Особенности ответственности международных организаций

Особенности ответственности международной организации заключаются в том, что являясь субъектом МП, она одновременно является и юридическим лицом, осуществляющим деятельность на территории того или иного государства. В процессе деятельности международная организация обладает иммунитетами от юрисдикции государства.

В случае договорных правоотношений международная организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора наравне с другими юридическими лицами.

Во внедоговорных отношениях деликтоспособность организации ставится под сомнение в силу иммунитета организации от такого рода исков. При этом организация вправе отказаться от своего иммунитета. Если такого отказа нет, то организация несет ответственность на Международном уровне и иск к организации предъявляется в соответствии с Международным правом.

Компетенция Совета Безопасности в деле мирного разрешения споров

Широкими полномочиями в деле мирного разрешения споров обладает Совет Безопасности ООН. Он может оказывать добрые услуги и посредничество, осуществлять расследование и примирение. Мирное разрешение споров - одно из его полномочий.

Для обеспечения быстрых и эффективных действий ООН и ее Члены возлагают на Совет безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Совет Безопасности рассматривает в первую очередь такие споры и ситуации, продолжение которых угрожает международному миру и безопасности. Если характер спора или ситуации не установлен, то Совет Безопасности может расследовать их в целях определения, не могут ли они представлять угрозу международному миру Ст.34 Устава ООН. Соответствующие полномочия изложены в гл. VI Устава, которая дает Совету Безопасности право требовать от сторон в споре разрешить его путем указываемого средства. В их числе - переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам и др.

Совет Безопасности может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования спора в любой стадии спора, при этом он исходит из того, споры юридического характера передаются в Международный суд ООН Ст.36 Устава ООН. Если Совет Безопасности считает, что продолжение спора может угрожать международному миру, то он либо действует в соответствии со ст.36, либо рекомендует «такие условия разрешения спора, какие он найдет подходящими». Так в соответствии со ст.42 Устава ООН Совет Безопасности может предпринимать действия для поддержания международного мира и безопасности с помощью воздушных, морских и сухопутных сил.

Традиционные мирные средства урегулирования споров

Государства-члены ООН приняли на себя обязательство проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и мп, улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира (п.1, ст.1 Устава ООН). (Спор - когда государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация - когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними. Этого определения в Уставе ООН нет, определяет его доктрина.)

Средства, применяемые субъектами МП в целях урегулирования международных споров в соответствие с принципом мирного решения международных споров. В ст.33 УООН в качестве таких средств названы переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. Этот перечень не является исчерпывающим: мп известны и другие средства - добрые услуги, консультации, комиссии по разрешению споров. Под обследованием имеется в виду следственная процедура, под примирением - согласительные комиссии. Кроме того в соответствие с уставом ООН разрешением международных споров могут заниматься ГА и СБ ООН

Переговоры

Большинство межгосударственных споров разрешаются пу­тем прямых переговоров. Переговоры — наиболее часто исполь­зуемое средство разрешения споров на международной арене, поскольку часто мирное сосуществование государств и дости­жение компромисса является более важным, чем решение воп­роса, какое государство является виновником конфликта, а какое - жертвой.

Добрые услуги

В широком смысле слова понятие «добрые услуги» означа­ет вступление государства или международной организации в международный спор с целью установления контактов меж­ду сторонами спора.

Добрые услуги оказываются исключительно субъектами, которые не вовлечены в конфликт. Уверенность сторон спора в беспристрастности третьей стороны является обязательным предварительным условием оказания ею добрых услуг.

Добрые услуги могут быть предложены третьим государ­ством или международной организацией по собственной ини­циативе или по просьбе одной или нескольких сторон спора. В любом случае согласие на оказание добрых услуг должно быть получено со стороны всех участников спора.

Обследование (установление фактов).

Под этим понимается процедура, целью которой является выяснение подлинности фактов, составляющих сущность меж­дународного спора. Орган, проводящий обследование, вправе проводить слуша­ния сторон, опрашивать свидетелей, проводить осмотры на ме­сте, назначать экспертизы.

Примирение

Под ним понимается средство мирного разрешения споров, при использовании которого назначаемая сторонами споракомиссия чз частных лиц выполняет одновременно функции установления фактов и посредничества.

Одна сторона (в обязательной системе) или все стороны спора могут инициировать примирительную процедуру.

Наши рекомендации