Вид практики, способы, форма и порядок её проведения

Преддипломная практика студентов проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Положением о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.11.2015 г. № 1383; Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464; Положением о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования, принятом на заседании Ученого совета КГУ (протокол № 6 от 01.02.2016 г.); рабочим учебным планом подготовки бакалавров направления 030900 Юриспруденция, бакалаврские программы гражданско-правовой профиль, уголовно-правовой профиль, профиль судебная, правоохранительная, адвокатская деятельность.

Вид практики: преддипломная.

Преддипломная практика является составной частью учебного процесса в вузе, поэтому она обязательна для каждого студента.

Преддипломная практика проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Целью преддипломной практики является закрепление знаний, полученных в период обучения, закрепление профессиональных компетенций применительно к определенным юридическим профессиям, изучение форм, методов и средств деятельности органов юстиции, органов внутренних дел, прокуратуры, суда, нотариата, адвокатуры и других организаций, сбор материалов для выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

Задачами преддипломной практики выступают:

1) ознакомление с нормативными актами, приказами, распоряжениями, указаниями и инструкциями, регламентирующими деятельность органов, принимающих студентов на практику;

2) уяснение организационной структуры принимающей организации;

3) ознакомление с правилами делопроизводства и организацией деятельности принимающей организации;

4) закрепление знаний, умений, навыков и компетенций полученных в период обучения и предыдущих практик;

5) сбор материалов для выпускной квалификационной (бакалаврской) работы;

6) овладение обучающимися основными методами деятельности принимающих учреждений;

7) развитие интереса к научно-исследовательской деятельности, выработка навыков и умений ведения исследований, изучения и обобщения опыта деятельности принимающих учреждений, поиска наиболее эффективных методов выполнения профессиональных обязанностей;

8) поддержание тесной связи университета с различными государственными и муниципальными учреждениями для обмена опытом сбора, обобщения и исследования студентами фактического материала.

Данные задачи соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности и их задачами:

в нормотворческой деятельности:

- участие в подготовке нормативных правовых актов;

в правоприменительной деятельности:

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

- составление юридических документов;

в правоохранительной деятельности:

- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества, государства;

- охрана общественного порядка;

в экспертно-консультационной деятельности:

- консультирование по вопросам права;

- осуществление правовой экспертизы.

Способ проведения практики – стационарный, то есть практика проводится в профильной организации, расположенной на территории города Курска или по месту жительства обучающегося. Для непосредственного знакомства обучающихся с различными типами правоприменительных и правоохранительных учреждений.

Форма проведения практики – непрерывно – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени.

Порядок проведения практики. Для руководства практикой назначается кафедральный руководитель практики из числа преподавателей кафедры и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации – места прохождения практики.

Кафедральный руководитель:

- осуществляет подбор баз практики, устанавливает с ними связь;

- обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики;

- разрабатывает индивидуальные задания для выполнения обучающимися в период практики;

- обеспечивает своевременное оформление необходимых документов;

- проводит организационные собрания, установочную конференцию, защиту практики;

- оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий;

- принимает меры по устранению недостатков в организации практики;

- оценивает результаты прохождения практики обучающимся;

- проставляет в зачетную книжку и ведомость оценку по практике.

Кафедральный руководитель до начала практики распределяет всех обучающихся по местам прохождения практики – профильным организациям и по руководителям практики от этих организаций. При распределении по возможности учитывается желание обучающегося проходить практику в том или ином месте.

При определении мест прохождения практики обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами учитываются рекомендации, содержащиеся в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или рекомендации медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.

Преддипломная практика проводится на базе:

- судов общей юрисдикции: мирового судьи, районного суда, областного, краевого суда;

- прокуратуры района, города, области;

- адвокатских коллегий, кабинетов;

- органов внутренних дел.

