Тема 5. Криминальная психология.
Коллоквиум – вопросы для обсуждения:
1. Понятие личности преступника и его психологические особенности.
Статьи для реферирования:
- Борисова С.Е. Психологические особенности личности преступника. // Юридическая психология, 2007, № 3, стр. 26-32.
- Эминов В.Е., Антонян Ю.М. Личность преступника и ее формирование. // Актуальные проблемы российского права, 2015, № 1.
- Шкредова ЭГ. Учет личности виновного и обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, как один из критериев справедливого наказания // Журнал российского права, 2016, № 6.
- Ларченко М.А. Криминологически значимые факторы и определение их роли в детерминации преступного поведения // Государство и право, 2016, № 7, с. 40-49.
2. Типология личности преступников, ее научно-практическое значение.
3. Психологические особенности преступников насильственного типа.
Статьи для реферирования:
- Ревягин А.В. Криминолого-психологическая характеристика лиц, совершивших насильственные преступления. // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2012, № 3, стр. 59-61.
- Скрипченко Н.Ю. Криминологическая характеристика личности преступника, совершающего преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних // Журнал российского права, 2017, № 1.
4. Психологические особенности преступников корыстного типа личности.
Статьи для реферирования:
- Алексеева Е.А. Проблемы типологии квартирных воров. // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2012, № 3, стр. 55-57.
- Иващенко А.В., Алексеева Е.А. Личностные особенности квартирных воров. // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2012, № 2, стр. 76-78.
- Федоров А.Ю. Криминологическая характеристика участников преступлений, связанных с рейдерством. // Право и экономика, 2014, № 9.
5. Психологические особенности преступников-рецидивистов.
Статья для реферирования: Разумова Е.М. Психологические особенности личности преступников-рецидивистов. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, № 18 (151), 2009, стр. 26-30.
6. Психологические особенности лиц, совершающих неосторожные преступления.
Статьи для реферирования:
- Можгинский Ю.Б., Андрианова Т.А. Немотивированные преступления нашего времени. // Юридическая психология, 2010, № 1.
- Посельская Л.Н. Правовой и психологический критерии мотивации преступной деятельности личности. // Юридическая психология, 2010, № 4, с. 36-39.
7. Психологические особенности несовершеннолетнего преступника. Девиантное и делинквентное поведение.
Статья для реферирования: Можгинский Ю.Б., Андрианова Т.А. Профилактика девиантного, «докриминального» поведения несовершеннолетних: обоснование и применение психологической коррекции. // Юридическая психология, 2016, № 1, с. 28-30.
8. Психология мужских и женских преступлений.
Статьи для реферирования:
- Берлыбекова М.Е. Преступления против жизни, совершаемые женщинами. // Юридическая психология, 2016, № 3, с. 7-10.
- Кирюшина Л.Ю. К вопросы о разработке психолого-криминалистического портрета женщин, совершающих преступление. // Известия Алтайского Государственного университета, 2007, № 2, с. 43-47.
- Комаров А.А. К вопросу о феминизации преступности. // Юридические исследования, 2016, № 1, с. 49-64.
9. Понятие и социально-психологическая характеристика преступной группы.
Статья для реферирования: Маркелова Н.В. Психологическая проблема лидерства в системе организованной преступности. // Материалы региональной научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе».
10. Виды организованных преступных формирований и их психолого-правовая характеристика.
Статья для реферирования: Черлюнчакевич А.И., Месхидзе Т.Т. Психологические особенности личности современного криминального авторитета. // Юридическая психология, 2016, № 2, с. 33-35.
11. Психология терроризма и экстремизма.
Статьи для реферирования:
- Казберов П.Н. Проблемные вопросы психологического изучения проявлений экстремизма и терроризма. // Юридическая психология, 2015, № 2, с. 8-10.
- Нарусланов Э.Ф. Личность террористов и экстремистов, основывающих свою деятельность на идеях радикального ислама. // Юридическая психология, 2015, № 2, с. 38-40.
- Асямов С.В. Психология современного терроризма. // Щит, 2005, № 11.
- Гятов Т. Социально-психологический портрет члена незаконного вооруженного формирования на Северном Кавказе. // Федерализм, 2014, № 1, с. 193-200.
