Правовой навигатор в спс консультантплюс

Как мы отмечали в параграфе 7.1., одной из основных вкладок СПС КонсльтантПлюс является Правовой навигатор. Это – удобная опция для быстрого поиска нормативных документов, комментариев, практики и прочей информации для ориентирования в определённых жизненных ситуациях. Его работа построена по принципу ключевых слов.

Иными словами, в основе Правового навигатора – поисковая строка, в которую нужно вводить варианты ключевых слов (и словосочетаний), характеризующих ситуацию, интересующую пользователя.

Если при вводе ключевых слов они окрашиваются в красный цвет в поисковой строке, то это означает, что СПС КонсультантПлюс не имеет в своём арсенале таких вариантов, а поиск результата не даст. Следовательно, нужно попробовать описать ситуацию иными словами (фразами).

После ввода определённых ключевых слов в левой части экрана (под надписью Правовой навигатор) появляются рубрики, в которых встречается контекст, соответствующий заданным условиям поиска. Выбор рубрики осуществляется нажатием на него (левой клавишей мыши либо на экране при использовании технологии Touch-screen).

При этом в правой части экрана (под поисковой строкой) отображаются варианты контекста в выбранной рубрике. Эти варианты описывают определённые сферы деятельности, типовые ситуации либо варианты процессуальных действий, которые могут заинтересовать пользователя и помочь ему разобраться, найти ответы на возникшие вопросы.

Переключение между рубриками изменяет набор вариантов контекста.

правовой навигатор в спс консультантплюс - student2.ru

Рис. 107. Поиск документов по контексту ситуации

в окне Правовой навигатор

Например, при вводе ключевых слов Медицинское освидетельствование система предложит две рубрики: Алкогольное опьянение и Медицинские осмотры. При выборе рубрики Медицинские осмотры проблематика опьянения уходит на второй план, и пользователю предлагаются варианты контекста, описывающие порядок направления работника на ежегодное освидетельствование, порядок диспансеризации, возмещение расходов на медицинское освидетельствование и т.д.

В рубрике Алкогольное опьянение все варианты контекста связаны с таким физиологическим состоянием. Но касаются они не только медицинского освидетельствования на этот счёт, и не только нахождения за рулём транспортного средства, но и составления акта об опьянении, допустимого уровня промилле, регулирования ситуации нахождения на работе в состоянии опьянения вообще, и даже того, как следует осуществлять запись в трудовой книжке о подобном нарушении трудовой дисциплины.

правовой навигатор в спс консультантплюс - student2.ru

Рис. 108. Переключение между контекстами результатов

поиска в окне Правовой навигатор

В целом Правовой навигатор предназначен для поиска правовых норм. Например, у пользователя возник вопрос по смене фамилии и (или) имени ребёнка. Скажем, возникло желание дать ребёнку фамилию бабушки, и сменить имя на более модное. Возраст ребёнка – 10 лет. Соответственно, от его имени и в его интересах все основные юридически значимые действия совершают родители, а уж фамилию кажется возможным присвоить если нелюбую, то по крайней мере от прямых родственников. Протесты ребёнка в этом случае можно не принимать во внимание.

Используя Правовой навигатор, осуществим поиск правовых норм, регулирующих этот вопрос. Вводим ключевые слова: изменение фамилии (изменение имени скорее всего должно регулироваться сходным образом либо вместе с вопросами смены фамилии - предположим).

правовой навигатор в спс консультантплюс - student2.ru

Рис. 109. Ввод ключевых слов , описывающих возникшую

ситуацию, для выбора контекста

в Правовом навигаторе

В левой части экрана система предлагает 13 рубрик (начиная с водительского удостоверения и заканчивая трудовым договором – разные сферы отношений, где может возникать вопрос смены фамилии или имени). Выбираем рубрику Несовершеннолетние.

правовой навигатор в спс консультантплюс - student2.ru

Рис. 110. Выбор условий контекста, применимых к

несовершеннолетним. Переход к

списку документов

Справа появляются варианты контекста, из которых нас заинтересует первый – смена фамилии несовершеннолетнего; а также контекст Малолетние (второй контекст – факультативно, для случаев, когда нужно дать системе задание поискать специфику именно для такого возраста). Их нужно выбрать, поставив галочки (щелкнуть левой клавишей мыши или по экрану при технологии Touch-screen). После этого нужно нажать на экранную клавишу Построить список документов либо нажать на клавиатуре F9.

правовой навигатор в спс консультантплюс - student2.ru

Рис. 111. Список документов, которые подходят

под заданные условия поиска

В появившемся списке мы находим Гражданский кодекс, который говорит о том, что за малолетних и от их имени сделки могут совершать только родители, усыновители или опекуны. Кроме того, система предлагает нам ознакомиться с Семейным кодексом, в котором ст. 59 регулирует вопросы изменения имени и фамилии ребёнка.

Открыв эту ссылку, мы обнаруживаем нужную нам правовую норму: в имеющемся возрасте она допускает смену фамилии ребёнка только на фамилию другого родителя. При этом по достижении ребёнком 10 лет на смену фамилии или имени требуется его согласие.

