Законодатель сделал практически невозможным признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке.

Необходимо отметить и то, что одно из условий признания права собственности: соблюдение надлежащих мер к легализации, обозначенное Постановлением N 10/22, пунктом 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2010 года N 143, не добавлено в новую редакцию статьи 222 ГК РФ.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что факт обращения в досудебном порядке в орган, осуществляющий государственный строительный надзор, за разрешением на строительство, а впоследствии за актом ввода в эксплуатацию теперь не входит в предмет доказывания по такой категории дел. Отметим, что Верховный Суд Российской Федерации пока не дал соответствующие разъяснения.

Иск о сносе самовольной постройки как способ защиты

Собственника земельного участка

Согласно пункту 22 Постановления N 10/22 собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

По смыслу абзаца 2 пункта 2 статьи 222 ГК РФ ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. При создании самовольной постройки с привлечением подрядчиков ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка.

Основаниями для сноса самовольной постройки в судебном порядке являются:

- строительство на земельном участке, не предоставленном для этих целей;

- существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил;

- отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию) и (или) акта ввода в эксплуатацию;

- угроза жизни и здоровью граждан.

Каким был порядок сноса самовольных построек и какие произошли изменения, рассмотрим на примере города Москвы.

Как было

Согласно Постановлению правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - Постановление N 819-ПП) в случае если на постройку, обладающую признаками самостроя, не было зарегистрировано право собственности, она подлежит сносу без решения суда префектурой соответствующего округа в максимально короткие сроки после ее выявления.

В случае если право собственности зарегистрировано на самовольную постройку, то к лицу, которое ее возвело, предъявляется иск о сносе самовольной постройки и об исключении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если объект капитальный) либо о признании права собственности отсутствующим и об освобождении земельного участка (если объект не капитальный).

Таким образом, никто не мог быть лишен права собственности на объект недвижимости без решения суда.

Как стало

С принятием пункта 4 статьи 222 ГК РФ стало непонятно, как вести себя органам исполнительной власти. Рассмотрим противоречия между Постановлением N 819-ПП и новыми положениями статьи 222 ГК РФ.

В связи с тем, что федеральный закон имеет большую юридическую силу, чем нормативный правовой акт правительства Москвы, в случае возникновения коллизии необходимо руководствоваться федеральным законом, то есть новыми нормами статьи 222 ГК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 222 ГК РФ органы местного самоуправления (ОМСУ) городского округа (муниципального района, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае ее создания или возведения на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования, или в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

Сроки сноса и принятия решения о том, что постройка является самовольной, указанные в новой редакции статьи 222 ГК РФ (7 дней для принятия решения, 7 дней для опубликования, 2 месяца для сноса), разнятся со сроками, указанными в Постановлении N 819-ПП.

Также законодатель не указал, что делать органам исполнительной власти, если на объект, обладающий признаками самовольного строительства, зарегистрировано право собственности, и каков порядок его сноса.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ № 12, ДЕКАБРЬ 2016

Юлия Бузанова

Партнер, руководитель практики

«Межевание, кадастр, регистрация»

Наши рекомендации