Право на обращения с предложениями, заявлениями и жалобами.
Лица, отбывающие уголовное наказание, в зависимости от его вида, на основании ч. 1 ст. 43 УК РФ ограничены в общегражданских правах и свободах. Однако они не могут быть ограничены в правовых средствах защиты своих прав, свобод и законных интересов. Поэтому в ч. 4 ст. 12 УИК РФ законодатель закрепил право осужденных на их обращение с предложениями, заявлениями и жалобами.
Согласно ч. 4 ст. 12 УИК осужденный вправе обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, органы, не являющиеся по своей природе государственными (органы местного самоуправления, общественные объединения), и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. При всем разнообразии этих форм следует отметить, что законодатель установил приоритет государственной защиты прав и свобод осужденного, что основывается на положении ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, гарантирующей государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Вместе с тем каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45 Конституции РФ). Поэтому выбор способов защиты, например, обращение в прокуратуру, в суд, либо в правозащитные объединения, является правом осужденного. Исключение установлено для обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека: оно возможно, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания. Администрация обязана в установленные законодательством сроки рассмотреть поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных и о результатах рассмотрения сообщить осужденному.
Осужденные имеют право обращаться в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания. Применительно к таким учреждениям, как исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения, вышестоящими органами управления являются региональные и центральные органы уголовно-исполнительной системы России, которые рассматривают предложения, заявления и жалобы осужденных к лишению свободы, а с 2001 г. будут рассматривать обращения осужденных к аресту и ограничению свободы. Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб осужденных осуществляется на основе действующего законодательства, а также норм Закона РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями в суд. При этом предложения и заявления рассматриваются судом в обычном для государственных органов административном порядке. В таком же порядке могут рассматриваться жалобы осужденных, однако в отношении жалоб, направленных на защиту их прав и свобод, установлен особый порядок.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Основания и порядок обжалования предусмотрены Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и конкретизированы в ГПК РФ. В соответствии с указанными законодательными актами могут быть обжалованы действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, либо созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. При этом не могут быть обжалованы в суд согласно указанным законодательным актам действия или решения должностных лиц, в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
Для рассмотрения жалоб на действия персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, процессуальный порядок согласно ч. 2 ст. 20 УИК применяется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Так, при исполнении наказаний в виде штрафа или конфискации имущества на действия судебного пристава-исполнителя может быть подана жалоба, которая рассматривается в судебном заседании, где вправе принимать участие прокурор и осужденный, подавший жалобу.
Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" в качестве основной цели деятельности органов прокуратуры определена защита прав и свобод человека и гражданина. Указанная защита осуществляется органами прокуратуры и в отношении лиц, отбывающих уголовные наказания. Для этого прокуратура осуществляет прокурорский надзор за соблюдением законов в местах исполнения наказания, и рассмотрение предложений, заявлений и жалоб осужденных является одной из его форм.
Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами не только непосредственно к администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, в вышестоящие органы управления, в суд и органы прокуратуры, но и в иные органы государственной власти. Согласно п. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации.
Так, Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав, свобод человека и гражданина. Как закреплено в ч. 2 ст. 10 УИК, осуждение к уголовному наказанию не влечет лишения гражданства России. Поэтому Президент РФ - гарант прав и свобод осужденных граждан России, а также иных лиц, осужденных к уголовному наказанию и являющихся гражданами (подданными) других государств или лицами без гражданства. Поэтому наряду с другими государственными органами Президент Российской Федерации рассматривает предложения, заявления и жалобы осужденных и принимает по ним необходимые решения. Для этого в Администрации Президента РФ создан специальный аппарат.
Кроме того, осужденные вправе обращаться к Президенту РФ с ходатайствами о помиловании, так как согласно ст. 89 Конституции РФ только Президент РФ может принять такое решение.
Осужденные вправе обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в Государственную Думу или Совет Федерации Федерального Собрания РФ, а также непосредственно к их депутатам. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутаты принимают меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, рассматривают поступившие от них предложения, заявления и жалобы.
