Программа поддержки социально ориентированных НКО: для чего она нужна и как работает

Программа поддержки социально ориентированных НКО: для чего она нужна и как работает

Программа поддержки социально ориентированных НКО (СО НКО) – следствие Федерального закона № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», который 5 апреля 2010 года подписал Президент РФ Дмитрий Медведев.

Для чего нужна Программа

Для начала приведем несколько цифр – данные Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Вклад российских добровольцев в ВВП страны составляет 14,5 млрд. рублей.

Если доля добровольцев в экономически активном населении России достигнет уровня современных развитых государств (США, Австралия, Германия, Бельгия и др.), общий вклад российских волонтеров в ВВП страны будет эквивалентен 100 млрд. рублей в год. Если мы достигнем уровня стран-лидеров по этому показателю – Швеции, Новой Зеландии, Нидерландов, Великобритании, Австрии, стоимость годовой работы волонтеров составит 200 млрд. рублей.

Объем благотворительных пожертвований в России – порядка 45 млрд. рублей в год. Это в 4–6 раз меньше, чем в современных развитых странах.

Почему Россия отстает по этим показателям? Одна из причин – сравнительно невысокая доля бюджетных источников финансирования НКО: в 2–3 раза ниже уровня финансирования за рубежом, как показывают, например, исследования Boston Consulting Group. Это негативно сказывается на российском некоммерческом секторе и на остроте социальных проблем, убеждены разработчики.

Программы поддержки СО НКО

В конце марта 2010 года Минэкономразвития обратилось к НКО, которые специализируются на решении различных социальных проблем и развитии гражданского общества, с вопросом: если вы получите дополнительное финансирование своей работы в размере 1 млн. рублей, как это скажется на результатах вашей деятельности? Анализ собранной информации показал, что, помимо снижения социальной напряженности, это могло бы принести прямой бюджетный эффект, сокращение расходов государства.

Подготовка Программы сопровождалась многочисленными рабочими встречами и публичны обсуждением проблем развития некоммерческого сектора. Подтвердилось предположение о том, что, наряду с дополнительным финансированием, СО НКО нуждаются:

- в инфраструктурных изменениях: улучшении законодательства, информационной, консультационной, имущественной поддержке, налоговых льготах;

- в образовательных услугах: для сотрудников и волонтеров НКО, для взаимодействующих с ними чиновников и журналистов.

Исходя из этого, в 2011 году были определены расходные статьи Программы поддержки СО НКО.

Как финансируется Программа?

В 2011 году общий объем финансирования мер по поддержке СО НКО из федерального бюджета составляет 741,2 млн рублей.

600 млн. рублей– на субсидирование 49 региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (определены в рамках конкурса). При этом в регионах - победителях, наряду с утвержденными программами, есть собственные средства для их частичного финансирования. Расходы на администрирование программ полностью покрываются региональными бюджетами, федеральные деньги предусмотрены только для софинансирования в рамках конкурсов проектов региональных и местных СО НКО.

132 млн. рублей– на финансирование проектов СО НКО, которые работают сразу в нескольких регионах и оказывают поддержку другим СО НКО. Будет профинансировано:

ƒ. выявление, обобщение и распространение лучшей практики реализации проектов социально ориентированных НКО;

ƒ. оказание консультационной, информационной и методической поддержки деятельности

других СО НКО;

ƒ. содействие привлечению такими организациями труда добровольцев;

ƒ. анализ деятельности целевой группы, определение ее основных проблем и разработка комплексных мер по их решению, и иная деятельность по формированию инфраструктуры поддержки СО НКО.

6 млн. рублей– на проведение научно-исследовательских работ по проблемам деятельности и развития СО НКО.

3,2 млн. рублей– на информационную поддержку реализации Программы поддержки СО НКО.

Как определялись победители конкурса на субсидирование

Компонента Программы?

На повышение квалификации сотрудников некоммерческих организаций и сотрудников органов государственной власти, которые осуществляют взаимодействие с некоммерческими организациями, в 2012 году выделено 100 млн. рублей. Запланировано повышение квалификации 6,5 тыс. представителей некоммерческих организаций и 1,5 тыс. сотрудников региональных и местных органов власти. Предполагается, что в рамках обучения на местах в одной аудитории встретятся представители органов власти и некоммерческих организаций. Они совместно прослушают лекции, примут участие в семинарах и проектах.