Обучающиеся, совмещающие обучение с профессиональной деятельностью (заочная форма обучения), вправе проходить практику в организациях по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими в данных организациях, соответствует требованиям к содержанию практики. С разрешения кафедры обучающимся место прохождения практики может быть выбрано самостоятельно при условии соответствия организации требованиям, обеспечивающим выполнение программы практики в полном объеме. В этом случае обучающийся предоставляет на кафедру гарантийное письмо организации о согласии принять его на практику не позднее, чем за месяц до начала практики (образец гарантийного письма в Приложении 1).

До начала практики кафедральный руководитель проводит со всеми обучающимися установочную конференцию, на которой информирует студентов об их распределении по профильным организациям – местам прохождения практики, и по руководителям практики от этих организаций, о сроках прохождения практики, о содержании практики, о правах и обязанностях обучающихся во время прохождения практики, о формах отчетности по практике, а также формулирует задания студентам на время прохождения практики.

Обучающиеся в период прохождения практики:

- выполняют виды работ, предусмотренные настоящей программой;

- соблюдают действующие в организации правила трудового распорядка;

- соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.

После прохождения практики обучающиеся предоставляют на кафедру отчетные документы и защищает их на зачете перед кафедральным руководителем.

2. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики

В результате прохождения преддипломной практики в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями образовательной программы обучающийся овладевает следующими общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