- Асямов С. Стокгольмский синдром: история появления и содержание термина. // ЮрПси, 2013.
- Колосницына М.Ю. Террористы и заложники: история вопроса. // Прикладная юридическая психология, 2008, № 2, с. 35-55.
- Марьин М.И., Касперович Ю.Г. Психология террористов-смертниц. // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2012, № 1, с. 6-10.
- Лебедева И.Н. Психология личности террориста. // Законность и правопорядок в современном обществе, 2012, № 9, с. 123-128.
12. Психология виктимности.
Статьи для реферирования:
- Одинцова М.А. К вопросу об исследованиях проблемы жертвы в психологии. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, № 18 (235), 2011, с. 28-31.
- Паньшин Д.Л. Экономическая преступность в Республике Татарстан: анализ официальной виктимологической статистики 2010-2015 гг. // Полицейская и следственная деятельность, 2017, № 2, с. 67-74.
13. Психология осмотра места происшествия.
Статья для реферирования: Россинский С.Б. Осмотр местности и помещения как «невербальное» судебное действие. // Российский судья, 2015, № 4, с. 27-31.
14. Психологические особенности проведения следственного эксперимента и проверки показаний на месте.
Статья для реферирования: Россинский С.Б. Судебный эксперимент как «невербальный» прием познания обстоятельств уголовного дела. // Российский судья, 2015, № 10, с. 23-27.
15. Психология производства обыска.
Статья для реферирования: Мишенина А.А., Родионова Ю.В., Загрядская Е.А. Морально-этические и психологические аспекты при производстве обыска и выемки. // Юридическая психология, 2016, № 2, с. 17-22.
16. Психология предъявления для опознания.
17. Общие психологические особенности ведения допроса в ходе предварительного следствия.
Статья для реферирования: Черевко И.М., Никонович С.Л., Бекетов В.А. Психологическое воздействие на допрашиваемого как условие получения правдивых показаний. // Полицейская и следственная деятельность, 2016, № 3.
18. Психологические особенности допроса в бесконфликтной ситуации.
19. Психологические особенности допроса в конфликтной ситуации.
Статьи для реферирования:
- Лунева С.И. Невербальные индикаторы ложной информации, получаемой от опрашиваемого лица. // Юридическая психология, 2016, № 2, с. 15-17.
- Аксенов Р.Г. Пресечение лжи при допросе лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления. // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2007, № 3, с. 11-14.
- Луговик В.Ф., Важенин В.В., Софронов В.Н., Баженов С.В. Склонение подозреваемых к даче правдивых показаний. // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2012, № 2, с. 34-37.
20. Психология допроса на очной ставке.
Статья для реферирования: Белоусов А.Д., Реуцкая И.Е., Костылева Г.В. Психология очной ставки. // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2006, № 2, стр. 34-35.
21. Психологические особенности допроса несовершеннолетних.
Статья для реферирования: Реуцкая И.Е., Бродченко О.И. Психологические особенности допроса несовершеннолетних. // Прикладная юридическая психология, 2008, № 3, с. 55-68.
Статья для реферирования: Брусенцева В.А. О некоторых аспектах тактики допроса несовершеннолетних – жертв половых преступлений. // Полицейская и следственная деятельность, 2017, № 2, с. 7-13.
Комплект упражнений (заданий):
Упражнение 1:
I. Представьте, что вам поручено руководством изучить социально-психологические предпосылки тенденций корыстной преступности среди населения вашего района (города, области, республики). Для этого вам надо разработать опросный лист. В нем, в частности, следует предусмотреть вопросы для изучения правовых позиций и ожиданий опрашиваемых. Ниже приведен примерный перечень их.
Задание:
Сформулируйте для каждого вопроса варианты возможных ответов (от трех до пяти), которые должны выражать различные виды позиций и ожиданий граждан. Вопросы к опрашиваемым таковы.
1. Для какой, на ваш взгляд, части лиц, проживающих в вашем районе (городе, области, республике) приемлемо использование незаконного (уголовно наказуемого) способа обеспечения материального достатка?
2. Как, по вашему мнению, изменяется в нынешнее время такая позиция людей?
3. Какую позицию в отношении преступного способа обеспечения материального достатка занимает большая часть людей, имеющих примерно ваши возрасти социальное положение?