Понятие СО НКО

Понятие «социально ориентированные некоммерческие организации»введено Федеральным законом от 5.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

К социально ориентированным НКО относятся организации, созданные в формах, предусмотренных ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» (за исключением госкорпораций, государственных компаний и общественных объединений, являющихся политическими партиями), которые занимаются решением социальных проблем и развитием гражданского общества (п. 2.1), а также деятельностью, предусмотренной ст. 31.1 ФЗ № 7.

Социально ориентированные НКО и организации общественной пользы. Во многих странах вместо термина «социально ориентированные организации» используется термин «организации общественной пользы». Это означает, что они работают с целью оказания помощи преимущественно или только третьим лицам, а не исключительно членам организации. В ряде стран для организаций общественной пользы созданы особые условия функционирования.

Виды деятельности СО НКО

Допустимые виды деятельности социально ориентированных НКО, претендующих на поддержку органов власти и органов местного самоуправления, приведены в п. 1 ст. 31.1 «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления» ФЗ № 7:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшении морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Субъекты РФ и муниципальные образования могут законодательно устанавливать иные виды деятельности СО НКО, претендующих на поддержку из региональных и муниципальных бюджетов соответственно, если это не противоречит п. 2.1. ст. 2 ФЗ № 7.

Если виды деятельности, которые отражены в уставе НКО и которыми она занимается на практике, не поименованы в законе, но относятся к решению социальных проблем и/или развитию гражданского общества, то такая организация вправе считать себя социально ориентированной. В настоящее время никакого иного подтверждения этого статуса (в том числе нахождения организации в каком-либо реестре) не требуется.

Реестры СО НКО

Реестры социально ориентированных НКО – получателей поддержки предусмотрены ст. 31.2

ФЗ № 7. Они должны содержать информацию только о тех социально ориентированных НКО, которые получают поддержку от власти. Информация, содержащаяся в таких реестрах, открыта для всеобщего ознакомления.

Формы поддержки СО НКО

Органы федеральной, региональной и муниципальной власти наделены полномочиями поддерживать социально ориентированные НКО. Формы такой поддержки определены ст. 31.3 ФЗ № 7:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание

услуг для государственных и муниципальных нужд»;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

За счет средств бюджетов региональной и местной власти допускается оказание поддержки социально ориентированным НКО в иных формах. Можно поддерживать как деятельность организации в целом, так и отдельные проекты – лучшие практики.

Лучшие практики

Согласно критериям, предложенным Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики, в основе лучших практик должны лежать понятные технологии достижения поставленной цели, которые, в свою очередь, можно тиражировать в разных регионах. Хорошо, если они предполагают межсекторное взаимодействие.

Лучшие практики – это обязательно технологии, адекватные российскому контексту: прямое заимствование западного опыта не всегда целесообразно.

Зачем это нужно?

.Эффективность управления

Ряд стратегических документов, принятых на самом высоком уровне, декларирует, что поддержка некоммерческого сектора является ключом к обеспечению стабильного общественного развития. Игнорировать этот посыл представители органов власти не могут, и перед ними встает вопрос о том, как претворить его в конкретные дела. Тема оценки эффективности глав российских регионов и органов местного самоуправления уверенно держится в актуальной повестке дня. Информационная поддержка СО НКО в некоторых случаях непосредственно, а в некоторых косвенно соотносится с этим трендом.

Так, некоторые из 30 показателей, перечисленных в Указе Президента РФ № 607 от 28 апреля 2008 года, имеют прямое отношение как к деятельности СО НКО, так и к реализации информационных кампаний.

Например, в п. 2 Перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов говорится о доле населения, охваченного медицинскими профилактическими осмотрами. Любые профилактические программы подразумевают информационные кампании, и наиболее эффективно они реализуются при опоре на деятельность профильных СО НКО.

Практически треть критериев оценки эффективности управления может быть обеспечена высокими результатами благодаря поддержке деятельности СО НКО, если целенаправленно поддерживать их деятельность, предоставлять информационные возможности от органов власти и местного самоуправления. Наиболее четко это видно при анализе критерия 30 – «Удовлетворенность населения: медицинской помощью, качеством дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования, наконец, удовлетворенность работой органов местного самоуправления». В данном случае гарантии положительного эффекта и рост показателей удовлетворенности могут быть обеспечены опять же массовой серьезной информационной поддержкой деятельности всех НКО, работающих в указанных социальных сферах.

