Глава 1. понятие и место административной ответственности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность моей работы обусловлена следующим рядом обстоятельств:
Во-первых, административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата – исполнительной власти.
Во-вторых, необходимо отметить, что в эффективно функционирующем государстве деятельность исполнительной ветви государственной власти должна быть урегулирована понятными и чётко прописанными правилами и нормами. В правовом государстве эти правила и нормы оформляются в виде законов, в том числе законов из области административного права.
В-третьих, административное право, как совокупность правовых норм, является одной из самых крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим объёмом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений.
В-четвёртых, разрушение СССР, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно – правовых норм. В 90-х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и быстро расширять систему административно – правового регулирования.
Объектом курсовойработы являются общественные отношения в сфере применения норм об административной ответственности.
Целью курсовой работы является раскрытие понятия и определение сущности административной ответственности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть отличительные особенности административной ответственности от других видов юридической ответственности;
- определить сущность административной ответственности;
- рассмотреть особенности привлечения к административной ответственности физических и юридических лиц.
Для написания работы были использованы общенаучные методы такие как анализ, синтез, классификация, обобщение, наблюдение, описание, прогнозирование.
Теоретической и методологической основой для написания работы стали труды специалистов в области административного права: Конина Н.М., Петрова К.М., Леоновой Л.Л., Богданова А.В. Также при написании работы я использовал электронные ресурсы.
Специальные методы: системный, исследовательский, систематизации данных; ситуационный; статистический; экспертной оценки - для обобщения и выяснения окончательных выводов.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Административная ответственность юридических лиц
Административная ответственность распространяется не только на физических лиц, но всё в большей мере и на юридические лица. Законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе чёткой научной концепции. Но данный институт административного права в последние годы динамично развивается, и в действующем Кодексе об административных правонарушениях значительное место отведено правовым основам назначения административных наказаний юридическим лицам (предприятиям, учреждениям, организациям).
Характеризуя административную ответственность, следует заметить, что она распространяется на все правонарушения (независимо от их отраслевой принадлежности), в которых находит свое выражение административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Данное положение касается и ответственности юридических лиц. Поэтому должны быть признаны несостоятельными появляющиеся суждения о финансовой, экологической, земельно-правовой, таможенной и иных видах ответственности, поскольку все это суть разновидности одного и того же явления - административной ответственности, субъектами которой во многих случаях являются юридические лица.
Среди субъектов административной ответственности появились субъекты, охватываемые цивилистическим понятием "юридические лица", которое даётся в ст. 48 ГК РФ.
Административную ответственность юридических лиц характеризуют традиционные признаки состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Однако они обладают существенными особенностями, отличающими их от аналогичных признаков, характеризующих состав административного правонарушения, совершаемого физическими лицами. Прежде всего и в основном это касается понятия вины.[17]
Вина – необходимое условие всякой ответственности. Не может быть ни административной, ни дисциплинарной, ни уголовной ответственности без наличия вины, т.е. виновного совершения противоправного действия (бездействия).
Естественно, понятие вины применительно к юридическим лицам должно иметь иное содержание, чем в тех случаях, когда к административной ответственности привлекаются физические лица. При этом выяснение характера вины в отношении юридических лиц через призму классического понимания умысла или неосторожности является беспредметным. В теории права вина юридического лица всегда рассматривалась как принятие либо непринятие всех необходимых и возможных мер для предотвращения нарушения либо смягчения его неблагоприятных последствий. Иными словами, фактически исследовался вопрос о наличии либо отсутствии вины с учетом конкретных действий или бездействия, активности юридического лица в связи с нарушением установленных законодательством правил, норм, стандартов.
Объективная вина, как это установлено ст. 2.1 КоАП, представляет собой вину юридического лица с точки зрения государственного органа, назначающего административное наказание в зависимости от характера конкретных действий или бездействия юридического лица, нарушающего установленные правила, т.е. юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъективная вина - отношение организации в лице ее администрации, конкретных должностных лиц к противоправному деянию. Иными словами, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.[18]
Эти элементы вины образуют общее понятие вины юридического лица как признака совершенного им правонарушения и элемента его юридического состава. Таким образом, исключается представление о возможности невиновной ответственности юридических лиц как якобы отличительной особенности административной ответственности организаций, предприятий и учреждений.
