Предмет и метод истории государства и права России

Тема 1.

Предмет, метод и периодизация истории государства и права России

Тема 3

Государство и право Руси
периода политической раздробленности (XII – XIV вв.)

Причины и предпосылки политической раздробленности

Развитие феодальных отношений, господство натурального хозяйства и неразвитые экономические связи между отдельными землями обусловили неизбежность феодальной раздробленности. При системе натурального хозяйства отдельные хозяйственные единицы, такие как семья, община, княжество, регионы и др., изолировались друг от друга. Каждое из них была самообеспечивающейся, потреблявшей весь произведенный продукт. Вследствие этого товарный обмен не получил широкого распространения.

Наряду с экономическими причинами можно выделить и социально – политические. Представители феодальной верхушки, превратившись из военной силы в землевладельцев, добивались политической независимости. Начался процесс оседания дружины на землю. Между княжествами постоянно велись междоусобные войны, разорявшие крестьянство и ослаблявшие военную мощь Руси.

В XIIв. Центральная власть великого Киевского князя все более ослабевала и стала чисто номинальной. В этот период происходят изменения в системе государственного управления – на смену десятичной системе приходит дворцово – вотчинная. Формируются два центра управления – дворец и вотчина.

Феодальная знать в удаленных центрах смогла создать свой местный государственный аппарат, вполне способный помимо великокняжеской власти защитить феодальные земли. В период феодальной раздробленности на Руси формально продолжала существовать единая монархия с политическим центром сначала в Киеве, а затем во Владимире. Но политическая власть киевского князя потеряла свою значимость. За сам пост великого князя и его земли шла жестокая борьба между крупными феодалами.

В процесс распада относительного единого Древнерусского государства существенную роль играли внешнеполитические факторы, и особенно вторжение монголо – татар, а также исчезновение древнего торгового пути «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию), некогда объединявшего вокруг себя различные славянские племена.

Таким образом, в начале XIIв., со взятием в 1169 г. Киева войсками Андрея Боголюбского, Русь вступает в период феодальной раздробленности.

Сформировался конгломерат феодальных государств.

Со второй половины XIIв. на Руси уже существовало 15 княжеств и отдельных земель: Ростовско – Суздальское, Смоленское, Муромское, Рязанское, Киевское, Переделевское, Галицино – Волжское, Черниговское, Полоцко – Минское, Туро – Пинское, Тмутараканское, Новгородская земля и др. Внутри некоторых из них происходил процесс дробления на еще более мелкие феодальные владения. Количество самостоятельных княжеств не было устойчивым из-за семейных разделов и объединений некоторых из них. Если в середине XIIв. образовалось 15 крупных и мелких княжеств, то накануне ордынского нашествия (1230-е гг.) – около 50, а в XIVв. Удельных княжеств различного ранга насчитывалось свыше 250.

Следует отметить, что феодальная раздробленность не была исключительно русским явлением. Практически все ведущие страны Европы переживали подобный распад. Иными словами, раздробленность является необходимым этапом в жизни феодального государства, в результате которого уровни экономического, социального, политического развития его областей выравнивается, получают новый импульс, а последующее их объединение происходит на более высокой ступени.

Право Новгорода и Пскова

Большое влияние на развитие права Новгорода и Пскова оказала Русская Правда. Важнейшими источниками права были княжеские уставы и грамоты, договоры города с князьями, судебная практика и иностранное законодательство. Однако о праве собственно Новгорода и Пскова наибольшее представление дают Новгородская и Псковская грамоты. Псковская судебная грамота состоит из 120 статей и как полагают историки мало чем отличалась от Новгородской. По мнению исследователей, она утверждена на вече в Пскове в 1467г. Обе эти грамоты отражают высокую степень в развитии права по сравнению по сравнению с законодательством Древнерусского (Киевского) государства. Грамоты характеризуются большей системностью в изложении норм. В них даются определение некоторых общих положений и понятий. В целом судебные грамоты представляют собой кодексы феодального права, закрепившие привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий.

Вечевое право разделяло имущество на «отчину» и «живот», т.е. движимое и недвижимое имущество. Псковская судная оговаривает способы получения собственности: переход по договору купли – продажи, истечение срока давности владения, по наследству, пожалование монарха, приплод и др.

Залоговому праву в Псковской судной грамоте уделено большое внимание. Заложенное имущество не переходило во владение залогодержателя.