„.Лояльность населения

Системная информационная поддержка СО НКО обеспечивает представителю власти не только одобрение «сверху», но и повышение лояльности «снизу», со стороны населения. Допустим, чиновник вынужден пойти на непопулярные меры. Пользующиеся его поддержкой НКО и их благополучатели не только отнесутся к этому с пониманием, но и, возможно, выступят с разъяснениями необходимости подобных мер. Достижение высокого уровня лояльности населения к представителям власти наиболее вероятно при реализации механизмов принятия решений, касающихся региональных проблем, с участием населения на основе информационного взаимодействия с НКО.

„. Улучшение имиджа региона

В рамки разработки стратегий территориального развития включаются распространение благоприятного образа региона, укрепление позитивного отношения к нему со стороны инвесторов (как российских, так и иностранных), населения (местных жителей, жителей соседних областей и в целом страны), государственных структур, зарубежных стран. Формирование имиджа региона обеспечивает внимание к региону, эффективное лоббирование его интересов, изменение инвестиционного климата, получение дополнительных ресурсов для развития региональной экономики и т.д.

Следовательно, одна из задач для лидера, развивающего территорию, которой он управляет, – формировать признаки и характеристики, ассоциирующиеся на эмоционально-психологическом уровне у широкой общественности и значимой целевой аудитории с его конкретной территорией. Именно через информационную поддержку деятельности СО НКО можно формировать представление о наличии конструктивной и активной региональной жизни, а также ее кадрового, творческого, социально-демографического потенциала. Каждая СО НКО, публично решая ту или иную проблему, обеспечивает построение образа региона из множества конструктивных элементов, складывающихся в общую единую систему регионального развития. В этой системе одни НКО обеспечивают диагностику и измерение точек социальной напряженности, другие – реализацию потенциала населения, создавая условия для его стабильности и прироста на территории, третьи решают возникающие

в ходе роста и развития социальные затруднения и задачи.

Как правило, именно НКО выступают инициаторами и организаторами специальных мероприятий, тематических форумов, конгрессов, фестивалей, конкурсов, конференций, проявляя и подтверждая готовность к внедрению значимых для населения инноваций и развивая событийную составляющую жизни региона. Таким образом, при обеспечении целенаправленной и системной информационной поддержки СО НКО со стороны администраций выигрывают, с одной стороны, структуры гражданского общества, активные граждане и их организованные группы – социально ориентированные некоммерческие организации, а с другой – структуры и представители органов

управления территорией.

Что именно делать?

На любом уровне управления территорией – от федерального округа до сельского поселения могут быть инициированы и проведены рекламно-информационные кампании по поддержке СО НКО сразу по нескольким ключевым направлениям, с использованием различных методов и каналов коммуникации (от встреч с населением или специальных видеороликов и другого рода рекламы до создания позитивных образов в рамках литературных произведений и телевизионных продуктов).

„. Возможные направления рекламно-информационных кампаний:

ƒ. кампании стимулирования СМИ и журналистов(федеральные, региональные конкурсы для журналистов, освещающих социально значимые проекты СО НКО, а также социальные инициативы, кооперацию, самоорганизацию, успешное решение проблем СО НКО, эффективное межсекторное партнерство);

ƒ. кампании по продвижению конструктивной социальной активности,распространению позитивных культурных образцов социальной активности, успешного опыта социально значимых проектов СО НКО, гражданских инициатив;

ƒ. кампании публичного продвижения СО НКО(поддержка результатов реализованных общественно значимых проектов СО НКО в публичном пространстве);

ƒ. кампании по содействию развитию компетентного пониманияважности гражданского участия и активности и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в области межсекторного партнерства.

„. Роль социальной рекламы

В рамках каждой кампании рекомендуется использовать социальную рекламу, пропагандирующую образцы конструктивной социальной активности, позитивного коллективного действия, продуктивной культуры. Для этого важно провести инвентаризацию и оценку качества того незначительного числа существующей социальной рекламы в области социальной активности граждан и содействовать заказам, созданию, размещению, продвижению социальной рекламы, пропагандирующей образцы конструктивной социальной активности.

„. Какие СО НКО поддерживать?

Один из важных вопросов при реализации информационных кампаний на местах – определение приоритетов для выбора поддерживаемых СО НКО. Рекомендуется обеспечивать поддержку всех действующих на территории СО НКО, без разделения на «своих» и «независимых». С точки зрения эффективности информационной поддержки НКО приоритет рекомендуется отдавать:

ƒ. инфраструктурным общественно значимым проектам СО НКО с обязательным условием вовлечения жителей на локальном уровне;

ƒ. проектам, предусматривающим прямое изучение социально ориентированными НКО мнения жителей;

ƒ. проектам, стимулирующим кооперацию граждан для решения актуальных проблем на базе СО НКО, реализацию объединяющих идей;

ƒ. проектам по стимулированию индивидуальной активности граждан, направленной на формирование сообществ и включение их в деятельность СО НКО.