Наиболее распространенным видом административного наказания, применяемого к юридическим лицам, в настоящее время остается штраф, исчисляемый как в абсолютном, так и в относительном размере. Возможно также применение таких мер, как предупреждение, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, их конфискация (ст. 3.2 КоАП).
Характеризуя административную ответственность юридических лиц как неблагоприятные последствия виновного неисполнения обязанности, нельзя удовлетвориться ее пониманием только как ответственности за противоправное деяние. Применение административного наказания к юридическому лицу осуществляется не только для наказания за вину, но также с целью обеспечения выполнения организацией своих обязанностей, требований государственных органов.[19]
Обобщая сказанное, можно дать следующее определение: административная ответственность юридических лиц - это применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей, предупреждения правонарушений.
При этом важно отметить, что с 1 июля 2002 г., т.е. вступления в силу Кодекса об административных правонарушениях, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях.
В различных отраслях и сферах применение мер административной ответственности к юридическим лицам осуществляется на основе действующих нормативных правовых актов (до их отмены) и характеризуется определенными особенностями.
Применение административных наказаний за нарушение земельного законодательства. В качестве мер административного наказания законодательство отдает предпочтение штрафам, которые налагаются за самовольное занятие земельного участка, самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, порчу земель, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и др.[20]
Административные дела об упомянутых нарушениях уполномочены рассматривать органы исполнительной власти по земельным ресурсам и землеустройству, охране окружающей среды, природных ресурсов, органы санитарно-эпидемиологического надзора, жилищно-коммунального хозяйства, по архитектуре и градостроительству. Каждый из названных органов рассматривает дела о земле-нарушениях и назначает административные наказания в соответствии со своей компетенцией.
Указом Президента РФ "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" от 16 декабря 1993 г. впервые была установлена административная ответственность за бесхозяйственное использование земель, за несоблюдение установленных режимов использования земель, за противоправные действия юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель.[21]
Градостроительным кодексом РФ (1998 г.) также была предусмотрена административная ответственность юридических лиц за предоставление земельных участков с нарушением требований градостроительной документации, нарушение использования земельных участков и ряд других. Новым Градостроительным кодексом РФ (2004 г.) предусмотрена ответственность (в частности, административная) за нарушение законодательства о градостроительной деятельности, в том числе и юридических лиц.
Особое значение для рассмотрения дел о земленарушениях имеет принятое Правительством РФ Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации.
Применение мер административной ответственности в сфере строительства и производства стройматериалов. Административная ответственность юридических лиц, в сфере строительной индустрии и производства строительных материалов установлена нормами Кодекса об административных правонарушениях.
Так, в соответствии со ст. 9.4 КоАП административная ответственность юридических лиц наступает за нарушение обязательных требований государственных стандартов, строительных норм и правил, технологических условий, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении различных видов работ и при производстве стройматериалов, конструкций и изделий, в соответствии со ст. 9.5 за строительство без разрешения; нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий.
Дела об административных правонарушениях в области строительства рассматриваются органами Госархстройнадзора России.[22]
Административная ответственность юридических лиц за нарушения таможенных правил (предусмотрена гл. 16 КоАП РФ). За нарушение таможенных правил юридическими лицами предусмотрена административная ответственность в виде следующих наказаний: 1) предупреждение; 2) штраф в сумме до 400 минимальных размеров оплаты труда либо штраф в размере от одной десятой до трехкратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения; 3) конфискация товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения либо предметами административного правонарушения.