Обязательственное право разработано весьма обстоятельно. Грамота знает договоры: дарения, купли – продажи, мены, ссуды, поклажи, личного найма, найма помещений.

Как правило, договоры свыше одного рубля заключались в письменной форме или при свидетелях. Договоры заключенные в состоянии опьянения, признавались недействительными.

Купля – продажа земли оформлялась записью при свидетелях. В договоре могло быть определенно что земля продана «одерень» или «на веки», т.е. без права выкупа.

Существенные особенности имел договор купли – продажи с иностранными купцами. Признавалась законной только меновая торговля, обмен товара на товар, кредитные сделки не допускались.

В Псковской судной грамоте можно найти много, регулировавших отношения землевладельцев с феодальным населением – изорниками, огородниками и почетниками (рыболовами). Изорники (пахари), получая от собственника земельный участок, брали от него «покруту» (подмогу) серебром или натурой. Изорники работали «с полу», т.е. половину урожая отдавали хозяину. Они имели право уходить от хозяина только 26 ноября, вернув взятую подмогу.

Наследство в Новгороде и в Пскове было как по закону, так и по завещанию. Возможными наследниками были: отец, мать, сын, брат, сестра и другие близкие родственники.

Завещание оформлялось письменно – «рукописание». Оно утверждалось путем положения его в ларь (в архив) Святой Софии (в Новгороде) или Святой Троицы (в Пскове).

Преступлением в Псковской судной грамоте являлось причинение материального или морального ущерба не только частным лицам, но и государству.

Субъектами преступления признавались все лица независимо от социального происхождения. В случае совершения преступления несколькими лицами соучастники несли одинаковую ответственность.

Система преступлений была следующей:

- против государства: измена, «перевет»;

- против судебных органов: тайный посул судье, насильственное вторжение в судебное помещение, оскорбление судебного должностного лица (например, побои подверника (привратника);

- имущественные: татьба – простая квалифицированная или неоднократная (рецидив); грабеж, разбой, кража, поджог, конокрадство;

- против личности: убийство, нанесение побоев, оскорбление действием (выравнивание бороды).

За совершение государственных и иных наиболее опасных преступлений устанавливалось наказание в виде смертной казни. За совершение других преступлений чаще всего налагалось уплатить штраф, размер которого зависел от тяжести преступления.

В Псковской судебной грамоте содержатся и нормы уголовного права. Одним из основных наказаний за различные преступления остается денежный штраф – продажа. Убийство каралось продажей в размере одного рубля. Более серьезным преступлением считалось, судя по всему, вырывание бороды, каравшееся штрафом в два рубля. К числу наказаний относилась и смертная казнь. Она применялась за квалифицированную кражу (кража в крому, конкрадство, кража в третий раз), за перевеет (государственную измену), поджог.

Высшим судебным органом, по Псковской судной грамоте, являлся князь, который судил вместе с посадником. Процесс носил обвинительный характер, неявка в суд влекла за собой проигрыш дела. К числу судебных доказательств, кроме перечисленных в Русской правде, грамота относила также письменные доказательства (доски) и судебный поединок (поле). В случае судебного поединка женщины, малолетние, старики и больные могли выставлять вместо себя своего представителя.

Отрывок из Новгородской судной грамоты, дошедший до нас, позволяет получить определенное представление об особенностях судебного процесса в Новгородской феодальной республике. Грамота предусматривала следующие виды суда: суд новгородского архиепископа, суд посадника (вместе с князем), суд тысяцкого (независимый от князя), суд новгородских докладчиков. Последняя из названных инстанция формировалась выборным путем – от каждого из пяти новгородских концов по боярину и по купцу. Компетенция судов грамотой разграничена не была.

Истцом и ответчиком могло быть любое лицо, независимо от пола и сословия. Разрешалось посылать на суд вместо себя поверенного – родственника либо постороннего человека. Судебное заседание начиналось с целования креста. Это делали как судьи, обещавшие судить по правде и не брать взяток, так и стороны в том, что считают свое дело правым. Сторона, отказавшаяся целовать крест, автоматически проигрывала дело.

В качестве свидетелей грамота допускает всех лиц, за исключением полных холопов и жителей Пскова, отношения с которыми, очевидно, в период составления грамоты были напряженными.

