Законодательство об административном судопроизводстве

1. Задачи административного судопроизводства

2. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением

3.Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность

4. Принципы административного судопроизводства

5. Подведомственность и подсудность административных дел в судах.

Тема 2

СОСТАВ СУДА. ОТВОДЫ

1. Формирование состава суда

2. Единоличное и коллегиальное рассмотрение административных дел

3. Отвод судьи

4. Лица, участвующие в деле

5. Права и обязанности лиц, участвующих в деле

6. Ведение административных дел в суде через представителей

Тема 3

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ.

1. Доказательства.

2. Свидетельские показания.

3. Письменные доказательства.

4. Назначение экспертизы.

Тема 4

МЕРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ИСКУ

1. Применение мер предварительной защиты по административному иску.

2. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному

иску.

3. Рассмотрение заявления о применении мер предварительной защиты по

административному иску.

4. Отмена мер предварительной защиты по административному иску

5. Обжалование определения суда о применении или об отмене мер предварительной

защиты по административному иску

Раздел 2

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ

Тема 5

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ

1. Административное исковое заявление(требования).

2. Форма и содержание административного искового заявления.

3. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению.

4. Принятие административного искового заявления.

5. Отказ в принятии административного искового заявления.

6. Возвращение административного искового заявления.

7. Оставление административного искового заявления без движения.

8. Подача и условия принятия встречного административного искового заявления.

Тема 6

СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО.

1. Устность судебного разбирательства. Сроки рассмотрения и разрешения

административных дел. Участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.

2. Председательствующий в судебном заседании. Порядок в судебном заседании.

2. Начало рассмотрения административного дела по существу.

3. Судебные прения.

4. Объявление решения суда

Тема 7

РЕШЕНИЕ СУДА.

1. Принятие решения суда. Законность и обоснованность решения суда. Составление мотивированного решения суда.

2. Содержание решения суда. Дополнительное решение суда. Разъяснение решения суда. Вступление в законную силу решения суда.

Раздел 3

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ

АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ

Тема 8

ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

1. Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим.

2. Требования к административному исковому заявлению об оспаривании

нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим.

3. Рассмотрение вопроса о принятии к производству административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим

Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов

5. Решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

6. Последствия признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

Тема 9

ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,

ИНЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНИЗАЦИЙ, НАДЕЛЕННЫХ ОТДЕЛЬНЫМИ

ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИЛИ ИНЫМИ ПУБЛИЧНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ,

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

1. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению

2. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд.

3. Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

4. Лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

5. Рассмотрение судом вопроса о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

6. Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

7. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Тема 10

ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Обращение в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

2. Сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

3. Сроки рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

4. Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

5. Решение суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и его реализация.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Введение

Административная юстиция – одна из составных частей современного административного права. Изучение административной юстиции необходимо всем студентам независимо от их дальнейшей специализации. Основательное знание проблематики этой дисциплины – важное условие их дальнейшей деятельности как профессионалов, владеющих представлениями о правовых механизмах разрешения конфликтных юридических ситуаций в сфере публичного управления. Эти ситуации вполне естественное и даже нормальное для демократического общества правовое явление, требующее адекватного понимания механизмов его возникновения, развития, оптимального и справедливого разрешения. Цель данных рекомендаций по изучению курса – дать студенту обстоятельную ориентировку в вопросах административной юстиции как технологии разрешения этих конфликтных ситуаций, в особенностях ее предмета, организации и процессуальных форм. Они направлены на расширение представлений студентов о проблемах и особенностях формирования и использования данной технологии в современной России и за рубежом, на содействие в выработке навыков работы с законодательными актами в этой сфере и умения разбираться в существующих процедурах разрешения административно-правовых споров.

Глубокое изучение административной юстиции невозможно без обращения к нормативно-правовым источникам, и прежде всего, к Конституции РФ, Закону от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд, действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Гражданскому процессуальному кодексу РФ, Арбитражному процессуальному кодексу РФ и Кодексу РФ об административных правонарушениях, а также иным нормативно-правовым актам, регулирующим порядок разрешения административных споров и защиты субъективных публичных прав частных лиц в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления. Важное значение для глубокого изучения курса имеет обращение к судебной практике, и прежде всего, постановлениям и решениям Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Систематизированному изучению основных тем курса поможет учебная литература. В качестве основных учебных пособий для изучения данной дисциплины рекомендуются:

1.Зеленцов А.Б., Радченко В.И. Административная юстиция в России: история и современность. Учебное пособие для судей. М., Российская академия правосудия. 2009.

2. Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Административное судопроизводство и административная юстиция в Российской Федерации. М.: 2010.

4. Гражданский процесс. Учебник. Под ред. Д.М. Чечота. СПб. 2008.

5. Арбитражный процесс. Отв. ред. В.В. Ярков. М. 2009.

Для успешного освоения учебного материала данной учебной дисциплины необходимо обратить внимание на следующие стороны учебного процесса.

Посещение лекционных занятий является крайне важной составляющей процесса освоения материала. На лекциях раскрываются в диалектической взаимосвязи наиболее сложные вопросы учебного курса, формируется представление студентов о курсе в целом и отдельных понятиях. На лекционных занятиях целесообразно вести краткие записи материала, если возникают вопросы, необходимо их записать и задать в конце лекционного занятия преподавателю.

Методические указания студентам к семинарским занятиям

Ценность семинарских занятий как формы обучения заключается в том, что они предусматривают самостоятельное изучение студентами литературы и нормативных материалов по темам, предусмотренным программой. Наиболее популярным способом ведения специальных семинаров является метод чтения и обсуждения докладов по отдельным проблемам. Система докладов дает студенту необходимые навыки научной работы. Студенты приучаются к тому, как следует подходить к научному изучению поставленной проблемы, как собирать и систематизировать необходимые материалы, анализировать их и обобщать, делать из этого логически правильные выводы. Они учатся самостоятельно определять, какие вопросы и данные, собранные по данной теме, действительно к ней относятся и должны быть освещены в докладе, а какие аспекты избранной темы следует оставить в стороне, как нужно построить план выступления, чтобы в отведенное время изложить суть проблемы и свои предложения по ее разрешению, ответить на вопросы и т.д.

Главным условием успешной работы студентов на специальных семинарах является удачно выбранная тема-тика докладов.

Во-первых, темами докладов должны служить основные вопросы курса, имеющие актуальное значение.

Во-вторых, темы следует предлагать достаточно содержательные, ко в то же время не слишком широкие или расплывчатые.

В-третьих, темы отдельных занятий не должны быть обособленными одна от другой, а представлять собой развитие одной-двух общих тем, которым в данном семестре посвящен специальный семинар.

В-четвертых, поставленные теоретические вопросы должны быть связаны с юридической практикой.

Тема конкретного доклада определяется руководителем семинара, исходя из общей тематики специального семинара и с учетом пожеланий студентов.

Систему докладов следует иногда разнообразить методом аудиторной беседы. При такой форме семинара заранее намечаются детальные вопросы темы, предлагаемой студентам для обсуждения. Эти дробные вопросы распределяются между всеми или многими участниками семинара для подготовки к обсуждению темы в целом. Подготовка должна включать в себя также и подбор примеров из практики. По предварительно намеченному плану на семинаре между студентами группы проводится общая дискуссия по избранной теме.

Положительная сторона этой формы семинара заключается в том, что разделение крупной темы на ряд дробных вопросов гарантирует активное участие всей или значительной части группы в каждом семинарском занятии. Поскольку поставленные небольшие вопросы тесно связаны между собой в рамках одной темы, то при подготовке к каждому из таких вопросов студентам неизбежно приходится изучать почти весь материал, необходимый для подготовки по теме в целом. Используя метод аудиторной беседы, руководитель специального семинара должен установить регламент отдельных сообщений и следить за его соблюдением, чтобы выступления студентов по частным вопросам не превращались в пространные доклады. В противном случае намеченная дискуссия между студентами всей группы будет сведена к прослушиванию нескольких докладов, представляющих собой отрывки некоего общего доклада, причем на обсуждение этих отрывочных докладов не останется времени.

Вместе с тем нелегко организовать обсуждение, чтобы в нем участвовали не только студенты, выступающие по детальным вопросам, но и остальной состав группы, и чтобы можно было проверять, готовится ли группа к семинарским занятиям.