„. Формы информационной поддержки

Информационная поддержка – это не только размещение информации в различных медиаканалах. В чем еще может состоять информационная поддержка:

ƒ. объявление премий, проведение конкурсов и другие формы общественного и административного поощрения успешных активистов, разработка системы поощрений – от статуса почетного гражданина до премиальных поездок для обмена опытом;

ƒ. предоставление общественным объединениям информации, полученной в рамках социологических и прочих исследований, выполненных по заказу государственных органов,

поддержка открытых и публичных исследований общественного мнения, проводимых по инициативе НКО;

ƒ. формирование регулярно действующих переговорных площадок для диалога НКО и власти, НКО и бизнеса;

ƒ. поддержка участия активистов НКО в мероприятиях, посвященных проблемам развития территорий, социального развития, а также в собраниях бизнес-ассоциаций;

ƒ. поддержка мероприятий, направленных на подготовку консолидированной позиции по какой-либо проблеме, теме (конференция, рабочий семинар, общественные слушания);

ƒ. организация и поддержка конкурсов социальных идей, проектов, гражданских инициатив, конкурсов социальных предпринимателей;

ƒ. проведение открытых творческих конкурсов и фестивалей на основе конкретного задания по продвижению СО НКО для молодых специалистов и студентов в рамках разработки концепций, макетов и роликов социальной рекламы, с возможностями реализации проектов-победителей;

ƒ. развитие информационной инфраструктуры:

 поддержка действующих информационных ресурсов некоммерческого сектора, местных информационных и рекламных агентств;

 поддержка на конкурсной основе интернет-сайтов, форумов, специализированных сетей и площадок по развитию гражданских инициатив;

 развитие практики дистанционного обучения, видео- и интернет-конференций с социальными активистами;

 поддержка формирования собственной медиаиндустрии общественного сектора, общественных СМИ, содействие созданию собственных СМИ крупными СО НКО.

Печатные СМИ

Виды: глянцевые и профильные журналы, газеты (федеральные, региональные, районные, вложения), справочные издания (путеводители, желтые страницы и т.п.)

Инструменты: статья, колонка, рубрика, макет социальной рекламы, вложения (листовки, анкеты и пр.)

Что может сделать представитель органов власти для обеспечения информационной поддержки НКО в печатных СМИ:

ƒ. рекомендовать СМИ выпускать тематические номера, создавать тематические рубрики, посвященные деятельности СО НКО или проблемам, в решении которых СО НКО участвуют;

ƒ. рекомендовать СМИ регулярно освещать проектную деятельность СО НКО в формате репортажей, фоторепортажей, публикации анонсов акций НКО, использования новостных

лент НКО;

ƒ. стимулировать проведение совместных акций власти, НКО и СМИ – встреч, дискуссий на базе СМИ и т.д.;

ƒ. поддерживать разработку и размещение макетов социальной рекламы по значимым темам.

Наружная реклама

Виды: билборды, щитовые конструкции; перетяжки; крышные установки; рекламно-информационные тумбы; ситиборды; реклама на остановках, на транспорте

Инструменты: общий тренд развития этой индустрии – сокращение объемов при повышении качества контакта, в связи с этим возрастают требования к коммуникационным проектам на базе наружной рекламы – использование одной, но крупногабаритной поверхности, объединение нескольких щитов для их взаимодействия между собой, использование дополнительных физических

объектов и эффектов (особая подсветка, светоотражение, движение под воздействием ветра) и т.д.

Что может сделать представитель органов власти для обеспечения информационной поддержки НКО средствами наружной рекламы:

ƒ. предоставлять льготные варианты размещения конструкций операторам и владельцам наружной рекламы на условиях размещения от 5% до 15% (по желанию владельца и больше) информации о деятельности СОНКО;

ƒ. содействовать использованию не только крупноформатных конструкций, но и небольших форматов, включая доски для объявлений, поверхности для размещения рекламы или информационных материалов, публикации печатных СМИ в социальных и торговых учреждениях;

ƒ. поддерживать инициативы НКО и рекламных агентств по проведению совместных проектов – например, по благоустройству и освещению города на основе рекламной уличной мебели и подсветки рекламных поверхностей.

