Занятие № 10 Право международных организаций и конференций
Возникновение международных организаций – важный этап международного переговорного и нормотворческого процесса. Основные признаки и классификация международных организаций.
Понятие и источники права международных организаций и конференций. «Внутреннее право» международной организации.
Глобальные проблемы современности и международные организации.
Общая характеристика структуры и деятельности ООН и ее главных органов и их основные особенности.
Понятие и виды региональных организаций.
История возникновения основных региональных организаций и характеристика их учредительных актов.
Совет Европы как региональная организация специальной компетенции. Цели, принципы и функции Совета Европы. Структура Совета Европы.
Международно-правовая характеристика ОБСЕ.
Сравнительно-правовая характеристика некоторых региональных организаций общей компетенции: цели, принципы, структура, функции и компетенция (ЛАГ, ОАЕ, ОАГ, ОИК). Основные международно-правовые формы деятельности региональных организаций (ЛАГ, ОАЕ, ОАГ, ОИК).
Международно-правовая характеристика Содружества независимых государств (СНГ). Учредительные акты СНГ. Структура СНГ, его функции, полномочия органов СНГ. Основные международно-правовые формы деятельности СНГ. Проблемы и перспективы развития СНГ.
Европейские сообщества как региональные межправительственные организации интеграции. История создания Европейских сообществ. Цели и принципы Европейских сообществ. Институционная структура Европейских сообществ.
Межправительственные организации интеграции Латинской Америки и Карибского бассейна. Правовой статус и функции МЕРКОСУР, Андского сообщества, Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР) и Карибского общего рынка (КОР).
Интеграционные процессы в Азии. Правовой статус и функции АСЕАН.
Институционные процессы в Африке. Африканское экономическое сообщество (АЭС).
Литература:
Нормативно-правовые акты:
1. Устав ООН. Принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г. [Электронный ресурс]: информационный портал – Веб-сайт ООН. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/charter/ (дата обращения 11.11 2012).
2. Венская конвенция о праве международных договоров. Заключена в г. Вене 23 мая 1969 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М., 1996. С. 67 - 87.
3. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями. Заключена в г. Вене 21 марта 1986 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М., 1996. С. 87 - 113.
4. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров. Заключена в г. Вене 23 августа 1978 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 144 - 159.
5. Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Заключена в г. Вене 14.03.1975 г. //Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 582 - 615.
6. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций. Принята в Лейк Саксесс, Нью-Йорк 13.02.1946 г. Резолюцией 22A Генеральной Ассамблеи ООН //Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XV.- М., 1957. С. 32 - 40.
7. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. Принята 21.11.1947 г. Резолюцией 179 (II) на 123-ем пленарном заседании 2-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 620 - 632.
8. Соглашение о привилегиях и иммунитетах Международного трибунала по морскому праву. Принято в г. Нью-Йорке 23.05.1997 г. на 7-ом совещании государств-участников Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву // Бюллетень международных договоров. - 2008. - № 2. - С. 13 - 23.
9. Временные правила процедуры Совета безопасности ООН. Приняты Советом Безопасности на его первом заседании и изменены на его 31, 41, 42, 44 и 48-м заседаниях 9 апреля, 16 и 17 мая, 6 и 24 июня 1946 года; 138-м и 222-м заседаниях 4 июня и 9 декабря 1947 года; 468-м заседании 28 февраля 1950 года; 1463-м заседании 24 января 1969 года, 1761-м заседании 17 января 1974 года и 2410-м заседании 21 декабря 1982 года. // Веб-сайт ООН. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/basic/mainorg/scrules.htm (дата обращения 12.11 2012).
10. Пакт Лиги арабских государств. Заключен в г. Каире 22.03.1945 //Международное право: Сб. документов.- М.: Юридическая литература, 2000. С. 158 - 161.
11. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подписан в г. Хельсинки 1 августа 1975 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI.- М., 1977. С. 544 - 589.
12. Устав Совета Европы. Принят в г. Лондоне 5 мая 1949 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 12. – Ст. 1390.
13. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Принят в г. Лондоне 16 ноября 1945 г. // Основные документы. Издание 2000 года, включающее тексты документов и изменения, принятые Генеральной конференцией на 30-й сессии (Париж, 1999 г.).- Париж, 2000. С. 7 - 22.