4. Какая тенденция, на ваш взгляд, характерна в нынешнее время для такой позиции людей ваших возраста и социального положения?
5. Как, по вашему мнению, относится большинство трудоспособных людей к правомерному способу обеспечения материального достатка?
6. Как, на ваш взгляд, изменяется в нынешнее время отношение людей к правомерному способу обеспечения материального достатка?
7. Какая, на ваш взгляд, часть людей, проживающих в вашем районе (городе, области, республике), станет оказывать помощь правоохранительным органам в изобличении преступника?
II. Разработайте аналогичный опросный лист для изучения социально-психологических предпосылок насильственной преступности.
Упражнение 2:
Задания:
1. Составьте перечень психологических свойств личности преступника, совершившего кражу личного имущества из квартиры в составе группы, которые необходимо изучить и учитывать для:
а) оценки личности в связи с принятием судебного решения о назначении наказания;
б) индивидуального подхода при проведении допроса в ходе расследования преступления;
в) индивидуального подхода к осуществлению его исправления в период исполнения наказания.
Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении и характере совершенного им преступления примите сами в качестве допущения.
2. Определите перечень психологических свойств личности преступника, совершившего убийство из хулиганских побуждений, которые необходимо учитывать при решении задач а), б), в).
3. Вспомните историю какого-либо известного вам преступления или воспользуйтесь его описанием в литературе, или по материалам обвинительного заключения, или приговора. Проведите его анализ и выделите психологические особенности личности человека, совершившего это преступление, т.е. укажите, какими свойствами личности может обладать человек, совершивший такого рода преступное деяние. Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении и характере совершенного им преступления примите сами в качестве допущения.
Упражнение 3:
Задания:
1. Составьте перечень психологических свойств личности преступника, совершившего убийство из хулиганских побуждений, которые необходимо изучить и учитывать для:
а) индивидуального подхода при проведении допроса в ходе расследования преступления;
б) определения вины в связи с принятием судебного решения о назначении наказания;
в) индивидуального подхода при исправлении в период исполнения наказания.
Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении примите сами в качестве допущения.
2. Вспомните историю какого-либо известного вам преступления или воспользуйтесь его описанием в литературе, по материалам обвинительного заключения или приговора. Проведите анализ, укажите, какими свойствами личности может обладать человек, совершивший его. Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении примите сами в качестве допущения.
Упражнение 4:
Задания:
1. Определите круг практических задач правоохранительной деятельности, для решения которых необходимо изучение личностной приемлемости преступного поведения.
Составьте перечень отношений личности, которые являются важными для определения личностной приемлемости насильственного преступного деяния при конфликтной ситуации (например, приемлемость причинения тяжких телесных повреждений другому человеку). Обоснуйте свой выбор.
Сформулируйте перечень вопросов, которые необходимо было бы задать человеку в проанализированном вами задании 2.
4. Смоделируйте психологическую картину генезиса преступного деяния в проанализированном вами в заданиях 2 и 3 случае.
5. Смоделируйте психологическую картину генезиса преступного деяния корыстного типа (например, хищения, разбойного нападения, вымогательства или другого) человеком, имеющим:
• зрелую личностную приемлемость совершения такого деяния;
• некоторые предпосылки приемлемости совершения такого деяния.
Упражнение 5:
Задания:
1. Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния корыстного типа. Выдвиньте как можно больше предположений о возможных мотивах совершения этого преступления, указывая, в силу каких личностных свойств и обстоятельств ситуации могут возникать такие побуждения.
2. Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния насильственного типа. Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматриваемого преступного деяния и попробуйте мысленно определить те свойства личности и обстоятельства ситуации, которые могут служить предпосылками возникновения таких мотивов.
3. Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматриваемого преступного деяния и определите, что необходимо выяснить при сборе информации и общении с лицом, совершившим его, чтобы проверить, действительно ли этот мотив имел место.
Тесты:
Вопрос 1. Психологическая структура личности преступника с точки зрения их функций в порождении преступного поведения не включает в себя следующее свойство:
А) Криминогенно значимое восприятие тех или иных социальных условий и ситуаций
Б) Мотивация к преступному поведению
В) Приемлемость преступной цели для личности
Г) Возможность реализации преступного способа
Д) Коммуникативные свойства личности