Предмет и пределы юридической деятельности.

Будучи видом социальной деятельности, юридическая деятельность не имеет всеобщего характера, и одна из задач социологии права сводится к верному определению границ ее предметной сферы, или, иначе говоря, установлению ее пределов. Потребность в таких пределах наиболее остро ощущается на начальной и конечной стадиях правого регулирования, где правовые явления наиболее тесно соприкасаются с социальными явлениями, и их различение представляет порой достаточно сложную познавательную задачу.

Правовое регулирование как процесс принятия общеобязательных норм права имеет своим предметом общественные отношения, т. е. социальные, а не юридические явления. В современном обществе значительная часть общественных отношений может существовать и успешно развиваться только в форме правоотношений. Однако весьма обширен и круг отношений, которые в нормативно‑правовом регулировании не нуждаются. И, следовательно, одна из задач, связанных с определением пределов юридической деятельности, сводится к верному определению границ, т. е. совокупности социальных отношений, объективно требующих правового регулирования.

Можно говорить о границах правового регулирования как минимум в двух сферах: в системе общественных отношений, объективно нуждающихся в правовом регулировании, и творческой деятельности государства по формированию новых, отсутствующих в обществе правовых отношений.

Современное общество имеет достаточно обширную область, где действует свободно волящая личность, сообразно собственному сознанию и с учетом имеющихся ценностных ориентаций, моральных, иных социальных, неюридических норм и личных интересов. Подобным образом личность действует: 1) при реализации политических свобод, свободы личной жизни, слова и мысли, совести, литературного, художественного, научного и других видов творчества;

2) в сфере личных семейных взаимоотношений; 3) в качестве члена общественных либо религиозных объединений.

На долю государства приходится регулирование вопросов, связанных с обеспечением реальной свободы личности, устранением любых препятствий, которые могут исходить от других лиц и органов государства. Одновременно государство устанавливает границы свободы личности, выход за которые создает реальную угрозу причинения вреда другим лицам, обществу и государству, ибо личная свобода остается частным делом постольку, поскольку она не посягает на права и свободы других лиц. В зависимости от тяжести посягательства на права других лиц и иных обстоятельств злоупотребление свободой может признаваться государством административным проступком либо преступлением.

Право не только отражает общественные отношения, но и в определенной мере творит их. Так, вне правового опосредствования не могут существовать структура, компетенция и порядок деятельности государственных органов и должностных лиц, правосудие, деятельность органов следствия и дознания, разного рода налоги. Благодаря праву государство получает возможность охранять и развивать отношения, которые в обществе могут находиться в стадии становления, но с которыми государство связывает дальнейшее прогрессивное развитие общества в целом или его отдельной сферы.

Творческая, созидательная роль права весьма ярко проявилась в Российской Федерации в 90‑х годах, когда были проведены меры по восстановлению рыночной экономики и формированию правового государства. Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативно‑правовые акты утвердили новую по сравнению с той, которая имела место в СССР и сохранялась временно в условиях Российской Федерации, систему экономических и политических отношений. В частности, была проведена приватизация значительной части государственных предприятий. Система Советов народных депутатов, соединявшая в одном лице исполнительную и законодательную власть, была заменена системой государственных органов, основанной на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Граждане получили ряд дополнительных прав и свобод, но лишились возможности удовлетворять значительную часть своих потребностей из общественных (государственных) фондов потребления.

Однако творческая роль права по созданию и развитию новых порядков является, отнюдь, не беспредельной. В своих реформаторских устремлениях государство оказывается по преимуществу ограниченным. Любая, самая благая мера государства может привести к социально полезным результатам при одном непременном условии – правовые нормы должны соответствовать экономическим, политическим, правовым и иным социальным закономерностям, а также учитывать конкретно‑исторические условия их действия.

Многовековая история человеческого общества убедительно показала, что уровень развития права не может быть выше экономического и культурного уровней развития общества. Это положение означает, что право может закреплять различные способы распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ. Однако все такие способы могут реально использоваться в той мере, в какой они реально учитывают экономическое положение страны. С помощью права нельзя распределять блага, которые общество вследствие неразвитости промышленности, строительной индустрии, инфраструктуры не производит и не в состоянии произвести.

В условиях СССР неоднократно принимались нормативно‑правовые акты с целью повышения благосостояния населения и обеспечения его потребностей в жилье, товарах народного потребления и продовольствии. Но все эти акты остались по преимуществу благими пожеланиями, поскольку существовавшая экономика была не способна создать требуемую правом совокупность материальных благ. Государство не смогло удовлетворить всех потребностей населения страны в жилище, оказалось не в состоянии обеспечить своих граждан сельскохозяйственными и продовольственными товарами. Вместо обещанного нормативными актами изобилия страна к концу 80‑х годов имела острый дефицит товаров народного потребления.

Производство материальных благ в значительной степени зависит от учета закономерностей, в соответствии с которыми развивается экономика и которыми следует руководствоваться в своей деятельности по правовому регулированию общественных отношений.

Правовое регулирование не может быть успешным и без учета уровня культуры населения, его готовности реализовать принятые государством нормативно‑правовые акты, ибо, как уже говорилось, нормативно‑правовые акты, не одобряемые и не поддерживаемые большей частью населения, не имеют больших шансов на успешное действие даже при очевидной необходимости и целесообразности принимаемых государством мер. Яркой иллюстрацией этого положения может служить антиалкогольное законодательство, принимавшееся в ряде стран, в том числе в СССР.

