Структура и источники права в Романо-германской правовой системе.

во всех странах романо-германской правовой семьи признается деление права на публичное и частное.

Публичное право - это совокупность отраслей и институтов, которые определяют статус и порядок деятельности органов государства. Трактовка публичного права предполагает специфическое понимание роли права в системе власти и социально-политических процессов и признания ее в обеспечении общественных интересов.

Вместе с тем публичное право нельзя сводить только к обеспечению государственных интересов. Это — общие интересы людей разного рода сообществ, объединений, т. е. политических, профессиональных и др. Применительно к публичному праву имеются в виду потребности, отношения, интересы, без которых невозможно как удовлетворении личных, так и публичных интересов общества в целом.

Для частного права характерно установление частного статуса физических и юридических лиц, обеспечение их равенства в отношении между собой, договорное регулирование, свобода экономической и иной деятельности и творчества

Имеются и отрасли, где нормы частного и публичного права переплетаются: торговое право; сельскохозяйственное право; авторское право; воздушное право; горное право; транспортное право; страховое право; международное частное право, которое определяет положение иностранцев, рассматривает коллизии прав. Традиционно считается составной частью частного права, некоторые затрагиваемые им вопросы, например определение национальности, по сути своей являются частью публичного права.

Публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой поскольку во всех странах романо-германской правовой семьи имеется отраслевая классификация.

Структура романо-германского права признает отраслевую классификацию, т. с. система нрава разделяется на отрасли, среди которых базовыми считаются конституционная, административная, гражданская, уголовная, а также гражданско-процессуальная и уголовно-процессуальная отрасли.

Отрасли права в свою очередь подразделяются на институты. Например, к конституционной отрасли относятся такие институты, как принятие и изменение конституции; устройство государства; территория; гражданство.

Обязательственное право являлось одним из основополагающих институтов всех правовых систем, входящих в романо-гер-манскую правовую семью представляющий собой систему норм, рассчитанных на урегулирование отношений между лицами. В рамках обязательства одному лицу принадлежит право требовать от другого лица совершения какого-либо действия или воздержания от определенного действия. Обязательства классифицируются прежде всего по основаниям их возникновения. Обязательство — это обязанность лица осуществлять или не осуществлять какие-то действия в интересах другого лица. Обязательство может возникнуть непосредственно из закона или из договора.

Выделяется несколько главных оснований возникновения обязательств — договор, односторонняя сделка, причинение вреда (деликт), ведение чужих дел без поручения, неосновательное обогащение и закон.

Особенностью структуры романо-германского права является и выделение абстрактной категории вещное право. Это право фиксируетсвязь лица с вещью в отвлечении от отношений этого лица с другими лицами. Основным вещным правом, естественно, считается право собственности. Разные европейские законодательства вкладывают в содержание права собственности различные компоненты (правомочия)— владение, пользование, распоряжение, право на доход и т. п.

Социальная сфера всегда находилась в центре внимания правового регулирования в системе романо-германского права.

Согласно Европейской социальной хартии с 1996 года все страны-участники обязаны использовать вес средства национального и международного характера для эффективной реализации основных прав и принципов в социальной сфере: право на справедливые и безопасные условия труда, на справедливое вознаграждение, право на объединение в организации для защиты экономических и социальных интересов, право на социальное обеспечение, право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости, право на социальную защиту, право на защиту от бедности, право на жилье и т. д.

Особо можно подчеркнуть сферу социального права в Германии. Расходы на социальные услуги в Германии составляют десятую часть от государственного бюджета.

Социальные услуги но содержательному принципу можно подразделить на консультационные, врачебные, информационные, правовые и организационные. Функционирует развитая система социального страхования и обеспечения. Главная роль системы законодательства в этой области — это социальный кодекс, состоящий из десяти книг вступивших в силу в 1975—1982 гг.

Можно назвать еще одну особенность структуры, выделяющую романо-германскую правовую семью среди иных правовых семей — относительно самостоятельный характер существования гражданского и коммерческого нрава; исторически, с момента их возникновения и в последующем развитии, четко проводимое различие между этими отраслями права в правовых системах многих тран Европы1.

Правовой дуализм проявляется в одновременном существовании двух независимых систем частного права — гражданского и торгового. Правовые системы формировались в основном по двум направлениям регулирования частноправовых экономических отношений: в рамках гражданского, либо наряду с гражданским правом, а также торгового права как особой отрасли.

Источники:

В этой семье традиционно доминирует формально-юридический подход, согласно которому общими для всех правовых систем этой семьи являются такие источники права нормативно-правовые титы; правовые обычаи; международные договоры; общие принципы права; правовая доктрина; судебная практика (судебные прецеденты).

При этом данные источники могут быть разбиты на группы по ряду оснований.

1) По формальной обязательности исполнения:

обязательные (нормативные) источники права - нормативно-правовые акты, международные договоры, общие принципы права и правовые обычаи:

необязательные (ненормативные) источники права -правовая доктрина, судебные решения.

2) В зависимости от юридической силы и общественного значения:

первичные; вторичные

Первичными источниками у всех государств романо-германской правовой семьи являются нормативно-правовой акт и правовой обычай.