Грамота устанавливала различные виды судебных сроков. Для судей срок рассмотрения дела ограничивался месяцем, а по земельным делам – двумя месяцами. Для сторон устанавливался в зависимости от их места жительства. Определялись также и размеры судебных пошлин. Например, по уголовным делам судья получал от 2 до 4 гривен.

Суду предшествовало предварительно рассмотрение дела – своего рода следствие, которое осуществлял помощник судьи – тиун. После окончания следствия он приносил дело судье и приводил тяжущихся.

Тема 4
Образование централизованного государства
и развитие права России XIV — сер. XVI вв.

Образование единого централизованного государства

XIV век стал переломным в судьбе русского народа и русского государства. В это время произошел мощный пассионарный толчок и, по словам Л.Н. Гумилева, пассионарность, как катализатор, спаяла рыхлую массу в монолит — Россию. Нарождался новый этнос, и в 1380 г на Куликово поле пошли уже не московиты, тверичи, рязанцы, смоляне, новгородцы — пошли русские Начался процесс, превративший раздробленную Древнюю Русь в Великую Россию. Городом, вокруг которого происходило объединение русских земель, стала Москва. Первое упоминание в летописях о Москве, как известно, относится к 1147 г. По мнению профессора И.Д. Беляева, второе известие о Москве относится к 1175 г. В этом году четверо князей, ехав из Чернигова во Владимир для занятия Владимирского княжения по смерти Андрея Боголюбского, останавливались в Москве и принимали там посольство от суздальцев и Владимирцев. А под 1213 г. летопись уже упоминает об особом московском князе Владимире Всеволодовиче. Таким образом, на пространстве 148 лет от первого известия о Москве мы находим в летописях девять упоминаний о ней. Историки много спорили о том, почему именно Москве было-суждено стать столицей нового государства. Это объясняли и ее выгодным географическим положением, и генеалогическим положе­нием ее князей, и поддержкой со стороны православной церкви. Так или иначе, московские князья сумели добиться важных политических успехов, и прежде всего расширить свою территорию. Ключевский называет пять главных способов расширения территории Московского княжества: скупка земель, вооруженный захват, захват дипломатический (с помощью Орды), служебный договор с удельным князем, расселение за Волгу. В итоге к середине XV в. Московское княжество было уже самым большим на Руси. Московское княжество стало выделяться с того времени, когда московским князем сделался сын Александра Невского Даниил (1276—1303). Даниилу удалось захватить Коломну у рязанских князей и получить по наследству Переяславское княжество. Сын Да­ниила Юрий присоединил к Московскому княжеству Можайск, после чего решил бороться с тверским князем Михаилом за получение от Золотой Орды ярлыка на великое княжение. В конце концов ярлык на великое княжение получил брат Юрия — Иван Даниилович Калита (1325—1340). Иван Калита присоединил к Московскому княжеству ряд городов — Углич, Белозерск, Галич. В полной зависимости от Ивана Калиты находилось Ростовское княжество. Москва становится центром борьбы за национальную свободу, единство и государственную независимость Руси. В княжение Калиты Москва сделалась постоянным местопребыванием главы русской церкви — митрополита и тем самым стала церковным центром. Преемники Калиты — Семен (1340—1353) и Иван II (1353—1359) продолжали увеличивать территорию Московского княжества. При внуке Калиты — Дмитрии Ивановиче Донском (1359—1389) Московское княжество вело борьбу с тверскими князьями, которые за­ключили союз с Литвой и опирались на Золотую Орду. В итоге тверской князь Михаил заключил с Дмитрием Ивановичем мир и признал его «братом старейшим». Московское княжество в это время было настолько сильным, что сделало попытку освободиться от татарского ига. Важной вехой в этом процессе стала состоявшаяся в 1380 г. Куликовская битва — одно из величайших сражений в нашей истории.

Образование централизованного государства— прогрессивное явление, так как создает более благоприятные условия для экономического и культурного развития, повышения обороноспособности. Все государства, пережившие период феодальной раздробленности, приходят к централизованному государству, если этому не мешают внешние причины. Одновременно с Россией процессы централизации происходили в Западной Европе: Франции, Англии, Испании, Швеции, а также на Востоке: в Корее и Китае. Но, как обычно, у нас данный процесс имел свои особенности: во-первых, если в Европе централизация происходила на этапе разложения феодализма, одновременно с началом формирования единого внутреннего рынка, то в России централизация сопровождалась укреплением и развитием феодализма, ростом крепостничества в масштабах страны. В результате объединение имело недостаточные экономические предпосылки при явно выраженных предпосылках политических. Во-вторых, особенности России определялись более слабым, чем в Европе, развитием городов. В итоге ведущей социальной силой объединения стали не горожане и торговцы, как на Западе, а землевладельцы: сначала боярство, а потом дворянство. Третьей особенностью стала особая роль политической власти из-за внешней опасности.