Таким образом, правотворчество ограничивается предметом правового регулирования – совокупностью отношений, объективно требующих нормативно‑правового регулирования, – и как вид юридически значимой деятельности не может выходить за эти пределы. Иначе оно будет необоснованно вторгаться в сферу социального регулирования, осуществляемого самим обществом или его общественными и религиозными объединениями, либо работать вхолостую, создавая декларативные, не соответствующие современным реалиям нормы права.

Определенные и весьма четкие границы юридической деятельности существуют и на конечной стадии правового регулирования, характеризующейся процессами реализации норм права в конкретных правоотношениях.

Каждое правоотношение представляет собой результат активной деятельности государственных органов либо субъектов права, в ходе которой конкретизируются общие нормы права применительно к наличным, реальным условиям, правам и законным интересам участников правоотношения, ибо, прежде чем вступить в конкретное правоотношение, его участники должны определить свои права и обязанности, порядок и условия исполнения взятых на себя обязательств. Совокупность прав и обязанностей субъектов правоотношения понимается как юридическое содержание правоотношения.

Одновременно правоотношение связано с фактической деятельностью его участников по исполнению взятых на себя обязательств. Например, организация производит продукцию, которую она обязалась поставить другому предприятию; транспортная организация осуществляет перевозку груза; работник выполняет работу по трудовому договору Деятельность по исполнению обязанностей в конкретном правоотношении понимается как материальное содержание правоотношения. И вполне правомерно возникает вопрос: можно ли фактические действия участников правоотношения рассматривать как разновидность юридической деятельности?

Хотя связь между юридическим и материальным содержанием правоотношения является прямой и непосредственной, тем не менее, нет достаточных оснований полагать, что фактическая деятельность участников правоотношений по исполнению своих обязательств может рассматриваться как вид юридической деятельности.

Конечно, можно рассматривать производственную деятельность общества как результат правоотношения, т. е. идти от права к реальной жизни. Но такой подход был бы равносилен опровергнутому правовой наукой и практикой взгляду, согласно которому «юридическая форма – это все, а экономическое содержание – ничто». Действительный процесс идет прямо противоположным путем: производство материальных благ определяет облик общества, в том числе и действующее в нем право.

Фактические действия лежат за пределами права, представляют собой предметно‑практическую деятельность людей, общества, которая оказывается намного сложнее и многообразнее, нежели закрепленные правоотношением субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношения устраняют противоречие интересов взаимодействующих субъектов, но не снимают всех тех реальных противоречий, которые характеризуют процесс производства материальных и духовных благ, – и создают весьма серьезные, порой непреодолимые препятствия для производственной деятельности. К ним относятся: кризисное состояние экономики, отсутствие необходимого сырья и полуфабрикатов, нехватка специалистов, неспособность орудий производства обеспечивать надлежащее качество товаров и т. д. Для конкретного правоотношения подобные обстоятельства не имеют никакого значения. Не исполнивший своих обязательств по договору, иному соглашению признается правонарушителем. Что же касается сферы фактических реальных действий, то организация эффективно действующего производства составляет основополагающую задачу государства и общества, решаемую не только с помощью права.

Как особая сфера социальной жизни непосредственный процесс производства материальных и духовных благ развивается по своим законам и своим нормам. Предметная созидательная деятельность человека представляет собой процесс его взаимодействия с природой, где успех обеспечивается знанием объективных закономерностей и соблюдением в первую очередь технологических норм, правил техники безопасности, стандартов и тому подобных технических норм.

Аналогичным образом обстоит дело и с созданием духовных благ. Их творение является по преимуществу сугубо индивидуальным делом, основанным на реализации субъективного права творящего субъекта и не нуждается в каких‑либо специальных правоотношениях. Процесс создания духовных благ опять‑таки лежит вне права, определяется правилами, составляющими содержание методов, приемов, способов творческой деятельности.

Таким образом, фактическая деятельность по производству материальных и духовных благ, даже если она осуществляется с целями исполнения обязательств в конкретном правоотношении, не может рассматриваться в качестве юридической деятельности. Такая деятельность входит только в социальный механизм правового регулирования, да и то не полностью, а в той мере, в какой произведенные блага влияют на процессы правового регулирования общественных отношений. Далеко не все, что создается трудом человека, обязательно втягивается в сферу правоотношений в качестве их объекта. Произведенная продукция может оказаться невостребованной, не вовлеченной в гражданский оборот и не способной породить какие‑либо правовые последствия. Соответственно, и деятельность по производству такой продукции никак не влияет на правовые процессы в обществе.

Юридическая деятельность, имея своим предметом процессы создания и реализации права, отличается от других сходных с ней видов социальной деятельности. В правотворчестве ее сфера ограничивается предметом правового регулирования. На стадии реализации норм права юридическая деятельность представляет собой предметно‑практическую деятельность граждан и иных лиц, осуществляемую в процессе возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Фактические же действия субъектов по исполнению своих обязательств в правоотношении относятся к экономической, политической и иной социальной деятельности.

Наши рекомендации