ст.2.9 КоАП, если совершённое административное правонарушение малозначительно, то судья, либо должностные лица, уполномоченные к рассмотрению и решению дела об административном правонарушении, имеют возможность освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При истечении сроков наложения административного взяскания, возникают обстоятельства, препятствующие привлечению правонарушителя к административной ответственности. Согласно общепринятым правилам, взыскание при совершении административного правонарушения может быть наложено не позднее двух месяцев со дня его совершения.
Отягчающие обстоятельства при административном правонарушении
К обстоятельствам, отягчающим вину за совершённые административные правонарушения, законодательство в ст. 4.3. Кодекса об административных правонарушениях относит следующие:[14]
§ продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на это лиц прекратить его
§ повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию;
§ вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения
§ совершение правового нарушения группой лиц;
§ совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или иных чрезвычайных обстоятельствах;
§ совершение нарушения в состоянии опьянения. Однако в данном случае необходимо принять во внимание, что орган или должностное лицо, налагающее административное взыскание, в зависимости от характера правонарушения могут не признать факт опьянения отягчающим обстоятельством.
Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является закрытым и может быть изменён только законом Российской Федерации.
Также необходимо учитывать, что перечисленные в п. 1 ст. 4.3. КоАП РФ обстоятельства не могут учитываться в качестве отягчающих, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Смягчающие обстоятельства при совершении административнго правонарушения
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются следующие:
§ раскаяние виновного;
§ предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;
§ добровольное возмещение ущерба или устранения причиненного вреда;
§ совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжёлых личных или семейных обстоятельств;
§ несовершеннолетний возраст;
§ совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребёнка.
Этот перечень является открытым – законодателем и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и другие обстоятельства.[15]
Взыскания, накладываемые в порядке привлечения к административной ответственности
Под административным взысканием понимается мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая в установленном порядке судьёй, либо мировым судьёй, либо полномочным органом (должностным лицом) к виновному лицу, совершившему административное правонарушение, но также для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное взыскание может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя, либо во временном лишении его специального права. В отдельных административных взысканиях возможно сочетание всех названных элементов.
Административное взыскание не может иметь своей целью унижение достоинства лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Осуществление административной ответственности происходит на основании положений законодательства об административных правонарушениях. Первым этапом в производстве по делу об административном правонарушении является составление протокола. При этом, в тех случаях, когда в соответствии с законодательством штраф налагается, а предупреждение фиксируется на месте правонарушения, протокол может не составляться, если правонарушитель согласен с налагаемым на него взысканием. К лицу, привлечённому к административной ответственности, в отдельных, предусмотренных в законодательстве случаях могут применяться меры обеспечения производства по делу.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются на открытых заседаниях в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Привлечённое к ответственности лицо вправе ознакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью адвоката, обжаловать постановление по делу, имеет ряд других прав.
За совершение административного правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:[16]
§ предупреждение;
§ штраф;
§ возмездное изъятие предмета или орудия административного правонарушения;
§ конфискация предмета или орудия административного правонарушения;
§ лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортом, права охоты и др.);
§ дисквалификация;
§ административный арест;
§ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лица без гражданства.
Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.