Форма (устройство) государства.

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства. Оно раскрывает взаимоотношений между центральными и местными органами государственного управления. Форма государственного устройства показывает : -из каких частей состоит внутренняя структура государства; - правовое положение этих частей; -отношения между центральными и местными органами; -в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации. Виды : -унитарное; -федеративное; - конфедеративное.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающими государственной независимостью.

(- единые высшие И,З и С органы; - действует одна конституция, система законодательства, гражданство; - все внешние сношения осуществляют центральные органы; -имеет единые вооруженные силы). Существуют централизованных и децентрализованных унитарных государствах. Федерация - добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. (-территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов; - верховная И, З и С власть принадлежит федеральным госорганам; -субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие И, З и С органы, - существует союзное гражданство; - в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации; -основную внешнеполитическую деятельность осуществляют союзные федеральные органы. Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Члены К - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. (-не имеет своих общих З,И и С органов; не имеет единой армии, налогов, государственного бюджета; - сохраняет гражданство государств, находящихся в союзе)

4. Право – это система норм (и их реализация) установленных или признаваемых государством, обеспечиваемых не только сознанием их необходимости и справедливости, но и силой государственного принуждения. Признаки права: 1)Нормативность (оно всегда определяет какую-либо норму поведения). В юриспруденции нормой признается типичная, т.е. усредненное поведение, удовлетворяющее всех. 2)Общеобязательность права (право обязательно для всех участников правоотношений) 3)Санкционированность государством (любая норма должна быть санкционирована государством). 4)Возможность в своей реализации опираться на принуждение со стороны государства. Функции права: 1. описательная (того, что видим) 2. обобщение и выявление закономерностей, это необходимо для получения знания о поведении изучаемого явления 3. прогностическая (что нас ждет) 4. наука должна давать практике рекомендации по коррекции существующего положения. Предмет и методы исследования: 1) исходя из функций теория государства и права проявляет взаимодействия общества с государством и правом 2) механизм государственности (госаппарат) – как действует, как существует 3) понятие власти (- способность навязать свою волю другому).

Система права - это обусловленная экономически и социальных строений, структура права, выражающая согласованность и единство юридических норм и одновременное их разделение на соответственные отрасли и институты. Отрасль права – это обособившееся внутри данной системы права, совокупность однородных правовых норм. Государственное (конституционное) право. Предмет – общественные отношения в сфере государственного управления, принципов его организации и организации экономической и политической жизни общества, основные права и обязанности граждан и отношения. Административное право – отношение физических лиц, юридических лиц с органами государственной власти или управления. Уголовное праводает понятие о преступлении и всех отношений с ним связанных: системой наказания и так далее. Его примененяют только в судебном порядке. Трудовое право: оплата труда, правила внутреннего трудового распорядка, юридическая ответственность в рамках трудовых правоотношений и т.п. Гражданское право – регламентирует личные имущественные права граждан. Коммерческое право – обязательское право, финансовое право, налоговое право и таможенное право. Семейное право. Процессуальные отрасли: уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право и арбитражный суд.

Источники права

Конституция РФ

Указы президента,постановления правительства

Международные правовые акты

Локальные норм-пр акты

Постановления верховного суда

6. Конституционный строй (в узком смысле) – установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.
Элементы конституционного строя РФ:
республиканская форма правления;
суверенитет РФ;
права и свободы личности;
источник власти – многонациональный народ России;
верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;
федеративное государственное устройство;
гражданство РФ;
разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
организация местного самоуправления.
Основы конституционного строя РФ – основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ. Принципы конституционного строя РФ – основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ. Выделяются следующие принципы конституционного строя РФ: 1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной); 2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности; 3) верховенство закона; 4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и т. д.); 5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России); 6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека); 7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви); 8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской); 9) разделение властей; 10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан); 11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

Принцип разделения властей

Разделение властей - принцип организации и деятельности государственного аппарата, определяющий распределение всех органов государства между тремя самостоятельными по предметам ведения ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательные органы представлены выборными от народа парламентами, советами, собраниями. Они определяют основные направления политики государства путем принятия законодательных актов, в том числе бюджета государства, и контролируют деятельность исполнительной власти. Исполнительные органы представлены сформированными в выборном или назначаемом порядке правительством, министерствами, управлениями, департаментами. Они осуществляют путем принятия подзаконных решений и оперативной работы непосредственное управление различными областями социальной жизни (экономикой, культурой, образованием, внешней политикой, обороной и т.д.). Судебные органы представлены конституционными судами, судами общей и специальной юрисдикции, прокуратурой. Они осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, разрешают споры о праве, применяют санкции за правонарушения. Каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы исполнительной власти распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.

Наши рекомендации