Новый период в отечественной истории — период Московской Руси — начинается, по мнению Ключевского, с середины XV в., а точнее, с 1462 г., когда на великокняжеский стол вступил Иван III. Почувствовав себя в новом положении, московская власть стала искать для себя новые формы, которые соответствовали бы этому положению. Иван III вторым браком женился на племяннице пос­леднего византийского императора Софье Палеолог. Этот брак имел значение политической демонстрации — наследница павшего византийского дома перенесла его державные права в Москву. После окончательного падения ига в 1480 г. Иван III выходит на международную арену с титулом Государя всея Руси, который был формально признан Литвой в договоре 1494 г. В отношениях с менее значительными иностранными правителями Иван III именует себя царем, что в то время означало властителя, который никому не платит дани. 3 февраля в Успенском соборе московского кремля впервые короновался внук Ивана Ш царевич Дмитрий. Власть московских государей получила освященный Богом авторитет, и на предложение германского императора пожаловать ему королевский титул Иван Ш ответил: «Мы, Божьей милостью, государи в своей земле изначала, а постановление имеем от Бога». В 1547 г. Иван 1У впервые венчался на царство. С конца XV в. на печатях московского князя появляется византийский двуглавый орел, а в летописях того времени фиксируется новое родословие русских князей, восходящее к римским императорам. Позднее, при Иване IV, возникнет идея о том, что Москва — Третий Рим. Идея о всемирной роли «Москвы – третьего Рима» овладела русским народом, московский великий князь стал рассматриваться «царем всего православия», а русская церковь – достойной преемницей греческой церкви.

Существенным явлением стало деление государства не на самостоятельные княжества и даже не на уделы, а на простые административные единицы – уезды во главе с представителями центральной власти.

Следует отметить, что Русское государство складывалось как многонациональное. Наряду с русскими землями в состав централизованного государства входили территории, где проживали карелы, коми, мордва, удмурты и многие другие народы.

Тема 5

Государственная дума.

Первая Государственная думаначала работу 27 апреля 1906 г. Она формировалась в соответствии с Манифестом от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положением о выборах в Государственную думу.

Согласно этим документам Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Из политических партий большинство мест получили кадеты. Также широко были представлены крестьянские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков.

Политическое противостояние Государственной думы и Государственного совета было предопределено самой российской Конституцией, предоставившей этим органам одинаковые законодательные права. Государственный совет, наполовину состоявший из высших чиновников, сдерживал либеральные настроения Государственной думы.

Не менее острыми были конфликты между Думой и правительством. Так, при обсуждении аграрного вопроса правительство возражало против экспроприации поместий и утверждало, что проекты кадетов и трудовиков дадут крестьянам небольшое увеличение земельных наделов, а разрушение помещичьих хозяйств причинит стране большие убытки. Правительство также было против перехода от дуалистической монархии к парламентарному строю.

В свою очередь, Дума отказывалась сотрудничать с правительством и требовала его отставки.

Для преодоления возникших разногласий предлагалось сформировать коалиционное правительство, в которое должны были войти лидеры думских фракций. Однако царское правительство пошло на роспуск Думы. Первая Государственная дума, проработав всего 72 дня, прекратила свое существование 8 июля 1906 г

Вторая Государственная думаначала работу 20 февраля 1907 г. Она избиралась на основании августовских Манифеста и Положения. Левые партии были представлены еще большим количеством депутатов, чем в первой Думе.

Премьер-министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. Столыпин пытался наладить сотрудничество с Думой. Были изложены основные положения будущих реформ: крестьянское равноправие, крестьянское землеустройство, реформа местного управления и суда, легализация профсоюзов и экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная и финансовая реформы и др.

Думская оппозиция была критически настроена к предлагаемым реформам. Проведение правительством законов наталкивалось на жесткое сопротивление.