Административная ответственность юридических лиц за нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях юридические лица несут административную ответственность в виде штрафа от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального или территориального антимонопольного органа. Непредставление либо представление заведомо недостоверных сведений (информации), предусмотренной антимонопольным законодательством, в антимонопольный орган влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа от 500 до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.[23]
Административная ответственность юридических лиц за нарушение пожарной безопасности. Статья 20.4 КоАП РФ предусматривает ряд составов административных правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц. Это: нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами; те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима; нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий; выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен; продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия; несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время перед юридической наукой стоит задача глубокого изучения и осмысления, а также анализа практики применения, постоянно меняющегося Кодекса об административных правонарушениях с целью возможного дальнейшего совершенствования. Однако, это невозможно сделать без теоретических разработок, ведь тот факт, что в КоАП РФ вносится такое количество дополнений и изменений, свидетельствует с одной стороны о том, что данный документ не был в достаточной мере проработан при его принятии, а с другой, что теоретическая наука, правоприменение, а также реалии жизни меняются и диктуют необходимость дальнейшей, более детальной разработки Кодекса.
«Значение нормативных оснований ответственности состоит в том, что юридическая ответственность вообще не может возникнуть, если такая возможность не предусмотрена законом. Для административной ответственности такой предпосылкой является наличие в законодательстве нормы с административной санкцией".
Поскольку для наступления административной ответственности необходимо, чтобы имели место все три основания наступления административной ответственности, - нормативное, фактическое и процессуальное и именно в такой последовательности, необходимы дальнейшие теоретические разработки в данной сфере, как-то в вопросе законодательства об административных правонарушениях субъектов РФ, в вопросе об установлении вины юридического лица, разработке и сосредоточении норм об административной ответственности в КоАП РФ и исключении их из других норм (АПК РФ, Налоговый кодекс и т.д.), дальнейшей разработке альтернативных методов административных наказаний как основных, так и дополнительных, т.к. одно только ужесточение норм не приводит к желаемому результату.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно правовые акты:
1. Конститу ция Российской Фслсрании (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.
2. Федеральный конституционный закон or 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;
4. Кодекс об административном судопроизводстве Российской Федерации от 08 марта 2015 г. N 21-ФЗ;
5. Глава 4 «Юридические липа» гражданского кодекса Российской Федерации;
6. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации»;
7. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
8. Федеральный закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
9. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»
10. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
11. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гара1гтиях деятельности»;
12. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
13. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне»;
14. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
15. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
16. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
17. Федеральный закон ог 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»»;
18. Федеральный закон ог 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
19. Федеральный закон ог 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.»;
20. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях»;
21. Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
22. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
23. Федеральный закон от 2 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;
24. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
25. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-Ф3 «О безопасности»;
26. Федеральный чакон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании н Российской Федерации»;
27. Федеральный такой от 8 марта 2015 г. Л» 21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»;
28. Указ 11рсзидс1гта РФ or 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации»;
29. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;
30. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 гола»;
31. Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 590 «Вопросы Совета Ьс«опасности Российской Федерации»;
32. Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации»;
Учебная литература
1. Агапов А.Б. Административное право. Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014 г. – с. 387-462.
2. Административное право России. Учебник. Часть III. Административная юрисдикция/ под ред. доктора юридических наук, профессора А.П. Коренева, доктора юридических наук, профессора В.Я. Кикотя. – Изд-во Московского Университета МВД России, ЦЮЛ «ЩИТ», 2012 г. – с. 16-26.
3. Богданов А.В., Богородицкий И.Б., Россинский Б.В. административное право. Учебник/ под ред. доктора юридических наук, профессора Россинского Б.В. – М., «Норма», 2013 г. – с. 212-235.
4. Конин Н.М. Административное право России. Общая и особенная части. Курс лекций. – М., «Юристъ», 2012 г. – с. 308-315.
5. Леонова Л.Л., Чупина А.М. Правоведение. Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2013 г.
6. Общая теория права. Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В. В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С. Пиголкина – 2-е изд., испр. и доп. – М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013 г. – 319-329.
7. Петров К.М. Административное право для студентов вузов. – Ростов-на Дону, «Феникс», 2014 г. – с. 104-120.
8. Мигачсв Ю.И., 11опон Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов. - М.: Издательство Юрайт. 2014. - 519с.