Планируемые результаты образовательной программы Планируемые результаты обучения
- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1) В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: 1. Пороговый уровень знать: - основные требования к подготовке и принятию нормативных актов в соответствии с профилем своей деятельности; уметь: - принимать участие в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - основными навыками разработки и принятия нормативных актов в соответствии с профилем своей деятельности. 2. Повышенный уровень знать: - требования к подготовке и принятию нормативных актов в соответствии с профилем своей деятельности; уметь: - самостоятельно разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем своей деятельности; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - навыками разработки и принятия нормативных актов в соответствии с профилем своей деятельности. 3. Высокий уровень знать: - требования к подготовке и принятию нормативных актов в соответствии с профилем своей деятельности, содержание соответствующих нормативных правовых актов; уметь: - самостоятельно выдвигать инициативы и разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем своей деятельности; владеть (быть в состоянии продемонстрировать); - различными навыками разработки и принятия нормативных актов в соответствии с профилем своей деятельности.
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2) В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: 1. Пороговый уровень знать: - основные требования к профессиональной деятельности в соответствии со своим профилем; уметь: - принимать участие в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - основными навыками профессиональной деятельности в соответствии со своим профилем. 2. Повышенный уровень знать: - требования к профессиональной деятельности, подготовке и принятию нормативных актов в соответствии с профилем своей деятельности; уметь: - самостоятельно разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем своей деятельности; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - навыками разработки и принятия нормативных актов в соответствии с профилем своей деятельности. 3. Высокий уровень знать: - требования к профессиональной деятельности, подготовке и принятию нормативных актов в соответствии с профилем своей деятельности, содержание соответствующих нормативных правовых актов; уметь: - самостоятельно выдвигать инициативы и разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем своей деятельности; владеть (быть в состоянии продемонстрировать); - различными навыками разработки и принятия нормативных актов в соответствии с профилем своей деятельности.
- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3) В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: 1. Пороговый уровень знать: - средства обеспечения соблюдения законодательства субъектами права; уметь: - давать заключения о соблюдении законодательства субъектами права; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - способами организации профессиональной деятельности. 2. Повышенный уровень знать: - особенности обеспечения соблюдения законодательства в конкретных сферах юридической деятельности; уметь: - давать квалифицированные заключения о соблюдении законодательства субъектами права; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - навыками организации профессиональной деятельности. 3. Высокий уровень знать: - механизмы и специфику обеспечения соблюдения законодательства всеми субъектами права; уметь: - давать заключения о соблюдении законодательства субъектами права на высоком профессиональном уровне; владеть (быть в состоянии продемонстрировать); - разнообразными навыками организации профессиональной деятельности на высоком уровне.
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4) В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: 1. Пороговый уровень знать: - основополагающие принципы принятия решений в точном соответствии с законом; уметь: - принимать решения в точном соответствии с законом; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - основными приемами принятия решений в точном соответствии с законом. 2. Повышенный уровень знать: - основные начала совершения юридических действий в точном соответствии с законом; уметь: - совершать юридические действия в точном соответствии с законом; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - способами совершения юридических действий в точном соответствии с законом. 3. Высокий уровень знать: - приемы исследования обстоятельств дела и выявления соответствующих правовых норм; уметь: - осознавать юридические последствия своих решений и действий; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - способностью принимать решения в точном соответствии с законом после всестороннего и полного исследования фактических обстоятельств дела.
- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6) В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: 1. Пороговый уровень знать: - понятия и виды юридических фактов и обстоятельств; уметь: - определять виды юридических фактов и обстоятельств; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - основами квалификации юридических фактов и обстоятельств. 2. Повышенный уровень знать: - основы юридической квалификации фактов и обстоятельств; уметь: - юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - навыками юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств. 3. Высокий уровень знать: - проблемы дифференциации юридических фактов и обстоятельств; уметь: - квалифицированно оказывать юридическую помощь; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - приемами разрешения правовых проблем и коллизий.
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9) В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: 1. Пороговый уровень знать: - основные права и свободы человека и гражданина; уметь: - находить в законодательных актах нормы, в которых прописаны права и свободы человека и гражданина; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - классификацией прав человека. 2. Повышенный уровень знать: - значение защиты прав человека; уметь: - осуществлять поиск информации в сфере прав и свобод человека и гражданина в данной сфере; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - основными концепциями защиты прав человека и гражданина. 3. Высокий уровень знать: - отличия чести от достоинства; уметь: - производить мониторинг изменений в законодательстве и государственной политики защиты прав и свобод человека и гражданина; владеть (быть в состоянии продемонстрировать); - приемами ведения диалога по проблематике нарушения прав и свобод человека и гражданина.
- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10) В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: 1. Пороговый уровень знать: - основные требования к профессиональной деятельности в соответствии со своим профилем; уметь: - принимать участие в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - основными навыками профессиональной деятельности в соответствии со своим профилем. 2. Повышенный уровень знать: - требования к профессиональной деятельности, подготовке и принятию нормативных актов в соответствии с профилем своей деятельности; уметь: - самостоятельно разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем своей деятельности; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - навыками разработки и принятия нормативных актов в соответствии с профилем своей деятельности. 3. Высокий уровень знать: - требования к профессиональной деятельности, подготовке и принятию нормативных актов в соответствии с профилем своей деятельности, содержание соответствующих нормативных правовых актов; уметь: - самостоятельно выдвигать инициативы и разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем своей деятельности; владеть (быть в состоянии продемонстрировать); - различными навыками разработки и принятия нормативных актов в соответствии с профилем своей деятельности.
- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11) В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: 1. Пороговый уровень знать: - понятие, виды и методы криминологического прогнозирования; уметь: - осуществлять планирование предупреждения преступности; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - способность планировать и осуществлять профилактическую деятельность, в том числе по предупреждению отдельных видов преступлений. 2. Повышенный уровень знать: - современные формы и методы борьбы с преступностью; уметь: - определять методы, которые необходимо применять для профилактики отдельных видов преступлений; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - способностью осуществлять научное прогнозирование основных тенденций развития преступности и ее структурных составляющих, других значимых факторов. 3. Высокий уровень знать: - особенности организации профилактической деятельности в отдельных регионах, населенных пунктах, микрорайонах и на транспорте; уметь: - определять основные направления взаимодействия различных субъектов профилактики; владеть (быть в состоянии продемонстрировать); - основными методами разработки планов профилактики отдельных видов преступлений.
- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14) В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: 1. Пороговый уровень знать: - основополагающие принципы принятия решений в точном соответствии с законом; уметь: - принимать решения в точном соответствии с законом; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - основными приемами принятия решений в точном соответствии с законом. 2. Повышенный уровень знать: - основные начала совершения юридических действий в точном соответствии с законом; уметь: - совершать юридические действия в точном соответствии с законом; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - способами совершения юридических действий в точном соответствии с законом. 3. Высокий уровень знать: - приемы исследования обстоятельств дела и выявления соответствующих правовых норм; уметь: - осознавать юридические последствия своих решений и действий; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - способностью принимать решения в точном соответствии с законом после всестороннего и полного исследования фактических обстоятельств дела.
- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16) В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: 1. Пороговый уровень знать: - понятия и виды юридических фактов и обстоятельств; уметь: - определять виды юридических фактов и обстоятельств; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - основами квалификации юридических фактов и обстоятельств. 2. Повышенный уровень знать: - основы юридической квалификации фактов и обстоятельств; уметь: - юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - навыками юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств. 3. Высокий уровень знать: - проблемы дифференциации юридических фактов и обстоятельств; уметь: - квалифицированно оказывать юридическую помощь; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - приемами разрешения правовых проблем и коллизий.
- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18) В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: 1. Пороговый уровень знать: - место и роль психологии коллектива обучающихся; уметь: - обобщать знания, полученные в ходе самостоятельной работы обучающихся; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - способами организации самостоятельной работы обучающихся. 2. Повышенный уровень знать: - психологию коллектива обучающихся; уметь: - систематизировать знания, полученные в ходе самостоятельной работы обучающихся; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - навыками менеджмента и организации самостоятельной работы обучающихся. 3. Высокий уровень знать: - особенности психологии коллектива обучающихся; уметь: - обобщать, систематизировать и анализировать знания, полученные в ходе самостоятельной работы обучающихся; владеть (быть в состоянии продемонстрировать); - навыками организации, менеджмента и контроля самостоятельной работы обучающихся.
- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19) В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: 1. Пороговый уровень знать: - знать способы педагогической деятельности; уметь: - уметь приобретать знания в области педагогической деятельности; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - владеть основными навыками педагогической деятельности. 2. Повышенный уровень знать: - знать методы и приемы по осуществлению педагогической и просветительной деятельности в сферах публичной и частной жизни; уметь: - уметь приобретать новые знания и умения, способствующие осуществлению педагогической и просветительной деятельности в деятельности в сферах публичной и частной жизни; владеть (быть в состоянии продемонстрировать): - владеть системой методов и приемов по осуществлению педагогической и просветительной деятельности в сферах публичной и честной жизни. 3. Высокий уровень знать: - знать различные виды методов и приемов осуществления педагогической и просветительной деятельности в сферах публичной и частной жизни, опыт их использования; уметь: - уметь приобретать новые знания и умения, способствующие осуществлению педагогической и просветительной деятельности в деятельности в сферах публичной и частной жизни и обучать им; владеть (быть в состоянии продемонстрировать); - владеть разнообразными способами педагогической и просветительной деятельности в сферах публичной и честной жизни.

3. Место практики преддипломной практики в структуре образовательной программы

Производственная (преддипломная) практика является составной обязательной частью блока «Учебная и производственные практики» образовательной программы направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция квалификация (степень) Бакалавр. В блок «Учебная и производственные практики» входят учебная практика, которая включает в себя ознакомительную практику, и производственная практика, которая состоит из профессионально-ориентированной и производственной (преддипломной) практики.

Производственная (преддипломная) практика для студентов очной формы обучения проходит на 4 курсе в 8 семестре.

Преддипломная практика для студентов заочной формы обучения (4 года) проходит на 4 курсе.

Преддипломная практика для студентов заочной формы обучения (3,5 года) проходит на 3 курсе.

Прохождению практики по формированию профессиональных навыков предшествует изучение таких дисциплин, как «Гражданское право», «Гражданский процесс», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Арбитражный процесс» и производственной практике.

Наши рекомендации