Правовой статус осужденных и лиц, заключенных под стражу.
Права осужденных и заключенных под стражу представляют собой важный элемент их правового статуса. Реальность и гарантированность прав позволяют повысить эффективность деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, обеспечить законность при исполнении уголовного наказания.
Закрепление прав осужденных в законе, обеспечение и соблюдение их в практике исполнения наказания имеет большое значение с точки зрения выполнения Российской Федерацией международных актов по обращению с лицами, подвергнутыми задержанию или заключению в каких бы то ни было формах.
Установление прав осужденных актуально и с позиции обеспечения конституционно-правового статуса граждан России, поскольку лица, отбывающие наказание, не лишаются гражданства России, своих гражданских прав и свобод.
В ч. 1 ст. 10 УИК впервые вошел принцип уважения и охраны прав, свобод и законных интересов осужденных. Указанный принцип наряду с иными принципами уголовно-исполнительного законодательства, закрепленными в ст. 8 УИК РФ, включает в себя комплекс основных идей и положений, которым должны соответствовать нормы Общей и Особенной частей УИК, нормативных правовых актов, а также правоприменительную практику.
Из указанного принципа вытекают два важнейших положения. Во-первых, осужденные, несмотря на совершенные ими преступления, нередко против государственных интересов, находятся под правовой и социальной защитой, прежде всего российского государства. Изложенное не исключает защиту прав, свобод и законных интересов с помощью общественных, правозащитных организаций, однако приоритет отдан законодателем именно государственным процедурам защиты. Во-вторых, Российская Федерация берет на себя обязанность уважать и охранять права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивать их правовую защищенность и личную безопасность наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государства.
Впервые наряду с правами и свободами осужденных законодатель защищает их законные интересы, которые заключаются в стремлении осужденных к обладанию теми или иными благами. Эти интересы удовлетворяются, как правило, администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, прокуратурой или судом после оценки поведения осужденного во время отбывания наказания и других обстоятельств (например, возможности условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, выездов осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений и т.п.).
Как явствует из ч. 2 ст. 10 УИК РФ, законодатель исходит из необходимости сохранения за осужденными гражданства государства и правового статуса гражданина Российской Федерации, что имеет большое социально-политическое и воспитательное значение, так как характеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций. Кроме того, это означает, что правовое положение осужденных закрепляют и общие законы Российской Федерации, которые устанавливают права, свободы и обязанности для всех граждан государства.
В ч. 2 ст. 10 УИК РФ законодателем предусмотрены общие требования к установлению изъятий и ограничений прав и свобод гражданина и человека. При этом под ограничением прав и свобод гражданина понимается приостановление возможности осужденного пользоваться правом или свободой в той или иной их части (правомочии). Например, ограничение свободы передвижения осужденных к ограничению свободы. Изъятие прав и свобод гражданина связано с приостановлением возможности осужденного пользоваться правом или свободой в полном объеме.
Изъятие и ограничение прав и свобод гражданина устанавливается только на период срока наказания. Объем их действия может изменяться в этот период в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.
Во-первых, не могут устанавливаться изъятия и ограничения прав и свобод гражданина нормативными правовыми, в том числе ведомственными, актами. Тем более они не могут быть предусмотрены указаниями должностных лиц персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Вся деятельность персонала по обращению с осужденными должна строиться на неуклонном соблюдении закона.
Во-вторых, изъятия и ограничения общегражданских прав и свобод осужденных не могут устанавливаться законами субъектов Федерации. В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации уголовно-исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Данное положение - гарантия единства подхода государства к обеспечению прав и свобод гражданина в условиях отбывания наказания. Одновременно это и гарантия соблюдения Россией заключенных международных договоров и других актов по обращению с правонарушителями.
В-третьих, изъятия и ограничения могут устанавливаться в интересах обеспечения строго определенного круга социально-политических ценностей, например, защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Эти основания ограничений прав и свобод базируются на положениях ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ряда международных актов ООН.
Изъятия и ограничения прав и свобод осужденных могут устанавливаться уголовным законодательством. Согласно ч. 1 ст. 43 УК РФ наказание служит мерой принуждения и заключения в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица. В соответствии с данным определением в нормах УК РФ, устанавливающих конкретные виды наказаний, закрепляется их содержание, представляющее собой не что иное, как комплекс изъятий и ограничений прав и свобод гражданина
Изъятия и ограничения общегражданских прав и свобод осужденных устанавливаются также уголовно-исполнительным законодательством, поскольку последнее конкретизирует уголовно-правовое содержание наказания и устанавливает принудительный порядок его исполнения (отбывания), в процессе которых дополнительно ограничиваются права и свободы гражданина (например, установление цензуры корреспонденции и обыска в исправительных учреждениях).