Правительство 2 июня 1907 г. разогнало Вторую Государственную думу, которая просуществовала 102 дня. Поводом для ее роспуска стало дело о сближении думской фракции социал-демократов с военной организацией РСДРП, готовившей восстание в войсках.

Третья Государственная думаначала работу 1 ноября 1907 г. Выборы были проведены на основе нового избирательного закона — Положения о выборах, принятого 3 июня 1907 г.

Издание избирательного закона было проведено с нарушением Манифеста 17 октября 1905 г. и Основных государственных законов 1906 г., согласно которым царь не имел права вносить изменения в законы без одобрения Государственной думы и Государственного совета.

Изменив избирательный закон, правительство стремилось найти опору конституционного строя в земской общественной среде. Большинство мест в Думе получили октябристы — представители Союза 17 октября. Крайние правые и левые были представлены незначительным количеством депутатов. Такой состав Думы позволил провести ряд важнейших преобразований.

Были приняты: указ «О дополнении... закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г., предоставивший крестьянам право закрепить свои участки общинной земли в личную собственность, закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 г., Положение о землеустройстве от 29 мая 1911 г., регулировавшее работу землеустроительных комиссий, законы о социальном страховании рабочих и другие нормативные акты.

8сентябре 1911 г. глава правительства П. А. Столыпин был убит анархистом. июня 1912 г. истек срок полномочий Третьей Государственнойдумы.

Выборы в Четвертую Государственную думупрошли 15 ноября 1912 г. в обстановке нового социально-политического кризиса. Председателем Думы был избран М. В. Родзянко.

Начало первой мировой войны обозначило политическое согласие Думы с правительством. Однако поражения русской армии привели к расколу этого единства. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, программа которого требовала создать Министерство общественного доверия, про­вести ряд реформ и политическую амнистию. Оппозиция требовала ухода в отставку правительства. В ответ на эти требо­вания производилась неоднократная смена кабинета министров.

27 февраля 1917 г. императорским указом Государственная дума была распущена на перерыв, окончательно она была распущена решением Временного правительства 6 октября 1917 г.

27 февраля депутаты Думы создали Временный комитетГосударственной думы, на основе которого впоследствии было образовано Временное правительство.

Аграрная реформа 1906 г.

Проведение аграрной реформы 1906 г.связывается с именем главы правительства П. А. Столыпина. Она состояла в преобразовании аграрных отношений в деревне в буржуазные. Реализация аграрной реформы проходила в годы русской буржуазно-демократической революции 1905— 1907 гг., она осуществлялась по нескольким направлениям: разрушение крестьянской общины и насаждение индивидуальной частной собственности; скупка Крестьянским поземельным банком помещичьей земли и продажа ее крестьянам, организация переселения крестьян в Сибирь и другие окраины из перенаселенных районов.

25 апреля 1905 г. издан указ «О даровании населению облегчений по уплате долгов». Главными задачами этого Указа были освобождение населения от взысканных недоимок по продовольственному сбору и аннулирование долгов по ссудам на продовольствие.

В ноябре 1905 г. приняты: Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения, которым уменьшались на 50% (с 1907 г. отменялись) выкупные платежи со всех категорий крестьян, указ «Об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян» и указ «Об облегчении задачи Крестьянского поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян».

В мае 1905 г. был принят указ «Об учреждении Комитета по земельным делам в составе Главного управления землеустройства и земледелия». В компетенцию Комитета входило общее руководство земельными делами и кредитом. Его состав включал министров двора, внутренних дел, финансов, юстиции и государственного контроля.

В августе 1906 г. был утвержден указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования». На его основе крестьянам отчуждались «оброчные статьи» по мере прекращения заключенных ими арендных договоров.

Указом «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий», принятым в октябре 1906 г., провозглашались единые права для всех податных в отношении государственной службы. Расширялись имущественные и избирательные права крестьян. Отменялись подушная подать, круговая порука, принудительная передача и направление неплательщиков на заработки.

Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования», принятый 9 ноября 1906 г. и известный как «столыпинский», провозглашал свободный порядок выхода из общиныи закреплял наделы в собственностьв любое время. Аграрные указы закреплялись законами Государственной думы. 14 июня 1910 г. был принят закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». В соответствии с ним закреплялись права крестьян выделять свои наследственные наделы, выходить из общины. Переход всего общества к отрубному владению осуществлялся при участковом владении по решению простого большинства, а при общинном — по решению двух третей сельского схода.

