В правосознании различаются три взаимосвязанные стороны: 1) познавательная; 2) оценочная и 3) регулятивная.

Познавательная сторона правосознания связана с адекватным отражением правовых ценностей в сознании индивида. Однако в обыденном правосознании знание права замещается бытовыми представлениями, индивидуальным опытом, традициями и обычаями, групповыми нормами, нормами культурного поведения.

В повседневном поведении людей более существенное значение приобретают оптимальные модели поведения, которые люди создают на основе общих представлений о должном поведении.

Оценочная сторона индивидуального правосознания проявляется в личностном отношении человека к правовым явлениям, в определении их смысла. Эта сторона правосознания мотивирует поведение, обеспечивает избирательность поведенческих актов.

Мотив поведенческого акта, имеющего правовое значение, - осмысление человеком своего поведения с позиций социальных ценностей, отраженных в правовых нормах и своих личностных интересах. Мотив поведения – это соотношение поведения с социальными нормами, реальными условиями и личностными ценностями. При этом оценке подвергаются не только возможные непосредственные результаты действия, поведенческого акта, но и их отдаленные последствия.

Правовая социализация личности – это не только формирование правовых представлений, но и формирование потребности соблюдения норм права, убеждения в их справедливости и необходимости.

Регулятивная функция правосознания связана с контролированием процесса конкретного правозначимого действия и оценкой его результатов.

Правомерное поведение – поведение, цели, способы и результаты которого не противоречат существенным интересам общества, выраженным в правовых нормах.

Итак, правосознание – сфера сознания человека, связанная с отражением правозначимых явлений и соответствующей регуляцией поведения.

Правосознание нельзя рассматривать как нечто обособленное, как особое психическое образование. Правосознание человека определяется его нормативно-ценностной ориентацией. Правосознание – проявление общей направленности личности в отношении правозначимых явлений.

Мораль и право нельзя трактовать как факторы внутреннего и внешнего (принудительного) побуждения. Правовая социализация означает формирование у личности внутреннего согласия, солидарности с нормами права. Но главной взаимосвязью морали, нравственности и права является то, что нравственное поведение является базой правопослушного поведения.

Законоисполнительное поведение – поведение социально адаптированное, т.е. приспособленное к условиям жизнедеятельности данной социальной общности.

Наивысшей формой социальной адаптации является интернализация социальных норм, требований, образцов поведения.

В своем развитии индивидуальное правосознание характеризуется противоречивостью, неравномерностью, гармоничностью или дисгармоничностью. Для него могут быть характерны отдельные дефекты в познании и оценке отдельных правовых явлений.

Все разновидности преступлений – это разновидности социально не адекватного, не адаптированного поведения (схема 1).

В профилактике преступлений нет и не может быть каких-либо отдельных универсальных мер. Только система психологически обоснованных мер, содействующих социальной адаптации личности – надежная основа криминально-профилактической деятельности.

Поведение часто объясняют социальной установкой личности. Установку не следует рассматривать как систему осознанных отношений. Установка – это подсознательная готовность к стереотипным реакциям. Следовательно, для преодоления преступности необходимо исследовать не только сферу правосознания, но и сферу подсознания, механизм формирования поведенческих штампов, шаблонов, стереотипов. В социальной адаптации индивида эта сфера поведенческой регуляции имеет не менее существенное значение, чем сознательное поведение.

Адаптированное поведение Неадаптированное поведение
Социализированное – осознание и принятие культурных и моральных ценностей, развитое чувство долга, устойчивый контроль над поведением, адекватность поведения реальным условиям Асоциальность – пренебрежение к культурным и моральным ценностям, социальная индифферентность, плохое понимание окружающей действительности, субъективизм, низкий уровень самоконтроля. Антисоциальность – преступное поведение


Схема 1. Социально адаптированное и социально не адаптированное поведение

Наши рекомендации