Руководитель семинара должен постоянно следить за вниманием аудитории к обсуждаемым проблемам, контролировать ход беседы или дискуссии. Ему следует заранее ознакомиться с содержанием доклада или сообщения, подготовленного студентом на предстоящее занятие, устранить вопросы, не относящиеся к теме, указать на пробелы, ошибки и пр. Если сложность доклада может затруднить участие слушателей в активном его обсуждении, то следует попросить докладчика представить тезисы своего выступления.

Главное внимание при проведении семинарских занятий должно уделяться выработке у студентов навыков применения законодательства, регулирующего данный вид отношений, а также постановлений Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и других органов.

Наряду с этим при проведении занятий следует уделять внимание теоретическим вопросам. .

.Задаваемые студентам для подготовки дома ситуации и теоретические вопросы для обсуждения на занятиях должны тщательно продумываться, с тем чтобы охватить по возможности все важные аспекты темы. Необходимо также назвать новейшие нормативные акты и публикации.

Решение ситуаций студентами обязательно должно быть изложено в письменной форме. Необходимо требовать, чтобы студент полно и грамотно указывал в тетрадях и при ответах все необходимые данные о нормативном акте и конкретной норме, примененной при решении казуса (наименование нормативного акта, номер статьи, части, пункта и т. д., содержание нормы, источник опубликования).

К решению каждой ситуации желательно привлечь возможно большее количество студентов. Не следует стремиться к тому, чтобы данную задачу решил полностью один студент, надо стимулировать дискуссии, особенно по спорным в теории и на практике вопросам. Однако нельзя допускать ухода от вопросов, вытекающих из задачи. Правильное решение должно быть логическим выводом из совместного обсуждения всех вопросов под руководством преподавателя.

Студенты, пропустившие занятия (независимо от причин) или не подготовившиеся к данному занятию, обязаны явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшийся на занятии. Студенты, не отчитавшиеся по каждой не проработанной ими на занятиях теме к началу зачетной сессии не получают зачета.

По итогам работы студентов на специальных семинарах проставляются зачеты (с оценкой или без таковой). В качестве условия зачета можно поставить представление не менее одного реферата, подготовка не менее одного доклада или сообщения и не менее трех выступлений в прениях.

Студенты должны быть готовы к тому, что они будут писать контрольные рабаты, участвовать в коллоквиумах. Особое внимание необходимо уделять работе со справочными правовыми системами: ГАРАНТ, КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС, КОДЕКС.

Курс будет осваиваться эффективнее в том случае, если студент будет активно участвовать в проводимом преподавателем во время занятий устном опросе, письменном экспресс–контроле. От этого нередко зависит представление преподавателя о доступности и полноте знаний как отдельного студента, так и группы в целом. При этом рекомендуется, не перебивая преподавателя и других участников образовательного процесса, задавать вопросыпо недостаточно понятым или дискуссионным вопросам курса. Подготовка студентом сообщений (докладов) по отдельным вопросам изучаемой темы, участие в организуемой преподавателем свободной дискуссии с целью закрепления и углубления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы также способствует существенному повышению уровня знаний и, как следствие, успешной сдаче зачёта. При этом рекомендуется как можно более активно использовать визуальные примеры, иллюстрируя свой доклад соответствующей презентацией.
При решении практических задач следует внимательно ознакомиться с её условиями, понять правовой смысл ситуации, найти необходимые для решения задачи нормы права. Формулируя ответ на вопрос лучше избегать формализма («да» или «нет»), постаравшись сделать ссылку на конкретные нормативно-правовые акты. Студенту не следует забывать о самостоятельной подготовке к сдаче зачёта и, особенно, по тем темам, которые не входят в программу аудиторных занятий с преподавателем. Однако, если по данным темам возникли вопросы, то можно связаться с преподавателем и попросить его о помощи. Отсутствие вопросов к преподавателю означает, что студенту всё понятно и он готов к сдаче зачёта по всему содержанию курса.
Большую помощь в освоении программы курса могут оказать ресурсы сети Интернет. Поэтому следует активнее обращаться к тем правовым ситуациям, которые находят своё обсуждение на соответствующих сайтах (www.pravo.ru и др.).

Наши рекомендации