Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации, состоящий из Секретариата, Управления государственной службы и кадров, Финансового управления и Управления делами.

Уставные:

Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» закрепляет, что анализируемые суды рассматривают вопросы соответствия законов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ, а также занимаются толкованием конституции (устава) субъекта РФ. Законодательством субъекта РФ этот перечень вопросов может быть изменен в сторону расширения. Едва ли можно согласиться с тезисом о том, что субъект РФ вправе «сузить указанную компетенцию». Подобный подход приведет к созданию новых квазисудебных органов конституционного контроля, именуемых конституционными (уставными) судами. Думается, очерченная федеральным конституционным законом компетенция конституционных (уставных) судов — минимально допустимая, отсутствие которой не позволяет называть орган конституционным (уставным) судом.

Помимо вышеперечисленного, конституционные (уставные) суды в разных субъектах РФ вправе:

а) разрешать дела о соответствии конституции ненормативных актов высших органов государственной власти республик (республики Бурятия, Карелия, Республика Саха (Якутия) и др.); международных договоров субъектов РФ (республики Карелия, Бурятия, Татарстан, Тыва и др.); договоров и соглашений с другими субъектами РФ (республики Марий Эл, Карелия и др.);
б) разрешать споры о компетенции между органами на уровне субъекта РФ и местного самоуправления (Республика Саха (Якутия), Тыва);
в) проверять конституционность правоприменительной практики (Республика Саха (Якутия);
г) определять конституционность политических партий (Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), а также наделяются другими полномочиями (право законодательной инициативы, право решения по жалобам о нарушении конституционных прав граждан и др.).

В ряде субъектов РФ (Республика Саха (Якутия), Башкортостан, Татарстан и др.) к компетенции конституционных судов неправомерно отнесены вопросы, находящиеся в ведении РФ (проверка конституционности международных договоров РФ, договоров между федеральными и региональными органами государственной власти и др.). Так, Конституционный суд Республики Саха (Якутия) может проверять на предмет соответствия Конституции Республики федеральных законов, давать «заключение о характере нарушений государственного суверенитета Республики Саха (Якутия) органами государственной власти и управления Российской Федерации» (ст. 101 Конституции Республики Саха (Якутия), что грубо нарушает Конституцию РФ и свидетельствует о стремлении использовать рассматриваемый институт в деструктивных целях.

7. Судопроизводство в конституционных (уставных) судах.

Конституционное судопроизводство является самостоятельным видом судопроизводства (наряду с уголовным, гражданским и административным), осуществляется Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ действует на основании Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», Регламента Конституционного Суда РФ.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ действует на основании конституции (устава) соответствующего субъекта РФ, закона соответствующего субъекта РФ о конституционном (уставном) суде субъекта РФ, регламента конституционного (уставного) суда субъекта РФ.

Принципами конституционного судопроизводства являются независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон (гл. IV Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», соответствующие главы законов субъектов РФ о конституционных (уставных) судах субъектов РФ).

Конституционный Суд РФ (равно как и конституционные (уставные) суды субъектов РФ) не вправе рассматривать какой-либо вопрос по своему усмотрению, для этого необходим направленный в установленном порядке уполномоченным органом (лицом) и отвечающий критериям допустимости запрос (заявление, ходатайство).

Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ рассматривают, прежде всего, вопросы права, а не решают политические проблемы и не исследуют фактические обстоятельства дела, если такое исследование находится в компетенции других органов (в том числе судебных).

При рассмотрении вопроса о соответствии того или иного акта Конституции РФ Конституционный Суд РФ проверяет его по содержанию и форме, по субъекту и процедуре принятия, по соответствию конституционному разграничению предметов ведения и полномочий (ст. 71–73 Конституции РФ), конституционному принципу разделения властей. Если оспариваемый акт принят до вступления в силу Конституции РФ (25 декабря 1993 г.), то он рассматривается только по содержанию.

Решения Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после провозглашения, являются важным источником российского конституционного права.

Наши рекомендации