Порядок землеустройстварегламентировался законом «О землеустройстве», принятым в мае 1911 г. Согласно закону образовывались землеустроительные комиссии под руководством дворян. Не подлежали разверстанию усадебные земли, земли с жилыми постройками, фабриками, мельницами, искусственные леса и торфяники. Чересполосица крестьянских наделов по необходимости ликвидировалась. Арендаторы земель не могли возражать против их разверстания.

Фонды оценочных средств

ТЕМА 4. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И РАЗВИТИЕ ПРАВА РОССИИ XIV — сер. XVI вв.

(4 часа)

1. Предпосылки образования Русского централизованного государства.

2. Государственный строй Русского централизованного государства.

3. Правовое положение населения.

4. Источники права периода образования Русского централизованного государства.

5. Судебник 1497 г., общая характеристика. Судебник 1550 г., общая характеристика.

6. Гражданское право. Уголовное право. Система судебных органов. Виды процесса.

Основная литература:

Хрестоматия по истории отечественного государства и права (Х век – 1917 год) / Сост. В.А. Томсинов. М., 2004.

Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов. М., 2010.

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., 2005.

Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. М., 2011.

Проценко Ю.Л. Образование русского централизованного государства и развитие права (XIV- начало XVI в.). Учебное пособие. Волгоград, 2002.

Дополнительная литература:

Бабицкий Б.Е. Общественно-политический строй и право в период образования Русского централизованного государства (ХIV – XVI вв.). Минск, 1957.

Казаков Р.Б. Судебник 1497 года // Вопросы истории. 2000. № 3.

Кучкин В.А. Судебник 1497 г. и договорные грамоты московских князей ХIV – XV веков // Отечественная история. 2000. № 1.

Потемкина Я. Судебники Ивана III и Ивана IV // Юридический вестник. 1993. № 20.

Развитие русского права в ХV – первой половине ХVII вв. / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1986.

Рогов В.А. Уголовные наказания и репрессии в России середины ХV – середины ХVII вв. М.,1992.

Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах. СПб., 1995.

Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства. М., 1978.

Юткин В. Судебник Ивана III – первый кодифицированный правовой акт на Руси // Российская юстиция. 1997. № 7.

Юшков С.В. Судебник 1497 г. (к внешней истории памятника) / В кн.: С.В. Юшков. Труды выдающихся юристов. М., 1989.

Тема 1.

Предмет, метод и периодизация истории государства и права России

Предмет и метод истории государства и права России

История государства и права России принадлежит к числу фундаментальных дисциплин, изучаемых на юридических факультетах высших учебных заведений Российской Федерации. Ее важнейшая задача – сформулировать у студентов научное представление об основных путях возникновения, становления и развития российской государственности и российской правовой системы, дать им конкретные знания о том, в каких формах и под влиянием каких факторов происходило развитие и смена типов и форм государства и права, а также государственных органов и правовых институтов в конкретный исторический период. История государства и права России, как наука историческая и юридическая, рассматривает государственные и правовые институты с момента их возникновения до настоящего времени в их взаимосвязи и взаимодействии. Она дает возможность оценить своеобразие каждого исторического периода существования государства и права, а с другой стороны – проследить закономерности и преемственность в их развитии, а также особенности конкретных государств народов России и соответствующих им правовых систем в хронологической последовательности.

Данная наука – история государства и права России, выполняет еще одну задачу – разоблачение и научное опровержение фальсификаторов истории государства и права России, начиная с норманнской лжетеории происхождения древнерусского государства и кончая показом несостоятельной и клеветнической сущности западных антинаучных «теорий» и «концепций» о якобы присущей русскому народу и русскому государству характерных черт восточного деспотизма. Именно история государства и права дает возможность глубже понять не только прошлое, но и правильно оценить современное состояние российского государства и права, прогнозировать их дальнейшее развитие.