Интернет

Виды: тематические сайты, поисковые системы, социальные сети

Нетрадиционные инструменты: интерактивные, игровые баннеры, развлекательные брендированные сюжеты, размещение «вирусного» контента на YouTube и др.

Что может сделать представитель органов власти для обеспечения информационной поддержки НКО в Интернете:

ƒ. поддерживать и размещать информацию о СО НКО на официальных порталах органов власти, территориального самоуправления, новостных порталах, сайтах ведомств и т.д.;

ƒ. поддерживать инициативы граждан и НКО по размещению собственных материалов о жизни на территории, о проблемах и примерах решения социальных проблем, в том числе с участием НКО;

ƒ. инициировать создание сайтов, предназначенных для независимого самостоятельного наполнения информацией, – каталогов, карт с возможностью внесения значимых данных, лент новостей, региональных порталов с фото- и видеоматериалами, создание региональных досок почета и позора, сервисов для оперативных опросов населения и получения обратной связи и др.

Окружающая среда (Ambient-медиа) как канал коммуникации

Виды: все виды объектов окружающей среды, которые могут стать местом размещения информации

Инструменты: вместе с технологическими решениями меняется и городской, средовой дизайн, позволяя размещать прямые рекламные сообщения в форматах Ambient-медиа и малых архитектурных форм

Что может сделать представитель органов власти для обеспечения информационной поддержки НКО в городской среде:

ƒ. создать условия для максимального упрощения технологии согласования размещения информации на разных видах поверхностей городской среды;

ƒ. поддерживать инициативы СО НКО по созданию арт-объектов;

ƒ. поддерживать конкурсы и фестивали малых архитектурных форм с учетом специфики местности, точек традиционного досуга и времяпровождения местных жителей;

ƒ. поддерживать создание городской, уличной навигации (в том числе сообщающей контактную информацию НКО), установку различных знаков, скульптур и т.д.;

ƒ. поддерживать установку боксов для сбора пожертвований;

ƒ. поддерживать создание площадок для проведения акций СО НКО и т.д.

Выбирая медиаканал для поддержки СО НКО, необходимо подбирать инструменты таким образом, чтобы они дополняли друг друга, обеспечивая целостное решение задачи продвижения информационного сообщения. И очень важно не отставать от информационных технологий – сегодня у каждого жителя России есть как минимум один номер мобильного телефона, а 60% населения имеют свои страницы в социальных сетях. Говоря об этом, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подчеркнул: «...для огромного количества молодых людей и не очень молодых – таких, как я, – Интернет уже стал довольно значительным каналом получения информации, для кого-то – эксклюзивным каналом. Я на самом деле могу сказать то, что уже неоднократно говорил: с учетом того, что у нас уже в онлайне существуют трансляции каналов, собственно, телевизор зачастую не нужен, тем более сами новостные каналы выкладывают новости на свои сайты. О чем это говорит? Говорит о

банальной вещи: информационная революция произошла... Грядет эпоха возвращения в известной степени от представительной демократии к демократии непосредственной, прямой, при помощи Интернета. С учетом того, какой уровень образования у наших граждан и вообще в мире, я абсолют-

но уверен, что элементы прямой демократии, не только обсуждение животрепещущих вопросов, не только социологии, не только просто дискуссии в блогах, а именно прямой демократии, они будут появляться в нашей жизни».

„. Типовые ошибки:

ƒ. Начинать любую коммуникационную активность, информационные кампании без фиксации текущей ситуации и постановки цели для готовящейся информационной поддержки.

ƒ. Вмешиваться в деятельность поддерживаемых СО НКО, пытаться манипулировать ими через управление доступом к информационной поддержке.

ƒ. Ограничивать тематику деятельности поддерживаемых СО НКО.

ƒ. Запускать в производство коммуникационные материалы – оригинал-макеты, просветительские и информационные материалы и пособия, социальную рекламу без проведения предварительной оценки и тестирования.

ƒ. Пропускать этапы анализа затруднений по итогам выполненной информационной поддержки и подготовки отчета с выводами и рекомендациями для следующих информационных кампаний.

ƒ. Стимулировать в социальной рекламе социальное иждивенчество при продвижении и реализации проектов и программ СО НКО.

ƒ. Демонстрировать и продвигать образ проблемы, а не решения проблемы СО НКО.

Контроль управления социальными проектами.В последнее время органы федеральной власти начинают осознавать важность системной поддержки общественных инициатив. В течение нескольких лет раздаются так называемые президентские гранты, Министерство экономического развития России реализует пилотный проект выдачи субсидий субъектам РФ и социально ориентированным негосударственным некоммерческим организациям – на осуществление проектов развития самих СО НКО и социально значимых проектов, реализуемых СО НКО. Публичность и прозрачность процедур выдачи грантов, а также контроля качества их последующего выполнения представляются, пожалуй, наиболее важными компонентами данного процесса.

