Кафедра криминологии и организации профилактики преступлений
КРИМИНОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
по специальности
030501.65 – Юриспруденция
Рязань 2009
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра криминологии и организации профилактики преступлений
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Академии ФСИН России
генерал-майор внутренней службы
_____________________А.Я. Гришко
«____» ____________________2009 года
КРИМИНОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
по специальности
030501.65 – Юриспруденция
Факультет юридический
Категория обучаемых курсанты и слушатели
Курс 2, 3 (очная форма обучения), 3, 4 (заочная форма обучения)
Рабочий учебный план от 13.05.2005 г. (с изм. от 2006-2007 гг.),
утвержденный от 21.05.2007 г.
Рязань 2009
Учебно-методический комплекс составлен на основе ГОС высшего профессионального образования по специальности 030501.65 – Юриспруденция, утвержденного Минобразованием России 27 марта 2000 г, методических рекомендаций по разработке учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам, преподаваемым в образовательных учреждениях ФСИН России.
Обсужден и одобрен на заседании кафедры криминологии и организации профилактики преступлений 10 ноября 2008 г., протокол № 3, методического совета факультета 12 ноября 2008 г., протокол № 3, ученым советом 24 ноября 2008 г., протокол № 4.
Разработчики
доктор юридических наук, профессор В.И. Игнатенко
доктор юридических наук, профессор Н.С. Артемьев
преподаватель-методист Е.В. Бабкина
Начальник обеспечивающей кафедры
кандидат юридических наук, доцент А.П. Фильченко
Рецензенты
кандидат юридических наук, доцент М.Г. Мельников
кандидат физико-математических наук А.В. Лебедев
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра криминологии и организации профилактики преступлений
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника академии
по учебной работе
полковник внутренней службы
__________________С.Н. Бакунин
«____» ____________ 2009 г.
КРИМИНОЛОГИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины
по специальности
030501.65 – Юриспруденция
Факультет юридический
Категория обучаемых курсанты и слушатели
Курс 2, 3 (очная форма обучения), 3, 4 (заочная форма обучения)
Рабочий учебный план от 13.05.2005 г. (с изм. от 2006-2007 гг.),
утвержденный от 21.05.2007 г.
Рязань 2009
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе ГОС высшего профессионального образования по специальности 030501.65 – Юриспруденция, утвержденного Минобразованием России 27 марта 2000 г.
Обсуждена и одобрена на заседаниях обеспечивающей кафедры криминологии и организации профилактики преступлений 10 ноября 2008 г., протокол № 3, методического совета академии 12 ноября 2008 г., протокол № 3.
Разработчики
доктор юридических наук, профессор З.С. Зарипов
кандидат юридических наук, доцент М.П. Еремкин
преподаватель-методист Е.В. Бабкина
Начальник обеспечивающей кафедры
кандидат юридических наук, доцент А.П. Фильченко
Часть I.
Рабочая программа по учебной дисциплине
«КРИМИНОЛОГИЯ»
Раздел 1. Организационно-методический раздел
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа, определяющая содержание и структуру учебной дисциплины, разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Минобразованием России 27 марта 2000 г., и предназначен для обучения курсантов, студентов и слушателей по специальности 030501.65 – Юриспруденция.
Программа курса составлена из расчета учебного времени, определенного примерным учебным планом (120 часов - аудиторных занятий).
Учебная дисциплина «Криминология» в Академии ФСИН России изучается в 4-м и 5-м семестрах и представляет собой две взаимосвязанные между собой части: Общая и Особенная.
Общая часть включает в себя теоретические вопросы криминологии как науки о преступности, ее причинах и условиях, лицах, совершивших преступления, и мерах по их предупреждению.
Особенная часть предусматривает изучение прикладных проблем, касающихся профилактики преступности и различных ее видов.
Изучение содержащихся в программе проблем преследует цель сформировать у курсантов и слушателей научно обоснованные взгляды на преступность, привить им умения и навыки анализа и оценки данных о преступности, прогнозирования преступности и индивидуального преступного поведения, организации и осуществления профилактической деятельности, использования современных методик для реализации этих задач.
Необходимость изучения курсантами и слушателями учебной дисциплины «Криминология» определяется также тем, что она, имея статус междисциплинарной, служит методологической основой в отношении всех дисциплин криминального цикла. Без знания теории криминологии и профилактики преступлений такие учебные дисциплины, как: уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право, криминалистика, пенитенциарная педагогика и многие другие, оказались бы в затруднительном положении при определении своих форм и методов по осуществлению одной из основных задач - профилактики преступлений.
Для успешного освоения курса «Криминология» наряду с лекциями и семинарскими занятиями значительное количество времени отводится практическим занятиям. Они составляют 30 часов (вместе с групповыми упражнениями), то есть около 29 %от общего количества времени, отведенного на изучение всего курса.
При изучении Специальной части практическим занятиям выделяется 50 % времени, предназначенного для изучения этого раздела. Такое распределение времени преследует цель вооружить курсантов и слушателей на базе теоретических знаний максимумом практического опыта, позволяющего со знанием дела включиться по завершении учебы в вузе в реальную работу по предупреждению преступлений.
