Система и компетенция органов государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель

Государственное управление землями организовано в двухуровневую систему, которая включает:

- общее управление землями;

- специальное управление землями.

Общее государственное управление землями действует по территориальному признаку в пределах Республики Беларусь или административно-территориальных единиц. В соответствии со ст. 23 Кодекса о земле его осуществляют:

- Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, которые наделены в основном регулирующими полномочиями;

- местные исполнительные комитеты - областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные, сельские, поселковые в соответствии с их компетенцией; администрации СЭЗ - при распределении и перераспределении земель.

Специальное государственное управление землями осуществляется на республиканском и местном уровне. На республиканском уровне его осуществляют:

- Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (далее - Госкомимущество), который является республиканским органом управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. На Госкомимущество возлагается проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, государственной регистрации недвижимого имущества и по вопросам имущественных отношений;

- иные специально уполномоченные республиканские органы государственного управления, которые в Кодексе о земле не перечислены, но могут выполнять некоторые функции государственного управления (например, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в области государственного контроля).

На местном уровне специальное государственное управление землями осуществляют землеустроительные службы в структуре местных исполнительных комитетов, образованные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 622 на базе землеустроительных и геодезических служб, территориальных органов Госкомимущества, полномочия которых определены названным выше Указом.

Компетенция общих и специальных органов управления по регулированию земельных отношений разграничивается земельным законодательством. Однако практически все функции управления землями, составляющие содержание этой деятельности, осуществляются этими органами совместно.

Мониторинг земель

Мониторинг земель - один из организационно-самостоятельных видов мониторинга в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, предусмотренной экологическим законодательством, порядок ведения которого определен Советом Министров Республики Беларусь (постановление от 28 марта 2007 -г. № 386).

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель, оценки и прогноза изменений состояния земель под воздействием антропогенных и (или) природных факторов (ст. 1 КоЗ).

Содержание этой деятельности заключается в постоянных наблюдениях за состоянием земель и их изменением под влиянием природных и антропогенных факторов, а также за изменением состава, структуры, состояния земельных ресурсов, распределением земель по категориям, землепользователям и видам земель в целях сбора, передачи и обработки полученной информации для своевременного выявления, оценки и прогнозирования изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, определения степени эффективности мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия: почв, защиту земель от негативных последствий.

Объектом мониторинга являются все земли Республики Беларусь.

Наблюдения за состоянием земель проводятся на пунктах мониторинга, а также на всей территории путем периодических аэрофотогеодезических, геодезических, почвенных, агрохимических, ландшафтно-геохимических, других работ, обследований и изысканий организациями, подчиненными Госкомимуществу, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерству образования Республики Беларусь, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерству лесного хозяйства Республики Беларусь и Национальной академии наук Беларуси.

Экологическая информация, полученная в результате проведения мониторинга земель, предоставляется Государственным комитетом по имуществу в установленном порядке республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, юридическим лицам и должна учитываться при подготовке проектов государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, программ использования земельных ресурсов, прогнозов и программ социально-экономического развития, территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, схем землеустройства административно-территориальных единиц, территориального планирования, проектов землеустройства, градостроительных проектов, а также использоваться для информирования граждан о состоянии земель, мерах по их охране и других целей.



Наши рекомендации