правовой навигатор в спс консультантплюс - student2.ru

Рис. 112. Найденная правовая норма, регулирующая

возникшую ситуацию

Следует обратить внимание на то, что Правовой навигатор позволяет искать не только правовые нормы – он осуществляет подбор всего имеющегося материала под выбранную ситуацию, под определённый контекст. В частности, при построении списка документов система в левой части экрана предлагала пользователю 48 документов из законодательства Иркутской области, 48 решений из судебной практики, а также записи из юридической консультации в рубрике Вопрос-ответ, статьи в юридической прессе, книги, постатейные комментарии – всё, что нужно для подробного изучения вопроса и подготовки своей правовой позиции.

Список использованной литературы

1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. закона от 29.07.2017 г. № 276-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 31 (ч. 1). – Ст. 3448; 2017. – № 31 (ч. 1). – Ст. 4825.

2. О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации : федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 31 (ч. 1). – Ст. 4736.

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 // Российская газета от 6 декабря 2016 г. [Электронный ресурс] : URL : https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (Дата обращения – 16.08.2017 г.).

4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 43. – Ст. 5544.

5. Епифанов, С.С. О законности применения технических средств при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в тюрьмах в условиях развития уголовно-исполнительной системы / С.С. Епифанов, Н.Д. Моисеев // Человек: преступление и наказание. 2013. № 2 (81). С.11.

6. Быстрицкий А.А. Опыт использования информационного портала в системе управления и контроля за регистрационно-учётной и статистической деятельностью органов внутренних дел/ А.А. Быстрицкий, В.Н. Шиханов // Вестник МВД России. – 2009. – № 6. – С. 5 – 15.

7. Епифанов, С.С. Тенденции развития информационных технологий в юридической сфере (правоохранительный аспект) / С.С. Епифанов // Юридические науки. 2015. № 34–2. С. 126.

8. Надыгина, Е.В. Теоретико-правовой анализ влияния информационных технологий на правосознание: Автореф. дис… канд. юрид. наук: 12.00.01./ Е.В. Надыгина. – Нижний Новгород, 2007. – 28 с..

9. Редактор презентаций PowerPoint : практическое пособие / авт.-сост. К. Д. Сибаров. – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2013. – 44 с.

10. Текстовыйредактор Word : практическое пособие / авт.-сост. К. Д. Сибаров, Е. А. Разумовская. – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. – 64 с.

11. Узбекова, А. Сбербанк сократит 3 тысячи рабочих мест из-за робота-юриста / А. Узбекова // Российская газета от 12.01.2017 г. (Воронеж).

12. Фролова, Л. Информационные технологии в юридической деятельности. Примеры информационных технологий / Л. Фролова // FB.ru [Электронный ресурс] : URL : http://fb.ru/article/188730/informatsionnyie-tehnologii-v-yuridicheskoy-deyatelnosti-primeryi-informatsionnyih-tehnologiy (Дата обращения – 01.09.2017).

13. Электронные таблицы Excel: практическое пособие / авт.-сост. Е.А. Разумовская. – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2013. – 52 с.

Приложение 1

ДОКТРИНА

информационной безопасности Российской Федерации[22]

I. Общие положения

1. Настоящая Доктрина представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.

В настоящей Доктрине под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений.

2. В настоящей Доктрине используются следующие основные понятия:

а) национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере (далее - национальные интересы в информационной сфере) - объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития в части, касающейся информационной сферы;

б) угроза информационной безопасности Российской Федерации (далее - информационная угроза) - совокупность действий и факторов, создающих опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере;

в) информационная безопасность Российской Федерации (далее - информационная безопасность) - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства;

г) обеспечение информационной безопасности - осуществление взаимоувязанных правовых, организационных, оперативно-разыскных, разведывательных, контрразведывательных, научно-технических, информационно-аналитических, кадровых, экономических и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления;

д) силы обеспечения информационной безопасности - государственные органы, а также подразделения и должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, уполномоченные на решение в соответствии с законодательством Российской Федерации задач по обеспечению информационной безопасности;

е) средства обеспечения информационной безопасности - правовые, организационные, технические и другие средства, используемые силами обеспечения информационной безопасности;

ж) система обеспечения информационной безопасности - совокупность сил обеспечения информационной безопасности, осуществляющих скоординированную и спланированную деятельность, и используемых ими средств обеспечения информационной безопасности;

з) информационная инфраструктура Российской Федерации (далее - информационная инфраструктура) - совокупность объектов информатизации, информационных систем, сайтов в сети "Интернет" и сетей связи, расположенных на территории Российской Федерации, а также на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации или используемых на основании международных договоров Российской Федерации.

3. В настоящей Доктрине на основе анализа основных информационных угроз и оценки состояния информационной безопасности определены стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

4. Правовую основу настоящей Доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

5. Настоящая Доктрина является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, а также других документов стратегического планирования в указанной сфере.

6. Настоящая Доктрина является основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности.

Наши рекомендации