Общественный и государственный строй древней Индии.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ.

Социально расслоение в Древней Индии привели не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а возникновению особых социальных групп – варн.

· Брахманы – священнослужители, жрецы. Формированию способствовала монополизация ими на определённом этапе отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов.

· Кшатрии – воины, правители. Вначале входила только армия, потом пополнялась местными вождями, главами сильных родовых групп. Существовала особая категория вратья-кшатриев – кшатриев по обету.

· Вайшьи – земледельцы, ремесленники. Первоначально свободная и полноправная часть трудового люда. В классический период вайшьи включаются в категорию податного населения.

Формирование этих трёх групп основывалось на разделении труда, когда труд физический отделялся от труда умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого.

По мере консолидации высших варн – брахманов и кшатриев – складывается особый порядок регулярных отчислений доли сельскохозяйственного продукта – «бали» (налог). Он собирался в пользу «царей». Он постоянно увеличивался, в связи с чем даже вайшьи стали рассматриваться как податное население.

· Шудры – слуги. Эту категорию занимали представители коренного завоёванного населения, а также беднейшие части самого индийского общества, тех его членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении. Неполноправное, зависимое положение шудр (ЗМ) могло сочетаться с их состоятельностью, которая делала эту категорию практически независимым (КА). Главная отличительная особенность – ритуальная нечистота. Дхармашастры закрепляют чёткие религиозно-правовые границы между шудрами и первыми тремя варнами:

o Устраняются от участия в жертвоприношениях, ритуалах (кроме брака)

o Не могли изучать священные книги.

Дхармашастры определяют для каждой варны наследственный круг занятий, тяжесть наказания зависит от принадлежности той или иной варне.

Наряду с делением на варны по мере углубление разделения труда, усиления имущественных различий формировались социальные общности, наследственные группы – касты. Выделяются религиозно-ритуальные касты «нечистых», «неприкасаемых», стоящих вне варн индийского общества. Впоследствии каждая каста приобретет более определённое место в кастовом расслоении вместе с профессиональной принадлежностью, степенью участия в решении общинных дел.

Закреплённые правом границы варн не отражали классовой принадлежности индивида. Черты принадлежности к определённому классу в Древней Индии были присущи рабам.

ü Существовало семь разновидностей рабов (соответственно и семь источников):

o Военнопленный

o Раб за содержание

o Рождённый в доме

o Купленный

o Подаренный

o Доставшийся по наследству

o Раб в силу наказания.

ü Раб был недееспособным, сделки, заключённые рабом, считались недействительными

ü Рабов могли продавать, уплачивая пошлина 20-25%

ü Потомство рабыни считалось собственностью хозяина.

ü Фактически рабы обладали имуществом, которым не мог владеть хозяин

Рабский труд не был основным, число рабов было невелико и в царском землевладении, и в ремесле.

В Индии существовало формы землевладения (или земельной собственности):

· Государственная – завоевания, войны. Одна часть переходила в царские владения (сита), здесь применялся рабский труд и труд зависимых арендаторов. Другая часть переходила учёным брахманам, храмам, монастырям, которые освобождались от налогов, и знати, чиновникам в виде служебных временных пожалований.

· Общинная – земля принадлежала общине. Община имела право неограниченно распоряжаться землёй. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Община получала часть поборов с общинников-крестьян.

· Частная крестьянская – существовала наряду с общинной. Землевладение крестьянина или большой семьи. Также имели широкие права: продажа, сдача в аренду, дарение. Основное ограничение – обязанность платить подати в пользу государства и частных лиц.

Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление торгово-ремесленной верхушки среди вайшьев, включающей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединялись в корпорации-шрени. Позже богатые купцы даже стали принадлежать к варне кшатриев.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ.

Примитивные раннегосударственные образования в Индии начали складываться в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племён или их союзов. Это были монархии, главенствующую роль в которых играли брахманы. Правители назвались раджи. Они выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель. По мере укрепления власти правителей, при нём создаётся совещательный орган, выросший из советов старейшин – паришад.