14. Устав Содружества Независимых Государств. Принят решением Совета глав государств СНГ в г. Минске 22 января 1993 г. // Бюллетень международных договоров. – 1994. - № 1.
15. Марракешское Соглашение о создании Всемирной торговой организации. Заключено в г. Марракеше 15 апреля 1994 г. // Московский журнал международного права. - 1997. - № 1. - С. 167 - 178.
16. Устав Международной организации труда 1919 г., с изм. и доп. 1972 г. //Устав Международной организация труда и Регламент Международной конференции труда.- Женева: Международное бюро труда, 1996. С. 5 - 23.
17. Устав Организации Договора о коллективной безопасности. Принят в г. Кишиневе 07.10.2002 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2004. - № 3. – Ст. 163.
18. Статут Лиги Наций. // Версальский мирный договор. Полный перевод с французского под редакцией Ю.В. Ключникова и А.Сабанина. М.: Издание Литиздата НКИД, 1925. C 7-15. – Веб-сайт кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Departments/ModernEuUS/INTREL/SOURCES/Legnatust.htm. (дата обращения 12.11 2012).
19. О международных договорах Российской Федерации: федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101 – ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации – 1995. - № 29. – Ст. 2757.
20. Об утверждении Положения о Постоянном представительстве Российской Федерации при Международной организации: указ Президента РФ от 29.09.1999 г. №1316 // Собр. законодательства Рос. Федерации – 1999. - № 40. – Ст. 4819.
Основная учебная литература:
1. Бирюков П.Н. Международное право: Учебник. Изд. 5-е –М.: Изд-во Юрайт, 2011. –С. 283-421.
2. Европейское международное право: Учебник /Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, П.В. Саваськов. – М.: Междунар. отношения, 2009. – С. 91-139.
3. Международное право: основные понятия. Схемы, таблицы, документы: Учебное пособие / Д.В. Иванов, О.В. Гликман – М.: БИ, 2010. – С. 75-117; С. 157-171.
4. Международное право: Учебник. / Отв. ред. А.Н. Вылегжанин. – М.: Высшее образование, Юрайт-издат, 2009. – С. 358-467.
5. Международное право: Учебник для вузов /Отв. ред. Г.М. Мелков – М.: РИОР, 2009. – С. 273-321.
6. Международное право: Учебник для вузов / Под. ред. А.Я. Капустина. – М.: Гардарики, 2008. – С. 265-302.
7. Международное право: Учебник. Изд.3-е /Отв. ред. А.А. Ковалев, С.В. Черниченко – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. –С.611-694.
8. Международное право: Учебник для вузов. Изд.3-е / Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов — М.: Норма, 2006 – С.331-378.
9. Лукашук И.И. Международное право: Особенная часть. Изд.3-е — М.: Волтерс Клувер, 2005. –С.23-69.
10. Международное право: Учебник /пер. с нем. /Вольфганг Граф Витцум [и др.] / [В. Бергманн, пред., сост.] /науч. ред. и сост. указ. Т.Ф. Яковлева. – М.: Инфотропик Москва, 2011. – С. 345-496.
Дополнительная литература:
1. Бобров Р.Л., Малинин С.А. Организация Объединённых Наций (Международно-правовой очерк). – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. – 81 с.
2. Валеев Р.М. Организации Объединённых Наций - 60 лет // Московский журнал международного права. – 2005. - № 4. – С. 39 - 56.
3. Выскуб В.С. Содружество Независимых Государств: правовые реформы / В.С. Выскуб // Международное публичное и частное право. – 2012. - № 2. – С. 2-5.
4. Гликман О.В. Проблема эффективности механизма контроля МОТ // Московский журнал международного права. – 2005. - № 3. – С. 56 - 77.
5. Замятин В.Ю. Современные аспекты ответственности международных организаций // Московский журнал международного права. – 2004. - № 3. – С. 74 – 86.
6. Капустин А.Я. Роль международных межправительственных организаций в создании норм международного права // Международные отношения и право: взгляд в XXI век/International Relations and Law: A Look into XXI Century. Материалы конференции в честь профессора Л.Н. Галенской/ Под ред. С.В. Бахина. – СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2009. – С. 146-182.