В качестве источника изъятий и ограничений выступают нормы иного законодательства. Они устанавливают позитивный статус граждан Российской Федерации в сферах государственного, административного, гражданского, жилищного, семейного и иных областей регулирования. В качестве примера следует привести изъятие в избирательных правах лиц, лишенных свободы, предусмотренное ст. 32 Конституции РФ, ограничение в праве осужденных пользоваться оружием, которое установлено ст. 13 Федерального закона "Об оружии", и др.
Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
В ч. 3 ст. 10 УИК определяется правовое положение осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранные граждане - это лица, имеющие гражданство или подданство других государств и постоянно или временно пребывающие на территории России. Лицами без гражданства являются физические лица, утратившие гражданство или подданство других государств и постоянно или временно пребывающие на территории России.
Положения ч. 3 ст. 10 УИК свидетельствуют о том, что иностранные граждане и лица без гражданства во время отбывания наказания не бесправны по сравнению с осужденными гражданами России. Конституция РФ и другие российские законы, международные договоры гарантируют иностранным гражданам и лицам без гражданства охрану их жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенность личности и жилища, частной жизни, имущественных, семейных, трудовых и иных ценностей.
Они пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации с государством, гражданином или подданным которого осужденный является (если таковые договоры заключены), законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Правовое положение осужденных различается в зависимости от вида назначенного наказания. Порядок и условия отбывания конкретного вида наказания определяется нормами УИК и принятыми на его основе нормативными правовыми актами, которые закрепляют права и обязанности осужденных двумя путями. Первый - это определение прав и обязанностей осужденных уголовно-исполнительным законодательством исходя из установленного порядка и условий отбывания конкретного вида наказания. Второй - установление норм, непосредственно посвященных закреплению и обеспечению прав и обязанностей осужденных. В уголовно-исполнительном законодательстве они названы основными обязанностями и основными правами осужденных.
Порядок реализации прав осужденных закрепляется прежде всего в нормах УИК, регулирующих порядок (режим) и условия исполнения (отбывания) наказания, а также в отдельных наказаниях - применение исправительного воздействия. Вторым видом нормативных правовых актов, в которых определяется порядок реализации осужденными своих прав, являются акты Правительства РФ. УИК РФ и Федеральный закон о введении его в действие делегируют Правительству РФ полномочия по принятию нормативных правовых актов. Кроме того, порядок реализации прав осужденных может закрепляться нормативными правовыми актами, принимаемыми государственными органами Российской Федерации и ее субъектов в развитие положений УИК РФ.
Право на информацию.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Уголовно-исполнительным кодексом конституционная норма о праве на информацию конкретизируется и дополняется. Осужденные имеют право получить информацию о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания.
Речь идет о разъяснении порядка подачи предложений, заявлений и жалоб, реализации права на личную безопасность, о предоставлении юридической и социальной помощи. Верующие осужденные получают информацию о порядке реализации свободы совести и свободы вероисповедания, осужденные иностранные граждане, отбывающие арест, ограничение свободы или лишение свободы, - о порядке поддержания связи с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств.
Сведения о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания должны включать в себя разъяснения правил поведения осужденных, вытекающих из необходимости обеспечения изоляции при осуществлении тех наказаний, в которых она предусмотрена, охраны осужденных и надзора за ними, поддержания внутреннего распорядка в исправительных учреждениях, арестных домах, исправительных центрах, дисциплинарных воинских частях. До сведения осужденных доводится также информация о мерах поощрения и взыскания, возможности применения мер безопасности.
Администрация исправительных учреждений обязана уведомлять осужденных о применении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством, физической силы, специальных средств, оружия и специальных подразделений.
Администрация учреждения и органов, исполняющих наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменением порядка и условий отбывания наказания. Для этого в учреждениях, исполняющих наказания, связанные с изоляцией от общества, информация о правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб предоставляется осужденным при приеме их в эти учреждения. Указанная информация может предоставляться как в письменной, так и в устной форме. Кроме того, она доводится до сведения осужденных по радио, телевидению, на личном приеме осужденных и другими способами.
Осужденным по их просьбе из библиотеки (в тех учреждениях, где она имеется) выдаются УИК РФ и Правила внутреннего распорядка. В помещениях, где проживают осужденные, вывешивается информация об их основных правах и обязанностях.
Указанный комплекс мер по информированию осужденных соответствует требованиям Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, где рекомендуется при принятии в тюрьму каждому заключенному предоставлять письменную информацию, касающуюся правил обращения с заключенными его категории, дисциплинарных требований данного заведения, а также дозволенных способов получения информации и подачи жалоб, равно как и других вопросов, позволяющих ему отдавать себе отчет в его правах и обязанностях и приспособиться к условиям жизни в данном заведении.