Однако в силу исторических причин, главная из которых – варново-кастовый строй, в Индии так и не сложилось сильного централизованного государства. Анализ источников, в основном – КА и эпиграфические – позволяют воссоздать более приближённую к действительности специфическую модель восточно-монархического государства Маурьев:

o Раджа – царь. Царская власть обожествлялась, но не сам царь-человек, который может быть «приверженным к порокам». Религиозные нормы говорят о наличии у царя особой дхармы – обязательства. Если царь будет следовать своей дхарме, тогда народ будет следовать за ним и это приведёт страну к процветанию. Если царь уклонится от её выполнения, то это приведёт его и его страну к гибели.

o Царь имел особую дхарму (обязанность) – охрана подданных. При этом имелась ввиду защита от внешних врагов и внутренних – грабителей, воров, преступников.

o Защищая народ, царь мог заставить его платить налог – бали. Помимо него существовало множество других поборов.

o Царю вверялось осуществление правосудия с помощью опытных брахманов.

o Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов.

o Должен возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом

o Должен организовывать публичные работы, освоение и заселение царских земель, строительство ирригационных сооружений.

КА рекомендует царям проводить политику в двух направлениях: склонять на свою сторону господ и ослаблять их путём подкупа их сторонников.

o Адхъякша – царский порученец. Основная функция – пополнение царской казны от сбора податей, штрафов, различных платежей.

o Аматья – обладатель высокой должности. В узком смысле обозначал круг советников царя:

o Мантрин – главный советник

o Сенапати – главный военачальник

o Верховный придворный жрец

o Пурохита – воспитатель сыновей царя

o Ближайшие родственники.

o Выделялись особые должностные лица:

o «Хранитель границ» (скорее всего соседний зависимый государь) – осуществлял охрану «дорог и торговли»

o «Надзиратель за судами» - следил за порядком в гавани, взимал пошлины с кораблей, отражал нападения пиратов и врагов

o «Ответственный за поимку воров».

Однако привести к определённой системе все указанные в КА должностные лица невозможно. Очень слабо разграничивались полномочия этих должностных лиц.

Рыхлость царства заставляла царя различными средствами обеспечивать государственное единство. Одним из таких средств была пакши – многочисленная и сильная группировка сторонников царя, его советников, родственников, союзников. Однако пакши имели не только цари, что обосновывает наличие предостережения от пакш врагов царя.

Местное управление.

Крупнейшими административно-территориальными единицами по КА являлись провинции. Они делились на две группы:

- пять наиболее крупных, руководимых царевичами

- особые пограничные провинции, управляемые другими представителями знати.

В состав державы включались:

· полуавтономные и монархические политические образования, зависимые в определённой степени от царей, но сохранившие свои органы управления

· сангхи – олигархические республики

· территории городов, профессиональных объединений (шрени), объединений деревень (деша)

· деревенские общины (грама).

Мелкие территориальные единицы входили в более крупную, не теряя своей автономии.

Правосудие.

Существовало две системы судов:

1) Царская. Согласно ЗМ высшей инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь «вместе с брахманами и опытными советниками» или заменяющая его судебная коллегия сабха, состоящая из назначенного царём брахмана и трёх судей. Царю принадлежало право объявлять амнистию. В суде нормы права толковали брахманы, в крайнем случае кшатрии или вайшьи.

2) Внутриобщинная. Существовало две формы «правоохранительных органов»:

a. Прадештары – выполняли главные функции:

i. Разыскивали и карали лиц, получающих нелегальные доходы

ii. Преследовали за преступления «чиновников»

iii. Вели следствие и карали за тяжкие преступления (убийство, воровство, насилие)

iv. Могли по собственной инициативе проводить расследование и назначать наказание

v. Пользовались услугами шпионов

vi. По подозрению мог задерживать обвиняемого

b. Дхармастхи – судейская коллегия из трёх судей. Компетенция распространялась на территорию 10 деревень. Суд начинался здесь по жалобе истца или потерпевшего. Рассматривали главный образом гражданские дела.

Большинство дел рассматривались, также, общинными кастовыми судами.

Армия.

Военная дружина правителя играла огромную роль в раннегосударственных объединениях.

Позже на смену пешему войску приходит профессиональное войско:

ü Применяются колесницы, слоны

ü Появляются тяжёлые квадриги

ü Ядро армии – наследственные воины, наёмники, воины отдельных объединений, зависимых союзников, находящиеся на царском обеспечении

ü Армия была кастовой – в основном лишь кшатрии могли носить оружие.

ü Охраняла правопорядок.

Наши рекомендации