Оптимизация конституционного регулирования налогообложения в современной экономике России
Рыночные повышении отношения хозяйствующих оптимизация субъектов, сложившиеся налоговой на современном этапе косвенных развития, оказывают необходимых непосредственное влияние налоговая на состояние экономики одна страны в целом. Специфика экономики этих отношений деятельности во многом зависит стремятся от налоговой политики, деятельности проводимой государством. Уплачивать оптимизация законно налоги развитию и сборы – одна государством из основных обязанностей актуальность субъектов предпринимательства, принципов однако при заключается осуществлении своей агентов деятельности любой хватает субъект рыночных агентов отношений стремится принципов к уменьшению своих хватает налоговых обязательств.
Актуальность экономики данного вопроса выплаты не оспаривается ни наукой, заключается ни практикой и заключается эффективность в том, что эффективность в современных условиях стабильность субъекты предпринимательской агентов деятельности стремятся развитию максимально сократить заключается свои расходы, принципов зачастую используя налоговой агрессивные методы косвенных оптимизации налогообложения. Бюджет тяжесть государства при одна такой политике тяжесть предприятий теряет свою значительные средства, невозможно а это, в свою актуальность очередь, является выплаты препятствием в развитии хватает государства в целом (не государством хватает средств инновационной для финансирования науки, невозможно медицины, образования, тяжесть правопорядка, инновационной оптимизация сферы, культуры, косвенных строительства и т.д.).
Наряду деятельности с этим следует налоговой отметить, что невозможно российской налоговой государством системе присущи повышении определенные концептуальные подлежащих недоработки, к которым экономики следует отнести: налоговой недостаточное использование свою налоговых механизмов налоговая в целях стимулирования числа инвестиционной, инновационной инновационной и предпринимательской
активности, расширения производства и обновления основных фондов, а также значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики.
В связи с этим возникает необходимость в разработке такой модели оптимизации налогообложения, которая, с одной стороны, будет оптимизировать расходы одних участников хозяйственного взаимодействия (предприятий, физических лиц), и с другой – обеспечивать достаточную по объему доходную часть бюджета государства для производства общественных благ последним.
Для решения вопросов оптимизации налогообложения следует прежде всего выявить закономерности возникновения оппортунистического поведения в отношениях между государством и налогоплательщиками при налогообложении. В связи с чем необходимо исследование экономических моделей, включающих в себя оппортунистическое поведение; выявление условий, при которых возникает оппортунистическое поведение; выявление форм оппортунистического поведения и зависимостей формы такого поведения от типа контрактной угрозы.
Несмотря на относительно низкий абсолютный уровень налоговой нагрузки, административное бремя по сбору налогов достаточно высоко. Это относится и ко времени, затрачиваемому плательщиками для уплаты налогов, и к усилиям, прилагаемым налоговыми органами для сбора налогов. Международные исследования, проведенные Всемирным банком в рамках проекта Doing business, показывают, что существует огромный потенциал улучшения условий ведения бизнеса в России. Согласно последней оценке, в среднем по показателю «простота ведения бизнеса «Россия занимает 123-е место из 183 стран. Показатели простоты уплаты налогов немного лучше – 105-е место из 183. Одной из основных проблем российской налоговой системы, с точки зрения налогоплательщика, является время, затрачиваемое на оформление документов для уплаты налогов и получения соответствующих льгот. В России это показатель составляет 320 часов год [1. С. 17].
Понимая необходимость упрощения процедуры налогового учета для предприятий, в последние годы правительство приняло ряд мер по решению этой проблемы, в том числе развивается система налоговых платежей через Интернет, совершенствуется механизм расчета налоговых льгот, амортизационная политика.
С точки зрения налоговых органов, главную проблему составляет высокая доля теневого сектора экономики и, как следствие, значительный процент уклонения от налогообложения. Согласно последним исследованиям, масштаб теневого сектора российской экономики очень высок – порядка 41 %, что существенно превышает показатели других, сопоставимых с Россией стран. Так, в Бразилии этот показатель составляет 37 %, в Турции – 29 %, в Индии – около 20 %. Снижение размеров теневого сектора экономики и повышение качества налогового администрирования являются приоритетными задачами программы комплексной модернизации российской экономики. Разрабатываются новые меры по совершенствованию рыночных и демократических институтов, борьбе с трансфертным ценообразованием и выводом прибыли в офшоры [1. С. 19].
Впервые попытка установить графическую зависимость между собираемостью налоговых платежей и размером налогового бремени предпринял американский экономист Артур Лаффер. Расчет Лаффера строился на том, что при сокращении налоговых ставок собственники предприятий, получив в распоряжение дополнительные средства и увеличив с их помощью объемы производства, обеспечат резкое увеличение налоговых платежей. Такой рост, по мнению американского экономиста, в перспективе должен существенно превысить недостаток налогов от первоначального снижения ставок. Однако налоговая реформа, проведенная в США в последней четверти XX в., в основе которой лежали концептуальные выводы Лаффера, не дала ожидаемого результата. Резкое снижение ставок налогов в расчете на расширение производства не привело к последующему росту налогов в ожидаемых объемах. Все это вызвало в совокупности с рядом других причин сокращение налоговых доходов и появление в 1983 г. огромного дефицита бюджета в 200 млрд долл. [6].
Таким образом, при сокращении налогового бремени предприятий (к примеру, за счет снижения государством налоговых ставок) необходимо учитывать, что минимизация объема налоговых поступлений должна мотивировать субъектов налогообложения к развитию производства и одновременному наполнению бюджета в объеме, достаточном для финансового обеспечения деятельности государства.
Налоговая система Франции