7. Капустин А.Я. Международные организации в глобализирующемся мире. – М.: Изд-во РУДН, 2010. – 320 с.
8. Молодцова М. А. Деятельность Лиги арабских государств в области поддержания международного мира и безопасности // Московский журнал международного права. - 2002. - № 2. - С. 127 – 142.
9. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. 2-е изд.– М.: Дело, 1999. – 272 с.
10. Симонян А.С., Солнцев А.М. Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (ИРЕНА) //Международное право. – 2010. - №3(43). – С. 67-71.
11. Яковенко А.В. Право международной безопасности и ООН // Московский журнал международного права. – 2006. - № 1. – С. 21 – 25.
12. Энциклопедия международных организаций: В 3-х т. Том 1. Международные межправительственные организации /Под ред. Л.Н. Галенской, С.А. Малинина. – СПб.: Изд-во юридического факультета СПбГУ, 2003. – 524 с.
Интернет-ресурсы:
1. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - www.osce.org.
2. Организация стран-экспортёров нефти /The Organization of the Petroleum Exporting Countries/ - www.opec.ru.
3. Организация Объединенных Наций - www.un.org/ru/
4. Всемирная торговая организация - www.wto.org.
5. Россия и Всемирная торговая организация - www.wto.ru.
6. Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) -http://www.unesco.org/
7. Организация Североатлантического договора, НАТО, Северо-Атлантический Альянс /North Atlantic Treaty Organization, NATO/ - http://www.nato.int/cps/ru/natolive/index.htm
8. Совет Европы - http://www.coe.int/lportal/web/coe-portal
9. Экономический и Социальный Совет ООН /ЭКОСОС/ - http://www.un.org/ru/ecosoc/
10. Международный валютный фонд, МВФ /International Monetary Fund, IMF/ - http://www.imf.org/external/russian/index.htm
11. Международная организация труда, МОТ /International Labour Organization, ILO/ - http://www.ilo.org/global/lang--en/index.htm#a4
12. Африканский Союз - http://www.africa-union.org/
13. Содружество Независимых Государств (СНГ) - http://cis.minsk.by/
14. Международная морская организация, сокр. ИМО /International Maritime Organization, IMO/ - http://www.un.org/ru/ecosoc/imo/
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения под руководством преподавателя
С возрастанием роли международного права возникает потребность в подготовке соответствующих специалистов, владеющих международно-правовым инструментарием для успешной работы в структурах публичной власти. Специфика экономического регулирования в Российской Федерации свидетельствует о том, что государственные корпорации и компании, которые во многом формируют экономическую и социальную политику, также перенимают опыт работы органов государственной власти. Владение знаниями и навыками в области международного права позволит сформировать у гражданина, выбравшего обучение по данной магистерской программе целостное представление о международном праве, законодательстве РФ и других стран.
В последнее десятилетие XX в. – начале XXI в. большую трансформацию претерпело международное право. В настоящее время оно испытывает настоящий «бум». Его стремительное развитие объясняется расширением взаимодействия между различными государствами в разнообразных областях сотрудничества, его углублением и интенсификацией. Повышение внимания к международному праву обусловлено возникновением и интенсивным развитием договорных инструментов (унификацией национального права), появлением большего круга внутренних материально-правовых — «прямых» — предписаний, направленных на непосредственное регулирование отношений международного хозяйственного и гражданского оборота, и т.д.
Налицо связь между возрастанием значения в современных условиях международного права и увеличением круга субъектов, вышедших на внешнюю арену российского государства. Стремление России к более достойному местоположению в мирохозяйственных связях, её вхождение в мировой рынок способствовали превращению некогда теоретических положений в практику повседневной жизни.
Главным фактором повышения интереса к международному праву в Российской Федерации, стало изменение в самой сути пришедшего на смену былой системе внутригосударственного и политического устройства, которое сказалось и на взаимоотношениях с Россией стран планеты. Большая открытость, гласность и развитие всяческих контактов на всех уровнях обеспечили и большую доступность западных исследований и публикаций, сведений, размещаемой в электронных средствах массовой информации и т.д., которая составляет в итоге качественно иную основу для российского преподавания международного права.