Осужденные могут обращаться к Уполномоченному по правам человека Российской Федерации, назначаемому Государственной Думой. В соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно же ст. 19 названного Закона жалобы также могут направляться лицами, находящимися в местах принудительного содержания.
Осужденные вправе обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а именно: к президентам, губернаторам, руководителям администраций, в законодательные собрания, думы и к их депутатам. Кроме того, ряд субъектов Российской Федерации в своих конституциях и уставах предусмотрели избрание уполномоченного по правам человека, который будет вправе в числе других принимать жалобы лиц, отбывающих наказания.
Осужденные могут обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в общественные объединения, например по вопросам членства осужденных в этих объединениях или деятельности последних в целом.
Кроме того, согласно ст. 23 УИК общественные объединения на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. В этих случаях общественные объединения вправе принимать от осужденных заявления, предложения и жалобы, касающиеся порядка и условий отбывания наказаний.
В ч. 3 ст. 46 Конституции РФ гарантируется в соответствии с международными договорами Российской Федерации право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В ч. 4 ст. 12 УИК данное право распространено на лиц, отбывающих наказания. В числе других межгосударственными органами по защите прав и свобод человека являются Комитет ООН по правам человека и Комитет ООН против пыток, созданные на основе важнейших международных договоров: Пакта о гражданских и политических правах человека (1966 г.) и Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.). В августе 1991 г. СССР, а затем как правопреемница - Российская Федерация признали компетенцию указанных комитетов ООН рассматривать индивидуальные жалобы лиц (в том числе и осужденных), находящихся под юрисдикцией России, о нарушении их политических и гражданских прав, а также применении пыток.
Комитет ООН по правам человека и Комитет ООН против пыток не рассматривают жалобы индивидуальных лиц, если они не исчерпали все внутренние средства правовой защиты нарушенных прав или когда эта защита неоправданно затягивается. Кроме того, существует еще ряд требований к жалобам, поданным в указанные органы ООН.
Право на охрану здоровья.
Осужденные имеют право на охрану здоровья, представляющее собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Право осужденных на охрану здоровья обеспечивается системой государственных гарантий, а именно охраной окружающей среды, созданием необходимых условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, контролем за питанием, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, предоставлением медицинской и социальной помощи.
Применительно к осужденным, отбывающим наказания без изоляции от общества, указанные гарантии действуют на общих основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Но, например, применительно к лицам, лишенным свободы, действия указанных гарантий конкретизированы в уголовно-исполнительном законодательстве. В их числе нормы, обеспечивающие охрану труда осужденных (ч. 1 ст. 104 УИК), устанавливающие время работы и время отдыха (ч. 1, 3, 5 ст. 104 УИК), регулирующие время труда, учебы и отдыха в отношении несовершеннолетних осужденных (ст. 141 УИК), устанавливающие нормы питания, материально-технического и медико-санитарного обеспечения (ст. 99-101 УИК) и т.д.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (Ведомости. 1993. N 33. Ст. 1316) охрана здоровья осужденных одна из задач уголовно-исполнительной системы. Поэтому выполнение норм, направленных на охрану здоровья, создание необходимых материально-технических, медико-санитарных и иных средств обеспечения охраны здоровья осужденных, является важнейшим направлением деятельности персонала исправительных учреждений.
Применительно к ограничению свободы, а также наказаниям, связанным с изоляцией от общества (лишение свободы, арест), право на охрану здоровья осужденных реализуется путем создания общих и специализированных амбулаторно-поликлинических и стационарных медицинских учреждений. Так, в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, а также лечебные исправительные учреждения. Кроме того, специализированная медицинская помощь может оказываться вне медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы. Так, на основании ч. 1 и 2 ст. 29 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет бюджетов всех уровней. Осужденные к лишению свободы беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период имеют право на специализированную помощь, в том числе в родильных домах.