Изменения процедуры оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости – что нужно учесть в 2017 году
С 01 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», устанавливающий новые правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости силами государственных кадастровых оценщиков.
Закон устанавливает достаточно большое количество новых процедур, анализ которых с точки зрения их последующего практического применения нам представляется важным.
ВАЖНО: с 01 января 2017 года по 01 января 2020 года устанавливается переходный период, в течение которого каждый субъект РФ вправе самостоятельно определять момент начала применения правил, установленных новым законом. До этого момента будут действовать правила, установленные действующим ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».
Новый субъект оценочной деятельности – ГБУ
Функции по проведению государственной кадастровой оценки будут возложены на создаваемое по решению субъекта РФ государственное бюджетное учреждение. С момента принятия субъектом РФ решения о переходе на новый механизм ГКО государственному бюджетному учреждению будут переданы следующие полномочия:
- сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости;
- определение кадастровой стоимости при проведении ГКО;
- определение кадастровой стоимости в случае внесения в ЕГРН новых объектов либо изменения характеристик объектов, влияющих на определение кадастровой стоимости (площадь, вид разрешенного использования объекта, новые обременения и т.п.);
- предоставление разъяснений и исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
ВАЖНО: государственный надзор за выполнением ГБУ своих функций будут осуществлять региональные органы Росреестра.
ГКО по новому – как защитить свои права обладателям земельных участков и ОКСов:
ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установил достаточно большой перечень процедур по оспариванию результатов кадастровой оценки.
1. В ГБУ правообладатель может обратиться со следующими заявлениями:
- о замечаниях к промежуточным отчетным документам ГБУ (только по характеристикам объекта, но не по размеру кадастровой стоимости);
- о разъяснении определения кадастровой стоимости (с возможностью последующего автоматического исправления выявленных ошибок);
- об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости.
2. В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости(в случае ее создания) и в суд общей юрисдикции правообладатель может обратиться с заявлением об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
Что нового в порядке оспаривания кадастровой стоимости:
1. Досудебный административный порядок (обращение в Комиссию) для юридических лиц теперь не является обязательным.
2. Решение о создании Комииссии теперь каждый субъект РФ будет принимать самостоятельно.
3. Предметом оспаривания в Комисии теперь может быть только установление в отношении объекта его рыночной стоимости. Оспаривание по основанию недостоверности сведений должно будет осуществляться только в ГБУ.
4. Установлены новые требования к составу Комиссии: не менее 5 членов, из которых не более половины - представители государственной или муниципальной службы.
PROЗЕМЛЮ, ЗИМА-ВЕСНА 2017
Михаил Пономарев
Руководитель практики
Линейные объекты газовой промышленности: экологические требования
Транспортировка газа потребителям осуществляется преимущественно посредством газопроводов, которые являются линейными объектами. Деятельность по их проектированию, строительству и эксплуатации имеет весьма ощутимую экологическую составляющую, так как она сопряжена с риском нанесения вреда окружающей среде в результате возможных аварий и внештатных ситуаций.
Охранные зоны газопроводов
Статья 28 Федерального закона «О газоснабжении» устанавливает права и обязанности организаций, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, расположенные в лесах, в случае аварий и катастроф на них, а также закрепляет особенности установления охранных зон для таких объектов. Данные охранные зоны являются разновидностью территорий с особыми условиями использования и обладают особым правовым режимом. Исходя из определения, которое дается в ст. 1 указанного федерального закона, такие зоны устанавливаются вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий их эксплуатации и исключения возможности повреждения.
Иными словами, основная цель установления данной категории охранных зон – физическая охрана газопроводов и иных объектов системы газоснабжения от повреждений и иных внешних воздействий, а также обеспечение их безопасного функционирования. Вместе с тем среди целей выделения указанных зон не значатся охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, хотя аварии на трубопроводах зачастую сопровождаются утечками газа и нанесением вреда окружающей среде и отдельным природным объектам.
Особый режим охранных зон системы газоснабжения обеспечивается в том числе установлением запрета на реализацию определенных видов хозяйственной деятельности в их границах. Так, владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией – собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией (ст. 28 ФЗ «О газоснабжении»).
Система требований к охранным зонам линейных объектов газовой промышленности, в частности распределительных газопроводов, устанавливается также Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 №878. Помимо определения понятия «охранная зона газораспределительной сети» (пп. «е» п. 3) Правила определяют ее ширину – для трасс наружных газопроводов; трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода; трасс наружных газопроводов на вечномерзлых грунтах – независимо от материала труб; вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов; вдоль подводных переходов газопроводов через судоходные и сплавные реки, озера, водохранилища, каналы; вдоль трасс межпоселковых газопроводов, проходящих по лесам и древеснокустарниковой растительности (п. 7).
В Правилах также прописываются ограничения (обременения), то есть перечень видов деятельности, осуществление которых на земельных участках в границах охранных зон газораспределительных сетей запрещено в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации (п. 14 Правил), а также ряд иных требований.
Требования к установлению охранных зон для магистральных трубопроводов предусмотрены Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Постановлением Минтопэнерго России от 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 №9. Согласно разделу 4 указанных Правил охранные зоны создаются для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) – в частности, вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы; вдоль трасс многониточных трубопроводов; вдоль подводных пере ходов; вокруг емкостей для хранения и разгазирования конденсата; земляных амбаров для аварийного выпуска продукции; вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту; головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций; резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций; узлов измерения продукции; наливных и сливных эстакад; станций подземного хранения газа и иных объектов.
Главным правовым механизмом обеспечения соблюдения правового режима охранных зон является либо полный запрет на осуществление в их границах определенных видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов или привести к их повреждению (п. 4.3 Правил), либо необходимость получения письменного «Разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода» для определенных видов работ (п. 4.4 и п. 5.1 Правил) от предприятий трубопроводного транспорта при наличии у производителя работ проектной и исполнительной документации, на которой нанесены действующие трубопроводы.