В результате изучения курса “Криминология и профилактика преступлений” выпускники должны:
иметь представление:
- о природе и причинах преступности, формах ее проявления, о личности преступников, закономерностях, связях и отношениях в криминальной среде, о территориальной распространенности преступности, ее отдельных видах и типах в России и за рубежом;
знать:
- особенности личности преступников и их жертв;
- причины и условия преступности и индивидуального преступного поведения, механизм преступного поведения;
- формы и методы профилактики преступлений;
уметь:
- измерять преступность и устанавливать ее взаимосвязь с другими явлениями и процессами, владеть приемами расчета необходимых показателей;
- разрабатывать программы криминологических исследований и непосредственно осуществлять их реализацию, в том числе осуществлять поиск, обработку, анализ и интерпретацию полученной информации;
- осуществлять научное прогнозирование и планирование основных тенденций развития преступности и ее структурных составляющих, других криминологически значимых факторов;
- осуществлять правоохранительную деятельность, в том числе по профилактике отдельных видов и групп преступлений.
Материал дисциплины изучается на лекциях, семинарах, практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы курсантов. Важным элементом практического обучения является участие курсантов под руководством преподавателей и практических работников (по взаимному согласованию) в осуществлении конкретных профилактических мероприятий в территориальных подразделениях органов внутренних дел и учреждений, исполняющих наказания.
По всем возникающим вопросам при изучении курса следует обращаться за консультациями к преподавателям кафедры.
После окончания 4-го семестра курсанты и слушатели сдают зачет. Наряду с другими видами занятий учебным планом подготовки курсантов и слушателей в 5-м семестре предусмотрено написание и защита курсовых работ. Завершается изучение учебной дисциплины «Криминология» сдачей семестрового экзамена по всему курсу обучения.
Раздел 2.Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
2.1. Тематический план
по дисциплине «Криминология»
для курсантов и слушателей
2-х и 3-х курсов юридического факультета очной формы обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||||
всего | лекции | сем. зан | практ | |||
РАЗДЕЛ I | ||||||
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||||
1. | Понятие, предмет, метод и система криминологии | |||||
2. | История криминологии | |||||
3. | Преступность и ее основные характеристики | |||||
4. | Детерминанты преступности | |||||
5. | Личность преступника | |||||
6. | Причины и условия совершения конкретного преступления | |||||
7. | Методика криминологических исследований | |||||
8. | Криминологическое прогнозирование, планирование и программирование | |||||
9. | Предупреждение преступности | |||||
10. | Современная зарубежная криминология | |||||
Итого по Общей части | ||||||
РАЗДЕЛ II | ||||||
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ | ||||||
11. | Экономическая и корыстная преступность | |||||
12. | Насильственная преступность | |||||
13. | Неосторожная преступность | |||||
14. | Преступность несовершеннолетних и молодежи | |||||
15. | Женская преступность | |||||
16. | Организованная преступность | |||||
17. | Рецидивная и профессиональная преступность | |||||
18. | Преступность сотрудников правоохранительных органов | |||||
19. | Компьютерная преступность | |||||
20. | Пенитенциарная преступность | |||||
21. | Криминологическая безопасность персонала исправительных учреждений | |||||
Итого по Особенной части | ||||||
ИТОГО |
2.2. Тематический план
по дисциплине «Криминология»
для слушателей 3-х и 4-х курсов
юридического факультета заочной формы обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||||
всего | лекции | сем. зан | практ | сам. работа | ||
РАЗДЕЛ I | ||||||
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||||
1. | Понятие, предмет, метод и система криминологии | |||||
2. | История криминологии | |||||
3. | Преступность и ее основные характеристики | |||||
4. | Детерминанты преступности | |||||
5. | Личность преступника | |||||
6. | Причины и условия совершения конкретного преступления | |||||
7. | Методика криминологических исследований | |||||
8. | Криминологическое прогнозирование, планирование и программирование | |||||
9. | Предупреждение преступности | |||||
10. | Современная зарубежная криминология | |||||
РАЗДЕЛ II | ||||||
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ | ||||||
11. | Экономическая и корыстная преступность | |||||
12. | Насильственная преступность | |||||
13. | Неосторожная преступность | |||||
14. | Преступность несовершеннолетних и молодежи | |||||
15. | Женская преступность | |||||
16. | Организованная преступность | |||||
17. | Рецидивная и профессиональная преступность | |||||
18. | Преступность сотрудников правоохранительных органов | |||||
19. | Компьютерная преступность | |||||
20. | Пенитенциарная преступность | |||||
21. | Криминологическая безопасность персонала исправительных учреждений | |||||
ИТОГО | - |
Виды учебной деятельности
Указанная учебная дисциплина преподается на втором и третьем курсах очной формы обучения и четвертом курсах заочной формы обучения.
На изучение учебной дисциплины «Криминология» отводится 120 часов, из них: по очной форме обучения - 56 часов лекции, 48 часов семинары, 16 часов практических занятий; по заочной форме обучения – 24 часа лекции, 12 часов семинары, 84 часа для самостоятельной работы.
Основными видами занятий по курсу «Криминология» являются лекции, семинары и практические работы.
Лекция является одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки курсантов и слушателей. Ее цель – дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы. Лекция стимулирует активную познавательную деятельность обучаемых, способствует формированию их творческого мышления.
Семинарское занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Оно должно обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задач практических ситуаций и т. п.).
Практическое занятие проводится с целью выработки практических навыков по реализации пройденного материала, полученного курсантом (слушателем) на лекциях, семинарах и в процессе самостоятельной работы.
Самостоятельная работа курсантов и слушателей является одним из видов учебной работы, предусмотренной учебным планом. Такая работа может осуществляться в многообразных формах:
–изучение научной и учебной литературы, нормативных материалов по темам дисциплины;
–выполнение контрольных работ;
–изучение и обобщение материалов практики;
–решение проблемных ситуаций;
– реферирование научных статей, пособий, учебников.