9. Бабай А.Н.. Пархоменко А.Г. Административное право: лекции. - М.: МПСУ, Воронеж: МОДЭК. 2012. - 456 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Таблица 1. Отличие административной отвественности от других видов юридической ответственности
Административная ответственность | Другие виды юридической ответственности |
Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержаться в законах и подзаконных актах | Уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная – законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная – законодательством о труде и гражданским законодательством. |
Основанием административной ответственности является административное правонарушение | Основанием уголовной ответственности является преступление; дисциплинарной – дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального вреда. |
Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица | Субъекты уголовной ответственности – только физические лица |
За административное правонарушение применяются административные взыскания | За преступления – меры уголовной ответственности; за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания. |
Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, судами (судьями) | Меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные – судами общей юрисдикции и арбитражными судами. |
Применение административного взыскания не влечёт судимости и увольнения с работы – лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение определенного срока | Применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершённое преступление, влечёт судимость; один из видов дисциплинарного взыскания – увольнения с работу. |
Меры ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях | Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности – в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства. |
[1] Агапов А.Б. Административное право. Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014 г. – с. 387-462.
[2] Административное право России. Учебник. Часть III. Административная юрисдикция/ под ред. доктора юридических наук, профессора А.П. Коренева, доктора юридических наук, профессора В.Я. Кикотя. – Изд-во Московского Университета МВД России, ЦЮЛ «ЩИТ», 2012 г. – с. 16-26.
[3] Богданов А.В., Богородицкий И.Б., Россинский Б.В. административное право. Учебник/ под ред. доктора юридических наук, профессора Россинского Б.В. – М., «Норма», 2013 г. – с. 212-235.
[4] Богданов А.В., Богородицкий И.Б., Россинский Б.В. административное право. Учебник/ под ред. доктора юридических наук, профессора Россинского Б.В. – М., «Норма», 2013 г. – с. 212-235.
[5] Конин Н.М. Административное право России. Общая и особенная части. Курс лекций. – М., «Юристъ», 2012 г. – с. 308-315.
[6] Федеральный конституционный закон or 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»
[7] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
[8] Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации»
[9] Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
[10] Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»
[11] Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
[12] Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
[13] Федеральный такой от 8 марта 2015 г. Л» 21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»
[14] Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
[15] Федеральный такой от 8 марта 2015 г. Л» 21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»
[16] Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-Ф3 «О безопасности»;
[17] Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
[18] Федеральный закон от 2 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;
[19] Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
[20] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
[21] Федеральный закон ог 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.»
[22] Федеральный закон ог 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
[23] Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»»;
[24] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность моей работы обусловлена следующим рядом обстоятельств:
Во-первых, административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата – исполнительной власти.
Во-вторых, необходимо отметить, что в эффективно функционирующем государстве деятельность исполнительной ветви государственной власти должна быть урегулирована понятными и чётко прописанными правилами и нормами. В правовом государстве эти правила и нормы оформляются в виде законов, в том числе законов из области административного права.
В-третьих, административное право, как совокупность правовых норм, является одной из самых крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим объёмом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений.
В-четвёртых, разрушение СССР, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно – правовых норм. В 90-х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и быстро расширять систему административно – правового регулирования.
Объектом курсовойработы являются общественные отношения в сфере применения норм об административной ответственности.
Целью курсовой работы является раскрытие понятия и определение сущности административной ответственности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть отличительные особенности административной ответственности от других видов юридической ответственности;
- определить сущность административной ответственности;
- рассмотреть особенности привлечения к административной ответственности физических и юридических лиц.
Для написания работы были использованы общенаучные методы такие как анализ, синтез, классификация, обобщение, наблюдение, описание, прогнозирование.
Теоретической и методологической основой для написания работы стали труды специалистов в области административного права: Конина Н.М., Петрова К.М., Леоновой Л.Л., Богданова А.В. Также при написании работы я использовал электронные ресурсы.
Специальные методы: системный, исследовательский, систематизации данных; ситуационный; статистический; экспертной оценки - для обобщения и выяснения окончательных выводов.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