Пермский институт ФСИН России
Пермский институт ФСИН России
Кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права
УТВЕРЖДАЮ Начальнику факультета профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, заочного и дистанционного обучения ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России полковнику внутренней службы _____________________В.А. Шалаеву «______»_______________2013 г. |
Правовые и организационные основы деятельности уголовно-исполнительной системы
Лекция:
Второй учебный вопрос: Права, обязанности, законные интересы осужденных и лиц заключенных под стражу.
Прежде чем рассмотреть правовое положения осужденный и лиц заключенных под стражу вначале раскроем понятие о подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных.
Подозреваемый
Подозреваемым является лицо:
Либо в отношении которого возбуждено уголовное дело
Либо которое задержано
Основания задержания подозреваемого
1. Орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения
Обвиняемый
Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:
1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
2) вынесен обвинительный акт.
Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым. Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным. Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным.
Обвиняемый вправе защищать свои права и законные интересы и иметь достаточное время и возможность для подготовки к защите.
Обвиняемый вправе:
1) знать, в чем он обвиняется;
2) получить копию постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, копию постановления о применении к нему меры пресечения, копию обвинительного заключения или обвинительного акта;
3) возражать против обвинения, давать показания по предъявленному ему обвинению либо отказываться от дачи показаний;
4) представлять доказательства;
5) заявлять ходатайства и отводы;
6) давать показания и объясняться на родном языке или языке, которым он владеет;
7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;
8) пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
9) иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса, обвиняемого, без ограничения их числа и продолжительности;
10) участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания;
11) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта;
12) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме;
13) снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;
14) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда и принимать участие в их рассмотрении судом;
15) возражать против прекращения уголовного дела (например, истечение сроков давности и др.)
16) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом вопроса об избрании в отношении его меры пресечения и в иных случаях, предусмотренных законом;
17) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;
18) обжаловать приговор, определение, постановление суда и получать копии обжалуемых решений;
19) получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и представлений и подавать возражения на эти жалобы и представления;
20) участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора;
21) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными настоящим Кодексом.
Участие в уголовном деле защитника или законного представителя обвиняемого не служит основанием для ограничения какого-либо права обвиняемого.
При первом допросе обвиняемого прокурор, следователь, дознаватель разъясняет ему права, предусмотренные настоящей статьей. При последующих допросах обвиняемому повторно разъясняются его права, если допрос проводится без участия защитника.
Принципы и основания содержания в СИЗО и учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации, либо по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации.
3. Осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.
Право на информацию.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Уголовно-исполнительным кодексом конституционная норма о праве на информацию конкретизируется и дополняется. Осужденные имеют право получить информацию о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания.
Речь идет о разъяснении порядка подачи предложений, заявлений и жалоб, реализации права на личную безопасность, о предоставлении юридической и социальной помощи. Верующие осужденные получают информацию о порядке реализации свободы совести и свободы вероисповедания, осужденные иностранные граждане, отбывающие арест, ограничение свободы или лишение свободы, - о порядке поддержания связи с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств.
Сведения о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания должны включать в себя разъяснения правил поведения осужденных, вытекающих из необходимости обеспечения изоляции при осуществлении тех наказаний, в которых она предусмотрена, охраны осужденных и надзора за ними, поддержания внутреннего распорядка в исправительных учреждениях, арестных домах, исправительных центрах, дисциплинарных воинских частях. До сведения осужденных доводится также информация о мерах поощрения и взыскания, возможности применения мер безопасности.
Администрация исправительных учреждений обязана уведомлять осужденных о применении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством, физической силы, специальных средств, оружия и специальных подразделений.
Администрация учреждения и органов, исполняющих наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменением порядка и условий отбывания наказания. Для этого в учреждениях, исполняющих наказания, связанные с изоляцией от общества, информация о правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб предоставляется осужденным при приеме их в эти учреждения. Указанная информация может предоставляться как в письменной, так и в устной форме. Кроме того, она доводится до сведения осужденных по радио, телевидению, на личном приеме осужденных и другими способами.
Осужденным по их просьбе из библиотеки (в тех учреждениях, где она имеется) выдаются УИК РФ и Правила внутреннего распорядка. В помещениях, где проживают осужденные, вывешивается информация об их основных правах и обязанностях.
Указанный комплекс мер по информированию осужденных соответствует требованиям Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, где рекомендуется при принятии в тюрьму каждому заключенному предоставлять письменную информацию, касающуюся правил обращения с заключенными его категории, дисциплинарных требований данного заведения, а также дозволенных способов получения информации и подачи жалоб, равно как и других вопросов, позволяющих ему отдавать себе отчет в его правах и обязанностях и приспособиться к условиям жизни в данном заведении.
Право на охрану здоровья.
Осужденные имеют право на охрану здоровья, представляющее собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Право осужденных на охрану здоровья обеспечивается системой государственных гарантий, а именно охраной окружающей среды, созданием необходимых условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, контролем за питанием, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, предоставлением медицинской и социальной помощи.
