Характеристика целей и задач исследования.
Цель исследования отражает его преимущественную ориентацию: теоретическую либо прикладную. Теоретическая ориентация исследования обусловливает его логическую структуру, которую можно выразить формулой «теория на входе и теория на выходе». Если основная цель исследования теоретическая, то в процессе разработки программы главное внимание уделяется теоретико‑методологическим задачам, в том числе тщательному и всестороннему изучению научной литературы по данному вопросу, глубокому обоснованию проблемы, системному анализу предмета изучения, выявлению его структуры и всего многообразия внешних связей, семантической и эмпирической интерпретации ключевых понятий, логическому анализу рабочих гипотез. После завершения научной работы можно приступить к определению конкретного объекта исследования.
Иначе выглядит логика социально‑правового исследования, ориентированного на решение прикладных задач. В таком исследовании изначально известен конкретный объект изучения. Исходя из его особенностей, исследователь приступает к разработке теоретико‑методологических вопросов, изучению научной литературы. Смысл теоретической работы в данном случае часто заключается в поиске типового решения исследовательской проблемы и применения этого типового решения к конкретным условиям существования изучаемого явления.
Прикладной вариант социально‑правового исследования предполагает выработку практических рекомендаций для сферы управления. Логическая структура такого исследования выглядит следующим образом: на входе – практические задачи, на выходе – оптимальное решение поставленных практических задач.
Конкретизация, уточнение цели исследования позволяют определить его задачи, которые чаще всего подразделяются на главные (основные) и дополнительные (неосновные). Основные задачи исследования соответствуют его целевой установке, связаны с ответом на центральный вопрос. Дополнительные задачи расширяют рамки исследования, позволяют углубить ответ на центральный вопрос.
В теоретически ориентированном социологическом исследования проблемы формирования уважения личности к праву, закону, проведенном в 70‑е годы сектором теоретических проблем социально‑правовых исследований ИГПАН, сектором теории и методики правового воспитания ВНИИСЗ и отделом по вопросам правового воспитания и правовой пропаганды Министерства юстиции, в качестве основной была обозначена такая задача: выявить уровень знания права и характер отношения к нему населения, а также проанализировать факторы, положительно и отрицательно влияющие на формирование отношения к праву и его предписаниям. Наряду с этим был определен и ряд дополнительных задач:
– исследовать факторы, воздействующие на восприятие правовой информации, ее усвоение, оценку и интерпретацию;
– изучить организацию и содержание правовой пропаганды, проводимой средствами массовой информации, выявить влияние этих средств на формирование уровня правосознания, на повышение престижа права;
– разработать научно обоснованные рекомендации для практических органов, занимающихся правовоспитательной деятельностью[95].
Подробное описание исследовательских задач характерно для целевого проекта «Российские избиратели и политическая ситуация в обществе: социологический мониторинг», осуществляемого под эгидой Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Важнейшими задачами этого проекта являются выявление состояния электорально‑правовой культуры различных групп избирателей, отношения граждан к избирательным комиссиям, эффективности действующего избирательного законодательства, в том числе регулирующего деятельность политических партий, избирательных объединений и средств массовой информации. Одновременно в дополнение к этому ставятся задачи, которые предусматривают сравнение российского и зарубежного законодательства и практики его применения, выяснение полноты реализации международно‑правовых избирательных стандартов в Российской Федерации, экспертные оценки деятельности избирательных комиссий различного уровня и получение квалифицированных рекомендаций по совершенствованию их деятельности. Реализация проекта позволит также определить роль и эффективность средств массовой информации в информационно‑культурной деятельности организаторов выборов и в проведении избирательных кампаний и выборов на федеральном и региональном уровнях, выработать рекомендации по улучшению их работы[96].
В целевом исследовательском проекте «Российские избиратели и политическая ситуация в обществе: социологический мониторинг» важнейшие задачи исследования дополнены серией уточняющих их заданий. Так, одна из главных задач, связанная с определением в мониторинговом режиме состояния электорально‑правовой культуры различных групп избирателей, динамики их оценок, уровня организации и проведения выборов, деятельности избирательных комиссий, поддержки избирателями различных политических партий, избирательных объединений и отдельных политических лидеров, предполагает решение целого ряда более конкретных задач. В частности, планируется охарактеризовать динамику и структуру участия в выборах электората, активность политических партий и избирательных объединений в ходе избирательных кампаний. Особое внимание предполагается обратить на молодых избирателей как динамичную и открытую для воздействия электоральную группу, что позволит прогнозировать электоральное поведение нового политического поколения.