Кто может приостановить действие специального права или лишить его работника?

Истечение срока действия специально права не будем рассматривать, поскольку и так понятно, что оно наступает, когда заканчивается установленный законодательством срок действия разрешения, сертификата, удостоверения, билета и т. д. Кто должен осуществлять контроль за сроком истечения действия специального права? На этот вопрос законодательство не дает ответа. Полагаем, что работник самостоятельно должен следить за сроком действия разрешающего документа (ведь это документ, позволяющий ему осуществлять трудовую функцию), однако кадровая служба также может (но не обязана) напоминать сотруднику о предстоящем истечении срока.

Но специального права могут и лишить. Согласно ст. 3.8 КоАП РФ лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом или уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования данным правом. Лишение специального права назначается судьей. При этом срок такого лишения не может быть менее одного месяца и более трех лет.

При лишении права происходит изъятие в установленном порядке документа, удостоверяющего наличие такого права (например, водительского удостоверения). По истечении указанного срока документы, изъятые у лица, подлежат возврату ему (ст. 32.6 КоАП РФ).

Лишить специального права может также орган, осуществляющий выдачу разрешений, лицензий и т. д. В случае нарушения гражданином требований, связанных с таким правом, уполномоченный орган может:

приостановить действие специального права;

аннулировать лицензию, удостоверение или другой документ, которым подтверждено то или иное специальное право.

Действия работодателя

1. Отстранение. Прежде всего ст. 76 ТК РФ установлена обязанность работодателя по отстранению сотрудника в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права). При этом обязательными условиями такого отстранения являются:

– невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

– отсутствие вакансий или невозможность перевода работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предложить работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предложить вакансии в других местностях работодатель должен, если это предусмотрено коллективным, трудовым договорами, соглашениями.

Для оформления отстранения работодателю необходимо направить работнику предложение о вакансиях. Если работник согласен, оформляется временный перевод. Для этого нужно заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указываются новые условия работы и срок перевода, если он известен (если дата восстановления специального права неизвестна, в соглашении можно указать: «До дня восстановления специального права на управление транспортным средством»). На основании подписанного сторонами соглашения работодатель издает приказ о временном переводе, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись.

После того, как специальное право восстановлено, работник приступает к своим трудовым обязанностям. Если в приказе об отстранении не был указан его период, восстановление работника также оформляется приказом.

2. Увольнение. А вот если срок приостановления действия специального права превышает два месяца или работника его лишили вовсе, отстранять сотрудника не нужно. В таком случае производится увольнение по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. По этому же основанию прекращаются трудовые отношения в случае истечения срока действия специального права.

К сведению

Увольнение по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ может быть произведено, только если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации сотрудника, так и на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предложить ему все отвечающие названным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предложить вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 83 ТК РФ).

Итак, опишем процедуру прекращения трудовых отношений. При выявлении факта приостановления действия специального права на срок более двух месяцев или истечения срока его действия:

1) работодатель направляет работнику в письменной форме предложение вакансии;

2) в случае согласия работника оформляется постоянный перевод (заключается соглашение и издается приказ). При этом в трудовую книжку вносится соответствующая запись;

Обратите внимание

Если сотрудника лишили специального права, например, на три месяца, а работодатель не хочет увольнять его, можно предложить ему временный перевод на другую должность, а после того, как сотрудник восстановит свое право, вернуть его на ранее занимаемую им должность.

3) если работник не согласен на перевод или в организации отсутствуют вакантные должности, трудовой договор с ним расторгается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, – по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ:

издается приказ об увольнении (форма Т-8);

запись о расторжении трудового договора вносится в трудовую книжку (см. пример ниже);

в последний рабочий день с работником производится окончательный расчет (выплачиваются полагающаяся ему заработная плата, а также компенсация за неиспользованный отпуск и другие причитающиеся ему суммы);

оформляется личная карточка и выдается трудовая книжка.

В заключение

Подводя итог, выделим основные черты специального права. Оно подтверждается особым документом, носит срочный характер и дает лицу возможность заниматься определенной деятельностью. При лишении такого права или окончании срока его действия работник подлежит увольнению по не зависящим от сторон обстоятельствам – п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

Приложение 7 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

Саша

Вопросы связанные со специальными правами работников возникли в сфере действия российского ТП задолго до появления в нем соответствующего термина. В основном это было связано с приемом на работу на транспорте.

В настоящее время надо разделять права вытекающие из документов об образовании и специальные права физических лиц, подтверждаемые особыми документами, выдаваемыми, контролируемыми и изымаемыми в специальном порядке.

Под специальным правом физического лица есть веские основания понимать подтвержденную особым документом, выдаваемым, контролируемым и изымаемым в установленном порядке, как правило, федеральными органами государственного управления, возможность такого лица заниматься определенной и недоступной для лиц, не обладающих подобным документом, деятельностью. В тех случаях когда речь идет о трудовых отношениях, вытекающих из трудового договора, специальные права физических лиц оцениваются в качестве специальных прав работников, условно говоря, в узком смысле. Этот узкий смысл означает формальный смысл, ныне вытекающий из ст. 76 и 83 Трудового кодекса РФ.

Пример широкого смысла: В принципе, сугубо теоретически возможно утверждать и о специальных правах работников и в более широких смыслах. В частности, все-таки охватывая ситуации, сопряженные с обязательными при приеме на работу документами об образовании и ряд иных. Так, в ст. 27 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 2007 г. предусмотрен спортивный паспорт, являющийся документом единого образца, удостоверяющим принадлежность к физкультурно-спортивной и иной организации и спортивную квалификацию спортсмена.

Согласно ст. 3.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях 2001 г. Лишение физического лица (уже не только гражданина России) предоставленного ему специально права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями особенной части этого Кодекса.

Исходя из актуальных решений об административно-правовой ответственности получается, что в России лишение специального права физического лица правомерно при соблюдении следующих условий:

а) физическому лицу было предоставлено специальное право из числа оговоренных в Кодексе РФ об административных правонарушениях;

б) это лицо совершило административное правонарушение, предусмотренное статьями особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях и заключающееся в грубом или систематическом нарушении специального права;

в) лишение специального права назначено постановлением судьи на срок от одного года до трех лет;

г) при этом учтены ограничения, предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 3.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (относительно права управления транспортным средством – для лиц, использующих это средство в связи с инвалидностью, и относительно права осуществлять охоту – для лиц, для которых охота является основным законным источником средств к существованию).

Лишение специального права на срок в один месяц необходимо толковать в качестве приостановления действия специального права на срок до двух месяцев. Значит, при заданных обстоятельствах работник должен быть отстранен от работы, если упреждающий это отстранение перевод на другую работу в силу отсутствия условий для него или из-за несогласия работника оказался невозможным.

Специальное право работника означает подтвержденную особым документом (лицензией, сертификатом, аттестатом, удостоверением, паспортом, дипломом, разрешением, билетом и т.п.), выдаваемым, контролируемым и изымаемым в установленном на основе норм федерального законодательства порядке, как правило, федеральными органами государственного управления, возможность персонально данного работника выполнять такую трудовую функцию, которая недоступна для лиц, не обладающих данным документом.

Специальные права и правила их лишения могут быть установлены только федеральными законами во имя целей, перечисленных в ст. 55 Конституции РФ.

Наши рекомендации