Содержание предлагаемой учебной дисциплины «Международное право» опирается на такие базовые юридические дисциплины как общая теория государства и права, история государства и права России и иностранных государств, государственное (конституционное) право, а также тесно взаимосвязано со всеми другими общепрофессиональными и специальными юридическими дисциплинами.
Указанная дисциплина изучается в течение одного семестра и завершается экзаменом. По учебному плану предусмотрено проведение лекционных и семинарских занятий и выполнение курсовых и контрольных (для студентов-заочников) работ. В ходе установочных и зачетных периодов обучения основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекцийрассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.
В зависимости от количества часов, отводимых для изучения учебной дисциплины на разных отделениях (дневной, заочной и отделение целевой подготовки), а также с учетом специализации группы, к рассмотрению тем допускается применять гибкий подход.
Главным методом изучения курса является самостоятельная работа, предполагающая изучение теоретических основ международного права, действующие в международных отношениях нормы и практику их создания и применения различными субъектами права, в первую очередь государствами.
По наиболее сложным темам курса проводятся семинарские занятия, призванные углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и во время самостоятельной работы студентов. Они направлены также на приобретение практических навыков применения норм международного нрава при разрешении коллизий в международных отношениях, навыков ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой.
Для этого необходимо изучение международных договоров (двусторонних и многосторонних), национального законодательства и национальной судебной практики государств, характеризующих их международно-правовую позицию, документов международных организации и конференции и т. д.
В ходе семинарских занятийуглубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой.
Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы.Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников.
Каждый студент заочной формы обучения должен выполнить контрольную работу. Контрольная работа выполняется в соответствии с требованиями, изложенными в методической разработке «Контрольная работа студента: структура и оформление». — М., Российская академия правосудия, 2004.
Основной объем дисциплины осваивается студентами-заочниками самостоятельно. Это требует дополнительных разъяснений, методических рекомендаций по тем темам, которые изучаются самостоятельно.
При изучении темы № 2 «История возникновения и развития международного права»,следует обратить внимание на то, что в условиях первобытнообщинного строя отношения между родами, племенами, союзами племен регулировались обычаями, которые не носили правового характера. Возникновение государств привело к возникновению международного права.
В эпоху рабовладельческого общества зачатки международного права
складывались в виде региональных международно-правовых систем прежде всего в странах Древнего Востока, Древней Греции и Древнем Риме.
При уяснении сущности международного права рабовладельческого
общества следует помнить, что в древности не было самостоятельной науки
международного права. Однако отдельные высказывания по его вопросам
встречаются в трудах таких древних философов, историков и государственных деятелей как Лао Цзы, Платона, Аристотеля, Цицерона и др.
В средние века ещё не сформировалась общая для всех государств
система международного права. Её развитие проходило через несколько центров международной жизни, таких как Западная Европа, Византия, Киевская Русь, Индия, Китай, Арабский Восток. «Право войны» было наиболее востребовано и развито в тот период.
Изучая особенности международного права феодального общества, следует уяснить, что именно в эту эпоху возникают такие понятия как: суверенитет и открытое море. Появляются постоянные консульства и
посольства, получает дальнейшее развитие договорное право, активно развивается международно-правовая теория и зарождается наука
международного права.
Буржуазные революции XVII - XVIII вв. привели к изменению
общественно-политической ситуации в мире, а, следовательно, к появлению и закреплению новых терминов, принципов и норм международного права.
При изучении особенностей развития международного права данного
периода следует обратить внимание на характеристику основополагающих
международных соглашений и развитие институтов международного права,
роль международных конгрессов и их влияние на практику международного
общения, нарушение норм международного права и глубокие изменения в
геополитике, вклад ученых в развитие науки международного права.
Рассмотрение темы№ 5 «Источники современного международного права. Нормы международного права. Реализация норм международного права» должно базироваться на знаниях обучаемых
общетеоретических юридических дисциплин. Из курса теории государства и
права известно, что источник прав понимается в материальном и формальном смысле. Для международного права интерес представляет та форма в которую облекается норма международного права.
При этом процесс нормотворчества включает в себя две стадии:
достижение согласия о правиле поведения и признание его обязательным для
сторон.