Причем в единой иерархически построенной системе источников обязательного права ведущее место занимает именно нормативно-правовой акт (закон). Закон имеет приоритет по отношению не только обобщениям судебной практики, и межгосударственным договорам, но и к обычаю (как первичному источнику права,). Законы регулируют частную и публичную сферы общественных отношений наиболее важные вопросы общественного устройства права и свободы граждан, структуру и организацию государственной власти. Они закрепляют правовое положение физических и юридических лиц. отношения между ними Важное место среди обычных законов занимают кодексы. Установлен судебный контроль за конституционностью действующих законов Верховенство конституционных законов обеспечивается специальными конституционными судами или верховными судебными органами.

Последнее время, в системе источниковсущественно возросла роль подзаконных нормативных актов, актов правительственной власти. Это ордонансы, декреты, регламенты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления и др. Значительная часть из них появляется на свет в результате делегированного правотворчества. Парламент в пределах своей компетенции и в соответствии с конституцией делегирует полномочия правительству и его структурным подразделениям. Значение правовых актов, являющихся результатом делегированного правотворчества, определяется полномочиями издавших их органов.

Правовому обычаю как источнику права ныне уже отведена вспомогательная роль. Закон, как писаный нормативный акт, подкрепляет свою силу и общепризнанность благодаря базированию на обычае. Как правило, толкование закона, чтобы сделать его доступным для населения; осуществляют с точки зрения обычая. В то же время, роль обычая в качестве обязательного источника права варьируется в разных государствам Романо германскойправовой семьи (в Швейцарии и Германии обычаи считается почти что равноценным закону источником права, а во Франции рассмотрение обычая в качестве источники права считается ужа несколько устаревшим)

Общие принципы права - основополагающие идеи права

(с пра вед лип ость, народовластие, презумпция невиновности, обязатель ность возмещения причиненного вреда и т.д.) являются также обязательными первичными источниками права, которые используются и том случае, если в нормативных актах невозможно найти конкретны» правовых норм для рассматриваемого случая.

Международные договоры, в результате развития международных отношений |международной интеграции (особенно в рамках ЕС) сегодня начинают играть всё более мощную роль как источники права романо-германской правовой семьи. Те международные оговоры, которые ратифицированы национальными законодательными органами являются в национальных правовых системах государств романо-германской правовой семьи такими жеисточниками права как и законы .

Вторичные источники имеют определенную юридическую силу лишь в том случае, когда первичные источники либо отсутствуют либо являются в решении данного конкретного вопроса неясными и неполными, В то же время использование вторичных источников не является юридически-обязательным. К вторичным источникам романо-германского права принадлежат судебные преценденты, правовые доктрины (научные работы известных ученых-юристов).

Правовая доктрина, представляя теоретические положения, а также научные теории юридического характера, ныне, являясь одним из уже неофициальных источников права, оттеснена на второй план основным официальным источником - законом

Судебная практика является спорным источником права романо-германской правовой семьи Так во Франции судебные решения, официально не являясь основным источником права, тем не менее играют значительную роль в повседневном регулировании общественных отношений. А в Германии в качестве одного из самых главных источников Права выступают решения Ко нет и туи и о иного суда страны. Также кассационный суд во многих государствах романо-германской семьи - это высшая инстанция. Поэтому, в сущности, и «простое» судебное решение, основанное, например, на аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя кассационный этап, может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент, И все же, в общем для всей семьи романо-германского права, судебную доктрину сегодня можно отнести к вспомогательному источнику права

3. В зависимости от способа формирования

источники, формируемые законодательными и

исполнительными органами государства (нормативно-правовые акты}; источники, формируемые обществом (правовые обычаи, правовые доктрины).

27.Наличие кодифицированных отраслей права в романо-германской право­вой системе

Кодификация– наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта.

В романно-германской правовой семье повсеместно распространена отраслевая кодификация с целью упорядочения нормативного материала. Система права структурируется по отраслям, подотраслям, правовым институтам, субинститутам. Существует деление права на публичное и частное, причем приоритет отдается последнему. Отрасли материального права занимают доминирующее положение по сравнению с процессуальными отраслями. При аналогии применяются общие принципы права - закрепленные нормативно или выводимые путем толкования.

Во всех странах Романо-германского права кодифицированы основные отрасли материального частного и процессуального права, но лишь некоторые отрасли материального публичного. Так, например, во Франции основными считаются Гражданский кодекс 1804 г, Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Коммерческий кодекс 1807 г., уголовный кодекс 1810 г. и Уголовно-процессуальный кодекс 1810 г.

Административное право почти повсеместно не кодифицировано. Даже в стране классической кодификации — Франции — административное право никогда не было должным образом кодифицировано. Здесь нет ничего, что напоминало бы наполеоновские кодексы, а имеющиеся кодексы представляют собой сведение воедино законодательных и регламентарных текстов, охватывающих, несмотря на то, что их число возрастает, лишь ограниченную часть отношений, регулируемых административным правом, многие разделы которого созданы судебной практикой.

Примерно таково же состояние источников административного права и в других странах романо-германской семьи. Естественно, что многочисленность законов и других актов порождает большее число различий и расхождений между отдельными странами, чем строгая кодификация. Точно также можно сказать, что чем значительнее роль судебной практики как источника права, тем больше правовые различия, ибо судебная практика больше подвержена влиянию изменяющихся условий, чем стабильные кодификации.

Наши рекомендации