Тема 3. Личность в сфере правоприменительной деятельности.

Коллоквиум – вопросы для обсуждения:

1. Понятие личности в психологической и правовой науке.

2. Теории личности.

3. Структура и содержание личности.

4. Темперамент и его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности.

5. Характер и его основные свойства и черты. Оценка их юристом.

6. Воля в структуре характера личности. Психолого-правовая оценка волеизъявления субъектов уголовного и гражданского процессов.

7. Направленность и мотивационная сфера в структуре личности субъектов уголовного и гражданского судопроизводства.

8. Ощущения как элементарная форма психического отражения.

9. Понятие, основные свойства и закономерности восприятия. Их учет при оценке доказательств.

10. Внимание и его роль в познавательной деятельности юриста.

11. Память и учет ее закономерностей в судопроизводстве.

12. Мышление и интеллект. Их значение при оценке сознания участников судопроизводства.

13. Сознание и понимание. Их психолого-правовая оценка в уголовном и гражданском праве.

14. Эмоции и чувства. Их психолого-правовая характеристика и оценка.

15. Стресс и стрессовые состояния. Их психолого-правовая оценка.

16. Аффект и его уголовно-правовое значение.

17. Психические и нравственные страдания. Их психолого-правовая характеристика и оценка.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные факторы развития личности.

2. Сформулируйте цели и укажите способы изучения личности в профессиональной деятельности юриста.

3. Раскройте содержание, соотношение и практическое значение понятий психологическая, криминологическая и криминалистическая характеристика субъекта преступления.

4. Какова природа способностей?

5. Можно ли разделить типы темперамента человека на хорошие и плохие?

6. Как темперамент влияет на формирование индивидуального стиля деятельности?

7. Как темперамент влияет на формирование характера? Что лежит в основе типологии характеров и какие типологии характера Вы знаете?

8. Какие типы акцентуаций характера представляют «опасность» с точки зрения формирования криминального поведения личности?

9. Как проявляются и какое значение в деятельности юриста имеют индивидуально-психологические особенности личности?

10. Назовите профессионально-значимые свойства и качества личности юриста.

11. Каково практическое значение психологических данных об основных свойствах познавательной сферы человека в сфере юридической деятельности?

12. В чем проявляется своеобразие требований к познавательным способностям юриста?

13. Охарактеризуйте роль эмоций и воли в регуляции поведения человека.

14. Чем определяется необходимость учета и моделирования в юридической деятельности психических состояний человека?

Темы докладов:

1. Проблема личности в профессиональной деятельности юриста.

2. Понятие и содержание визуальной психодиагностики.

3. Непреднамеренные ошибки свидетельских показаний: источники и предупреждение.

4. Исследование познавательной сферы личности как предмет исследования судебно-психологической экспертизы.

5. Учет и моделирование психических состояний человека в юридической деятельности.

6. Принципы работы полиграфа.

Практические задания:

1. Диагностика индивидуальных особенностей познавательной сферы личности: определение характеристик ощущений и восприятия; исследование особенностей приема информации, непроизвольной памяти, объема кратковременной памяти и т.д.; диагностика индивидуальных стилей мышления; измерение объема внимания, диагностика особенностей распределения и переключения внимания.

2. Выполнение упражнений, направленных на развитие познавательных процессов: отработка приемов мнемотехники; упражнений на концентрацию внимания и помехоустойчивость и т.д.

3. Диагностика эмоционально-волевых характеристик личности: настроения, тревожности, степени агрессивности, стрессоустойчивости; силы воли, субъективного контроля и т.д.

4. Выполнение упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы.

5. Знакомство со способами саморегуляции психических состояний человека и их отработка.

6. Исследование направленности и уровня притязаний личности.

7. Диагностика способностей человека: общих умственных способностей (тест «КОТ»); специальных способностей на основе исследования асимметрии мозга.

8. Диагностика индивидуальных особенностей личности: исследование типа темперамента (методика Г. Айзенка); определение типа личности (методика психогеометрической диагностики личности); определение акцентуаций характера (методика Леонгарда-Шмишека).

9. Диагностика эмоционального состояния (тест «Несуществующее животное»).

Задание для выполнения лабораторной работы:

Цель.

Получение профессиональных навыков работы с людьми.

2. Задачи:

- ознакомление с некоторыми общими паттернами поведения людей;

- изучение общих и специфических закономерностей проявления личности в процессе общения (конфликтного и бесконфликтного).

3. Задания для выполнения лабораторной работы:

3.1. Установление психологического контакта в процессе общения.

3.2. Составление сценария поведения различного типа личностей в типичных ситуациях.

3.3. Составление психологического портрета известного человека (политического или культурного деятеля, киногероя (положительного или отрицательного), др.).

Тесты:

Вопрос 1. Лица, пострадавшие в результате преступных посягательств, могут переживать следующее состояние:

А) Депрессия

Б) Эйфория

В) Воодушевление

Г) Внимательность

Д) Стенические эмоции

Вопрос 2. При определении морального вреда потерпевшему учитывается:

А) Объем финансовых потерь

Б) Разочарование

В) Страдание

Г) Недополученная прибыль

Д) Уровень его агрессивности

Наши рекомендации