Основным методом, который используется для выработки международных норм, является согласование интересов, взглядов, позиций субъектов международного права т.е. поиск своеобразного компромисса.
Данная деятельность на международной арене осуществляется в основном в рамках переговорного процесса и последующих согласованных действий на национальном уровне.
Исключением из данного правила является эволюционный и быстрый
способ формирования международного правового обычая.
К основным источникам относятся также общие принципы права,
которые находят своё применение в случае потребности правового регулирования международных отношений.
Статут Международного Суда в ст.38 предусматривает в качестве
вспомогательного средства также судебные решения и доктрины наиболее
квалифицированных специалистов по публичному праву.
Практика также относит решения международных конференций и
резолюции международных организаций как вспомогательный источник
международного права, но только в случае если они направлены на
установление и закрепление новых правил взаимоотношений субъектов
международного права на международной арене.
Судебные решения международных органов носят двойственный
характер, с одной стороны это акт применения права, а с другой – источник
права, но с другим механизмом создания (например, государства могут
подписать договор о государственной границе или же Международный Суд
ООН своим решением определит границу между этими государствами).
Реализация международного права - это претворение в жизнь международных нормативно-правовых предписаний в деятельности участников межгосударственных отношений - субъектов международного права. Реализация права проявляется в практической деятельности субъектов как по приобретению и использованию их субъективных прав, так и по выполнению их юридических обязанностей.
Для понимания сущности реализации важно то, что она всегда:
- может быть только правомерной, т.е. строго соответствовать правовым предписаниям;
- является строго индивидуальной, т.е. выражается в применении норм конкретными субъектами в конкретных ситуациях.
В общеправовой литературе для классификации форм реализации
права используются различные основания, что может быть применено и в международном праве.
Безусловно, не все субъекты международного права обладают одинаковыми правомочиями в реализации норм международного права. Наиболее универсальной правореализующей способностью наделены государства. В силу того места, которое занимают государства среди субъектов международного права, только они могут воспользоваться разными способами реализации правовых норм или наделить такими полномочиями других субъектов.
Наименьшей правореализующей способностью наделены в международным праве отдельные категории физических и юридических лиц. Так, например, индивиды могут реализовывать ряд своих субъективных прав, которыми их наделило международное право, в качестве участников международного судебного процесса.
Тема № 6 «Международное публичное право, международное частное право, внутригосударственное право: их соотношение»студентами заочной формы обучения на базе среднего профессионального юридического образования изучается самостоятельно.
Следует уяснить, что необходимость тесного взаимодействия международного и внутригосударственного права в современном мире предопределяется рядом объективных факторов. В их числе следует упомянуть как стремительно развивающуюся тенденцию интернационализации общественных отношений, еще недавно входивших в сферу исключительно внутригосударственного регулирования, так и появление глобальных проблем, решение которых возможно только на основе тесного конструктивного взаимодействия большинства государств мира. Следует также иметь в виду, что связь внутригосударственного и международного права во многих случаях представляет собой юридически необходимое взаимодействие, особенно в процессе реализации международно-правовых норм.
Формирование и развитие данных систем права происходило под влиянием разных факторов, но в процессе их функционирования неизбежно происходило их взаимообогащение, что в конечном итоге способствовало более плодотворному использованию. Теоретическая концепция данного процесса нашла отражение в монистической и дуалистической теории.
На примере СССР, а затем Российской Федерации наглядно отражается
влияние политического фактора на теоретическое обоснование с последующей фиксацией этого в национальном законодательстве. Отражение в ст.15 п.4 Конституции Российской Федерации того положения, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной
частью её правовой системы», говорит о чётком ориентировании на монистическую концепцию в теории и практике России.
Принимая во внимание, что существуют самоисполняющиеся нормы и
несамоисполняющиеся нормы международного права, для последних
предусмотрена процедура трансформации: по форме - официальная и
неофициальная; по способу – автоматическая и неавтоматическая; по
юридической технике оформления – инкорпорация, легитимация и отсылка.
Вместе с тем, самоисполняющиеся международные договоры не
применяются вне связи с национальным правом. Это возможно только в
рамках национальной правовой системы.