Когда речь идет о методе истории государства и права России, то ставится вопрос как изучается история государства и права. Историка – правовая наука использует различные методы – как общефилософские, такие как диалектический метод, так и свои специфические методы. Прежде всего это хронологический метод. Государственно – правовые явления возникают и развиваются не изолировано, а в определенной системе, поэтому их анализ требует применения системного метода. Исторический методподходы к государству и праву как развивающимся и изменяющимся во времени явлениям, что позволяет раскрыть их содержание и взаимоотношения. Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно – правовых явлений России и других стран в целях выявления их общих черт, различий и особенностей развития. Кроме того, сравнивают также и отдельные государственно – правовые институты в процессе их эволюции, что дает возможность проследить изменения, происшедшие с этими институтами, и выявить их причины. Статистический метод способствует более глубокому анализу количественных сторон исторического процесса, выявления исторической протяженности, темпов распространения, развития и других сторон процесса. Применяется умозаключение по аналогии – делают вывод о сходстве двух или более явлений с другими сходными явлениями, но в других определенных отношениях. Обычно это делают, когда сведения об этих явлениях неточны, неполны или фрагментарны, что бывает, как правило, при исследовании древнейших исторических периодов. Возможно использование и других методов исследования.

2. Периодизация истории государства и права России

Изучение истории государства и права России осуществляется в определенной хронологической последовательности, связанной с выявлением закономерных этапов развития государства и права. История государства и права России можно разделить на следующие периоды:

1. Государство и право Древней Руси (IX – XI вв.);

2. Государство и право Руси периода княжеской раздробленности (XII – XIIV вв.);

3. Образование Русского централизованного государства и развития права (XIV – середина XVIвв.);

4. Государство и право в период сословно – представительной монархии в России (середина XVI – XVII вв.);

5. Становление и развитие абсолютной монархии в России (XVIII вв.);

6. Государство и право в первой половине XIX в.;

7. Государство и право Российской империи во II половине XIX – начале XX вв.;

8. Государство и право в период буржуазной республики (март – октябрь 1917г.);

9. Создание Советского государства и права (октябрь 1917 – 1918 гг.);

10. Советское государство и право в году гражданской войны (1918 – 1920гг.);

11. Государство и право в период НЭПа (1921 – 1929гг.);

12. Советское государство и право в 1930 – 1941 гг.;

13. Советское государство и право в период великой Отечественной войны и годы восстановления народного хозяйства (1941 – 50-е гг.);

14. Советское государство и право в период кризиса социализма (60-е – 80-е гг.);

15. Государство и право России после развала СССР.

Тема 2
Государство и право Древней Руси в IX –XI вв.

1. Образование Древнерусского государства.

Начальный этап в истории российской государственности связан с образование Древнерусского государства. Это крупнейшее в средневековой Европе государство, просуществовало с конца IX до середины XI вв., занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Указанную территорию с древнейших времен населяли многочисленные земледельческие племена восточных славян, а также десятки народов финского, датского, тюркского и крымского происхождения. Отдельные восточнославянские племена объединились в крупные политические и военные союзы, упоминаемые в древнейших летописях: поляне, славяне, вятичи, древляне, дреговичи, радимичи и др. Поэтому важнейшей особенностью мировоззрения поселения Древнерусского государства, можно сказать, генетическое отсутствие племенного эгоизма, широкая распахнутость по отношению к другим языкам и народам.

Исследования показали, что восточные славяне жили соседскими общинами, основным занятием которых было земледелие. Уже в середине I тысячелетия разложение трудового строя привело к появлению личной собственности на орудия труда и частному пользованию пахотных участков, развитию ремесел и торговли. Рост производительности труда создал возможность эксплуатации и породил социальное неравенство. В сельской общине выделяется верхушка, которая обогащается помимо эксплуатации за счет военной добычи и рабского труда. Разорившиеся крестьяне также попадают в зависимость к богатым землевладельцам. В VI – VIII вв. восточные славяне составили значительную часть населения. Главное богатство – земля. Зачастую общинные земли захватывались силой, племенными вождями, с населения взимались подати, должников обращали в рабов. Постепенно из родоплеменной знати и рабочих общинников складывается господствующий класс. Возрастает авторитет князей – военачальников и дружинников, обеспечивающих охрану от внешних врагов и захват военной добычи. Полюдье – вначале добровольно приносимая дань, - становится обязательной.

Возникновение государства было подготовлено не только социально – экономическими процессами, но и необходимого погашения военных конфликтов, поддержания мира, организацией обмена и торговых отношений. Кроме того, сложный рельеф местности и множество лесов и болот делали непроходимыми дороги, затрудняли развитие торговли. Все это с

Наши рекомендации