Изменение в государственном и общественном устройстве России во второй половине XVIII в. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.

Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.

Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянстваиздана 21 апреля 1785 г. Включала систематический свод дворянских привилегий и подтверждение всех ранее присвоенных дворянством льгот. Жалованная грамота дворянству тесно связана с рядом предшествовавших ей законодательных актов, в том числе Манифестом о вольности дворянства 1762 г. Грамота подтверждала исключительное право дворянства на владение землей и крепостными крестьянами, закрепляла права дворянина на эксплуатацию крепостных и обеспечивала рядом политических и личных прав всю систему внеэкономического принуждения, на которой держалась крепостная система хозяйства. Дворянин был свободен от обязательной службы, как военной, так и гражданской, освобождался от податей, рекрутской повинности, постоя, телесных наказаний, объявлялся подсудным лишь дворянскому суду. Грамота формулировала ряд положений, охранявших классовые монополии дворянского сословия: дворянское достоинство объявлялось наследственным и передавалось от отца к детям из рода в род. Утверждался ряд важнейших корпоративных прав дворянства и участие дворянства в аппарате управления страной: дворяне каждого уезда и губернии составляли общество (корпорацию) и имели право собраний. Все общие сословные дела разрешались на губернских дворянских собраниях, созывавшихся каждые 3 года в губернском городе. Дворянские собрания выбирали предводителей дворянства и должностных лиц во все губернские учреждения, имели права юридического лица, обладали капиталом, недвижимой собственностью. Важной привилегией дворянских собраний являлось право непосредственного обращения к центральной власти – в Сенат и к царю.

Грамота на права и выгоды городам Российской Империи издана вместе с Жалованной грамотой дворянству. Состояла из краткого введения о «пользе городов» и «городового положения», представлявшего собой обширный свод правил, главным образом заимствованных из шведских, прусских и остзейских источников. «Городовое положение» устанавливало состав «общества градского» и принципы его самоуправления. Организациями городского самоуправления являлись: собрание «общества градского», созывавшееся губернатором раз в 3 года; «общая городская дума», состоявшая из представителей всех разрядов городского населения; «шестигласная дума» для отправления текущих дел. Устанавливался строгий контроль над вступлением в купеческое звание и мещанство, закреплялся ряд феодальных стеснений торговли: охранялась монополия на торговлю вином, продажу соли, вводился ряд бытовых ограничений. Обширное «ремесленное положение», включенное в Грамоту, в значительной степени воспроизводило шведский цеховой устав 1669 г. и стремилось установить в русской мелкой промышленности отжившие уже на Западе цеховые средневековые формы.

Реформы Екатерины II в области управления и судопроизводства. Устав благочиния 1792 г.

Реформы Екатерины II

При Екатерине II получили свое дальнейшее развитие начинания Пет­ра I в области административного устройства и местного самоуправления. Была продолжена и судебная реформа.

В 1775 г. с целью улучшения финансовой, надзорной и судебной дея­тельности трехчленное деление империи на губернии, провинции и уезды было реорганизовано в двучленное: губерния –уезд.При этом губернии разукрупнялись, число их увеличивалось сначала до 40, а чуть позже до 50. Согласно Учреждению о губерниях административные единицы созда­вались по количеству населения (300–400 тыс. душ в губернии, 20–30 тыс. в уезде). Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, во главе уезда – земский исправник, избираемый дворянством уезда. Над не­сколькими губерниями главенствовал генерал-губернатор, в подчинении которого находились войска.

Екатерина II называла губернатора «хозяином» губернии. В его руках вплоть до февраля 1917 г. сосредоточивалась вся полнота административ­ной, финансовой и военной власти в регионе. Губернаторы выступали как проводники на местах политики центра и как администраторы крупных территорий. Губернская власть была гибким, живучим и маневренным институтом власти, в котором сочетались централизация и децентрализа­ция управления сообразно особенностям региона, периода, личности царя и личности губернатора.

В аппарате губернского правления находились финансовые дела (Казенная палата), социальная деятельность (Приказ общественного при­зрения, в ведении которого находились просветительные, благотвори­тельные и санитарные учреждения), наблюдение м законностью (губернский прокурор со штатом прокуроров и стряпчих). Все должност­ные лица избирались на дворянских собраниях, за исключением выборных представителей от 3 сословий, заседавших в Приказе общественного при­зрения. В городах вводилось ещё особое должностное лицо, назначаемое правительством, – городничий, который осуществлял полицейский над­зор. Для выполнения полицейских функций в столичных центрах сохраня­лась должность обер-полицмейстера, а в гарнизонных городах – комен­данта.

В 1782 г. создается новый орган полицейского управления – Управа Благочиния, компетенция и состав которой определялись особым Уставом. Она состояла из 5 лиц: обер-полицмейстера (в столицах) или городничего (в других городах), двух приставов (по уголовным и гражданским делам), назначавшихся правительством, и двух ратманов (советников), избирав­шихся собранием горожан. Города в полицейском отношении делились на части во главе с частными приставами, на кварталы во главе с кварталь­ными надзирателями, назначавшимися Управой Благочиния, и кварталь­ными поручиками, избиравшимися горожанами из своей среды. Функции полицейских органов были весьма обширными: безопасность, санитария, нравственность, семейные отношения, ведение следствия по уголовным делам, арестные дома, тюрьмы – это лишь неполный перечень того, чем занималась полиция.

Как видим, уже при организации администрации на местах к участию в ее работе привлекались выборные представители сословий. Главную скрипку в процессе формирования новой генерации чиновничьей бюро­кратии играло дворянство, сильно разросшееся за счет выходцев из других сословий уже к середине XVIII в. Не было обойдено вниманием императ­рицы и купечество, удельный вес которого в связи с развитием промыш­ленности и торговли сильно вырос. Этим основным сословиям Российской империи Екатерина II предоставила право организовать свои представи­тельные органы на местах. Однако о них чуть позже, после характеристи­ки сословного строя.

При Екатерине IIпроизошли серьезные изменения в организации су­дебной системы, но они почти не затронули процесса. Только применение пыток было резко ограничено, а в уездных городах они были запрещены вообще. В губернских судах для их применения требовалось испрашивать разрешение губернатора. Выла разработана также система подачи апелля­ций. Устанавливался недельный срок по объявлении приговора для заяв­ления о ее подаче, годичный срок для ее оформления лицами, жившими в России, и двухгодичный для лиц, живших за границей. Пересмотр в апел­ляционном порядке допускался лишь в отношении гражданских и тех уго­ловных дел, которые возбуждались по инициативе пострадавших. Прочие уголовные дела могли пересматриваться только по инициативе суда выс­шей инстанции.

Таким образом, в XVIII в. в России сложился тот государственный и правовой порядок, который просуществовал почти без изменений до ре форм 1860–1870-х годов, а в некоторых отношениях и до революции 1917г.

Наши рекомендации