Соотношение международного и внутригосударственного права можно
проследить при их сопоставлении по таким критериям как: предмет
правового регулирования, субъекты правовых отношений, способ
образования норм, механизм принуждения к исполнению данных норм и
источники.
Разрешение коллизий между данными системами права показывает
сложность и многогранность этого процесса.
Также особо необходимо остановиться на исследовании правовой природы международного частного права. В рамках изучения данного вопроса необходимо ответить на следующие вопросы:
Какие факторы международной жизни оказывают влияние на развитие международного частного права и повышение его значения в современных условиях?
В чем проявляются отличия и в чем проявляется связь между международным частным правом и международным публичным правом? Как осуществляется их взаимодействие на практике?
Какие нормы входят в состав международного частного права? Какое значение имеют коллизионные нормы? Ограничивается ли содержание международного частного права только коллизионными нормами?
Какое значение для международного частного права имеет деление права на публичное и частное?
Какие точки зрения были высказаны в отечественной литературе по вопросу о том, входит ли международное частное право в состав международного публичного права или же относится к внутреннему праву? Имеет ли каждое государство свое международное частное право?
Как можно объяснить сам термин «международное частное право» и как можно толковать различные элементы (составные части) этого названия? В чем проявляется своеобразие источников международного частного права?
Какие соглашения (многосторонние или двусторонние) действуют в отношениях Российской Федерации с другими государствами-участниками СНГ в области международного частного права?
Изучение темы № 9 «Территории и другие пространства в международном праве. Международное морское право», необходимо начать с усвоения содержания принципов международного права: территориальная целостность государств, нерушимость границ, мирное разрешение споров, а также таких понятий как «территория государства» и «территориальное верховенство».
Территориальные вопросы были и остаются наиболее сложными в международных отношениях, а территориальные споры – наиболее острыми. Для России эти проблемы являются крайне актуальными и разрешение их мирными средствами жизненно необходимо.
Усвоив значение «территориальных» понятий, необходимо рассмотреть вопрос о составе территории, о правовом режиме трех ее частей: сухопутной, водной и воздушной. Для более конкретного изучения вопроса о составе территории целесообразно ознакомиться с Законом
Российской Федерации о государственной границе от 01.04.1993 г. Следует
напомнить, что наиболее сложный состав имеет водная территория, поэтому
необходимо ознакомиться с тремя первыми частями Конвенции ООН по
морскому праву 1982 г.
При изучении вопросов суверенитета государств над территорией (территориальное верховенство) основное внимание надо уделить
законным основаниям обладания территорией и способам изменения территории государства, а также рассмотреть противоправные притязания
отдельных государств в отношении чужих территорий.
Определенный интерес представляет изучение правового режима
Арктики особенно ее российского сектора. Необходимо прокомментировать
Постановление Президиума ЦИК СССР «Об объявлении территорией СССР
земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане от
15.04.1926 г».
Изучение правового режима Антарктики целесообразно начать с
анализа Договора об Антарктике от 1.12.1959 г. т.к. это самая большая
сухопутная территория имеющая международный правовой режим.
Основное внимание следует обратить на состав территории, на пути разрешения территориальных споров мирным путем, на доктринальное толкование Закона о государственной границе РФ, на правовой режим международных рек и других международных пространств.
Международное морское право - наиболее древняя отрасль общего
международного права. Его становление непосредственно связано с мореплаванием и морской торговлей, поэтому в течении длительного исторического периода основными источниками этой отрасли права были
международные обычаи. Впервые нормы международного морского права
были кодифицированы на Первой Конференции ООН по морскому праву (Женева, 24.02. - 27.04.1958 г.), которая приняла четыре конвенции: Конвенцию об открытом море, Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне, Конвенцию о континентальном шельфе, Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Вторая Конференция ООН по морскому праву (Женева, 16.03. - 26.04.1960 г.) должна была договорно закрепить предельную ширину территориальных вод и рыболовной зоны. Однако из-за расхождения позиций Конференция не смогла решить стоявшие перед ней задачи. Наибольшее значение для кодификации и развития международного морского права имела Третья Конференция ООН по морскому праву (3.12.1973 г. - 10.12.1982 г.). Итоги
работы Конференции называют “тихой революцией” в Мировом океане.
