Энгстром был незаконно привлечен к двойной ответственности
В соответствии с п. 10 ст. 16 Правового регламента КХЛ и п. 4 ст. 23 Дисциплинарного регламента КХЛ корпоративная дисквалификация применяется в качестве санкции в отношении лица, выполняющего управленческие функции в хоккейном клубе, за неоформление Стандартного Контракта Хоккеиста КХЛ. По смыслу ст. 18, 17 и 56 Правового регламента КХЛ обязанность заключать Стандартный Контракт Хоккеиста КХЛ в установленных АНО КХЛ форме и порядке лежит на хоккейном клубе, который заключил договор об участии в Чемпионате КХЛ (договор о присоединении). Аналогичная обязанность лежала на Энгстроме в силу трудового договора, которые был заключен между Энгстромом и хоккейный клубом «Юргорден». За нарушение этой обязанности Энгстром был привлечен к дисциплинарной ответственности, а именно уволен с должности директора хоккейного клуба «Юргорден» по основанию, предусмотренному п. 9 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Следовательно, решение Дисциплинарного комитета КХЛ о корпоративной дисквалификации Энгстрома как санкция за то же самое нарушение противоречит общеправовом принципу справедливости, а именно принципу «non bis in idem», согласно которому никто не может быть дважды привлечен к ответственности за одно и то же правонарушение. Эти принципы закреплены в п. 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 1 ст. 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола № 11) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ч. 1 ст. 50 Конституции РФ применительно к сфере уголовного судопроизводства, что не исключает их применения к иным формам и видам ответственности. Возможность такого расширительного толкования подтверждается позицией, выраженной Европейским Судом по правам человека в решении от 7 июля 2007 года по делу Золотухин против России.
5. Регламенты КХЛ приняты с нарушением ФЗ “О физической культуре и спорте”
Из цели, которую преследовал законодатель в подп. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «О физической культуре и спорте», следует, что спортивные санкции должны разрабатываться и утверждаться с учетом правил, утвержденных международными спортивными организациями – Международным олимпийским комитетом (МОК), Международной федерацией хоккея (ИИХФ). К настоящему времени система спортивных санкций, а также условия и порядок их применения разработаны только по вопросам допинга (ст. 9 и 16 Международной Конвенции о борьбе с допингом в спорте, Всемирный антидопинговый кодекс, Резолюция 32 С/9 Генеральной конференции ЮНЕСКО по вопросу о допинге). В связи с этим КХЛ не может вводить спортивные санкции в хоккее до тех пор, пока не будут утверждены соответствующие международные стандарты.
Дисциплинарный регламент КХЛ «устанавливает перечень основных нарушений Регламента КХЛ» (п. 1.4), «определяет виды спортивной дисциплинарной ответственности (наказаний) за допущенные (совершенные) нарушения» (п. 1.5). Однако, в силу ч. 2 ст. 16 ФЗ «О физической культуре и спорте» Федерация Хоккея России может делегировать право на проведение чемпионатов, первенств и кубков по соответствующему виду спорта физкультурно-спортивным организациям, созданным в форме некоммерческих организаций. Буквальное толкование ч. 2 ст. 16 ФЗ «О физической культуре и спорте» не допускает, чтобы передача права на проведение спортивных мероприятий сопровождалась передачей и иных прав, закрепленных за общероссийской спортивной федерацией в ч. 1 ст. 16 ФЗ «О физической культуре и спорте», в частности права устанавливать спортивные санкции. Следовательно, указанные выше положения Дисциплинарного регламента КХЛ и иные принятые в их развитие нормы Регламентов КХЛ не подлежат применению, поскольку противоречат федеральному закону.
К тому же результаты анализа действующего законодательства позволяют сделать вывод о том, что Регламенты КХЛ приняты органами, которые не имеют соответствующих полномочий. ООО “КХЛ” имеет статус организатора Чемпионата КХЛ (п. 8 ст. 2 ФЗ “О физической культуре и спорте”). Полномочия ООО “КХЛ” ограничены правом утверждать Регламент Чемпионата КХЛ с учетом общих требований к такому Регламенту, содержащихся в Постановлении Минспорттуризма РФ от 8 мая 2009 года № 290. Такой Регламент может определять условия проведения Чемпионата, иные технические требования, указанные в ч. 1 ст. 20 ФЗ «О физической культуре и спорте», но не может вводить спортивные санкции, поскольку такое право принадлежит исключительно Федерации Хоккея России (п. 5 ч. 1, ч. 2 ст. 16 ФЗ «О физической культуре и спорту»). Следовательно, Совет директоров КХЛ, утвердив Дисциплинарный Регламент КХЛ и установив в нем систему и порядок применения спортивных санкций, вышел за пределы полномочий КХЛ и, тем самым, нарушил ч. 1 и 2 ст. 16, ч. 1 ст. 20 ФЗ «О физической культуре и спорте».