Применительно к осужденным, отбывающим наказания без изоляции от общества, указанные гарантии действуют на общих основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Но, например, применительно к лицам, лишенным свободы, действия указанных гарантий конкретизированы в уголовно-исполнительном законодательстве. В их числе нормы, обеспечивающие охрану труда осужденных (ч. 1 ст. 104 УИК), устанавливающие время работы и время отдыха (ч. 1, 3, 5 ст. 104 УИК), регулирующие время труда, учебы и отдыха в отношении несовершеннолетних осужденных (ст. 141 УИК), устанавливающие нормы питания, материально-технического и медико-санитарного обеспечения (ст. 99-101 УИК) и т.д.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (Ведомости. 1993. N 33. Ст. 1316) охрана здоровья осужденных одна из задач уголовно-исполнительной системы. Поэтому выполнение норм, направленных на охрану здоровья, создание необходимых материально-технических, медико-санитарных и иных средств обеспечения охраны здоровья осужденных, является важнейшим направлением деятельности персонала исправительных учреждений.
Применительно к ограничению свободы, а также наказаниям, связанным с изоляцией от общества (лишение свободы, арест), право на охрану здоровья осужденных реализуется путем создания общих и специализированных амбулаторно-поликлинических и стационарных медицинских учреждений. Так, в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, а также лечебные исправительные учреждения. Кроме того, специализированная медицинская помощь может оказываться вне медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы. Так, на основании ч. 1 и 2 ст. 29 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет бюджетов всех уровней. Осужденные к лишению свободы беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период имеют право на специализированную помощь, в том числе в родильных домах.
Меры поощрения и взыскания
В системе мер, направленных на формирование позитивного поведения лиц, содержащихся под стражей, важное место принадлежит дисциплинарной практике, которая стимулирует соблюдение ими требований режима и правил поведения. В соответствии со ст. 37 Закона за примерное выполнение обязанностей, соблюдение установленного порядка к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры поощрения:
– досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
– денежная премия за лучшие показатели в работе;
– демонстрация дополнительного фильма, разрешение на дополнительное посещение помещения для спортивных занятий, а также другие формы проведения досуга для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.
Поощрения применяются начальниками мест содержания под стражей или их заместителями.
Согласно ст. 38 Законаза невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться следующие меры взыскания:
– выговор;
– водворение в карцер или одиночную камеру на гауптвахте на срок до 15 суток, а несовершеннолетних – на срок до 7 суток.
В соответствии со ст. 39 Закона взыскания налагаются начальником или его заместителем. До наложения взыскания берется письменное объяснение у заключенного. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие со стороны администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт.
Статья 40 Закона регламентирует порядок содержания заключенных в карцере. В первую очередь она определяет основания водворения в карцер:
– притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых;
– нападение на сотрудников;
– неповиновение законным требованиям сотрудников, иных лиц либо их оскорбление;
– неоднократное нарушение правил изоляции;
– хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ;
– хранение, изготовление других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению;
– участие в азартных играх;
– мелкое хулиганство.
В карцер могут водворяться лица, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания.
Водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника СИЗО и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере. Заместитель начальника СИЗО не может применить данную меру взыскания. Содержание в карцере – одиночное.
Начальник СИЗО имеет право отсрочить исполнение взыскания в виде водворения в карцер, сократить срок содержания либо досрочно освободить из него с учетом медицинских показаний или по иным основаниям. Если подозреваемый или обвиняемый в период отсрочки не совершит нового нарушения, он может быть освобожден от взыскания.
К подозреваемым и обвиняемым допускается применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия по основаниям, предусмотренным ст. 43–47 Закона и другими федеральными законами.
В заключение остановимся на основаниях освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи. Статья 49 Закона называет четыре таких основания:
– судебное решение, вынесенное в порядке, предусмотренном законом;
– постановление следователя, органа дознания или прокурора;
– постановление начальника места содержания под стражей или прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, об освобождении подозреваемого или обвиняемого в связи с истечением установленного законом срока содержания под стражей.
Данные основания освобождения возникают:
– вследствие отмены меры пресечения в связи с прекращением уголовного дела;
– изменения меры пресечения;
– истечения предусмотренного законом срока содержания под стражей в качестве меры пресечения;
– амнистии.
Новым основанием освобождения из-под стражи является постановление начальника места содержания под стражей. Последний обязан не позднее, чем за 24 часа до истечения срока содержания под стражей, как правило, письменно уведомить об этом лицо, в производстве которого находится дело, а также прокурора. Если по истечении данного срока решение об освобождении подозреваемого или обвиняемого либо о продлении срока содержания его под стражей не поступило, начальник следственного изолятора незамедлительно освобождает его своим постановлением (ч. 3 ст. 50 Закона).
Таким образом, соблюдение требования режима в следственном изоляторе способствует профилактике совершения правонарушения среди подозреваемых и обвиняемых находящихся под арестом, а также других осужденных.
Пермский институт ФСИН России