Конференция приняла Конвенцию ООН по морскому праву, которая по
праву считается всеобъемлющим международным договором по морскому
праву, исторической вехой в области кодификации и прогрессивного
развития международно-правовых норм по регламентации правового
режима Мирового океана.
Необходимо проанализировать работу трех конференций ООН по морскому праву, раскрыть их исторические предпосылки и изучить решения Третьей Конференции ООН по морскому праву, особенно Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.
Изучая Конвенцию ООН 1982 г. и другие правовые акты, студенты
должны знать правовой режим внутренних морских вод, территориальных
вод, прилежащей зоны, проливов, открытого моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, морского дна за пределами
национальной юрисдикции, а также обратить внимание на правовые основы
морских научных исследований, противоправность загрязнения морской
среды и другие международно-правовые проблемы, рассмотренные на международных конференциях, а также решения по ним.
Изучая морские международно-правовые проблемы следует остановиться на изучении международных морских организаций, особенно таких как Международная морская организация (ИМО), Комитет по судоходству ЮНКТАД, Океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО,
Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).
Изучение темы № 11 «Право внешних сношений»следует начать с анализа взаимосвязеймеждународного права внешней политики и дипломатии, обратив вниманиена приоритет международного права.
Поскольку дипломатическое и консульское право - это система
правовых норм, регулирующих порядок организации и деятельности дипломатических и консульских представительств, то возникает необходимость дать анализ международно-правовых актов, регулирующих
деятельность подобных учреждений. В этой связи следует обратиться к
Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961 г., Венской
конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963 г., Венской конвенции о
представительстве государств в их отношениях с международными
организациями универсального характера от 14.03.1975 г. Особое место
занимает Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН от 13.02.1946 г., а
также к другим документам регламентирующим деятельность дипломатических и консульских представительств.
Одновременно с изучением международно-правовых актов
необходимо помнить, что внутригосударственное законодательство конкретизирует содержание отдельных положений международных соглашений.
Следует обратить особое внимание на систему органов внешних сношений государств, основания их деления на внутригосударственные и
зарубежные, привилегии и иммунитеты ООН и специализированных учреждений ООН, на представительства государств при ООН и специальные миссии.
Практическое значение имеют ранги дипломатических и консульских представителей, их права, обязанности и правовое положение, а также привилегии и иммунитеты дипломатических агентов и персонала.
Приступая к изучению темы № 12 «Население в международном праве»необходимо уяснить для себя понятие гражданства, способы его приобретения и утраты, а также особенности правового положения иностранцев, бипатридов и апатридов.
Следует обратить внимание на то, что одним из отличительных признаков государства, как субъекта международного права, является наличие населения. В зависимости от правового статуса, в состав населения могут входить следующие группы: граждане данного государства, иностранные граждане (иностранцы), лица с двойным гражданством (бипатриды) и лица без гражданства (апатриды), беженцы и вынужденные переселенцы.
Следует помнить, что вопросы приобретения и утраты гражданства
решаются в основном национальным законодательством, но в последние годы международное право во все большем объеме включается в регулирование этих вопросов, обеспечивая защиту прав человека. Сегодня
каждый человек, в случае преследования его за политические взгляды и
общественную деятельность, имеет право искать убежище в других
государствах. Необходимо знать юридическую природу права убежища и его виды, а также понятие и правовой статус беженцев. При изучении данных
вопросов следует использовать Конституцию РФ, Закон о беженцах 1993 г.,
Закон о вынужденных переселенцах 1993 г., Закон о гражданстве РФ 2002 г.,
Декларацию о территориальном убежище 1967 г. и Конвенцию о статусе беженцев 1951 г.
Приступая к изучению темы № 13 «Право международной безопасности»необходимо уяснить суть концепции всеобъемлющей международной безопасности и ознакомиться с резолюцией ГА ООН от 7 декабря 1988 г. «Всеобъемлющий подход к укреплению международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН».
Современные реалии свидетельствую о том, что ушли в прошлое
времена, когда каждое государство стремилось обеспечить свою безопасность самостоятельно или при помощи ограниченных военных
союзов. Сегодня безопасность каждого государства связана с безопасностью
всех стран. Отсюда вытекает необходимость широкого и активного сотрудничества государств.
Право международной безопасности – сов<