В лучшем случае – экспертиза документов. Вместе с тем до сих пор в России практически нет нормативно-правовой, кадровой, образовательно-методической базы для оценочной деятельности. Основная сфера применения оценочной деятельности сегодня в лучшем случае – это экспертиза документов, касающихся проектного режима осуществления политики, и самих программ и проектов.

Отдельные примеры. Есть, правда, хотя и многочисленные, но разрозненные источники информации, есть отдельные структуры и даже части того или иного сектора публичной активности, которые используют в своем инструментарии оценочную деятельность¹. Например, Счетная палата Российской Федерации лишьнедавно озаботилась созданием такого, безусловно необходимого стандарта своей деятельности, как аудит эффективности². В конце 2009 года данным органом был создан Стандарт аудита эффективности³. Однако масштабы применения этого стандарта даже в самой Счетной палате совсем невелики.

Роль «деятельностной линейки». В то же время актуальность формирования системы контроля всей «деятельностной линейки» проекта, начиная от анализа и оценки потребности и заканчивая оценкой влияния (последействия), для любой сферы деятельности и в особенности для социальной сферы остается столь же острой. Если даже коротко перечислить сферы применения оценочной деятельности, то получится довольно внушительный перечень: мониторинг, анализ, диагностика, аудит документов, оценка, инспекция, прогноз, моделирование, планирование, проектирование, исследование – во всех этих действиях роль оценочной деятельности представляется едва ли не центральной. Вслед за этапом проектирования и оценки текста проекта (естественно, если проект получил требуемую и соответствующую ресурсную поддержку) наступает этап его выполнения.

1 При этом следует иметь в виду, что под первым сектором мы понимаем органы публичной власти, под вторым сектором – бизнес, под третьим – неправительственные некоммерческие организации.

2 См. доклад «О методологическом обеспечении деятельности Счетной палаты Российской Федерации: http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/metod_obespech-tree_files-fl-46.pdf.

3 http://www.ach.gov.ru/ru/expert/material/?id=353.

Методы контроля

Оценочное сопровождение проекта, если чуть более подробно рассмотреть предложенные инструменты контроля, можно представить следующим образом.

Мониторингв процессе выполнения проекта необходим для некоторым образом структурированного наблюдения за тем, что происходит в проекте, для отслеживания его течения. При этом данный инструмент используется, прежде всего, для того чтобы понимать, насколько запланированные и осуществляемые действия и складывающаяся реальность соответствуют предварительным ожиданиям, расчетам и предположениям, выбранным подходам и технологиям. Удобным средством для такого наблюдения становятся заранее разработанные или предусмотренные изначально индикаторы соответствия. Использование в процессе управления проектом сочетания нескольких индикаторов приветствуется, подобно тому, как, помимо термометров, в больнице существует множество других инструментов поверхностного и достаточно простого сканирования текущей ситуации. Например, периодический обход врачом больных, наличие сестринского поста и, в серьезных случаях, возможность установки аппаратуры непрерывного контроля состояния больного. И хотя проект не является «больным», но в целом ряде случаев, в особенности в точках повышенного риска, рост активности в наблюдении может считаться вполне уместным. В целом процесс выполнения проекта является ключевой стадией, на которой возможно и целесообразно применение мониторинга, поскольку именно здесь происходят непрерывные или периодические, запланированные заблаговременно действия, наблюдая за которыми можно собрать необходимый объем информации для последующего анализа, выводов и обобщений. В обычной же российской практике достаточно несложные мониторинговые действия позволяют быстро понять, соответствует ли осуществляемая деятельность заявленной проектом. При определении соответствия происходящих действий ранее запланированным более глубоко проникающим инструментом контроля проектной деятельности может считаться аудит. Помимо финансового аудита, способствующего обеспечению целевого расходования проектных средств, желательно уже в ближайшее время ставить задачу внедрения в практику контроля проектной деятельности аудита эффективности, позволяющего ответить на вопрос о степени рациональности

осуществляемых расходов. Наличие же каких-либо заметных и существенных отклонений, выявляемых в ходе мониторинга или аудита, позволяет говорить о необходимости проведения инспекции. В основе данного вида контроля – работа по анализу обнаруженных недочетов либо выявлению тех или иных более существенных нарушений, степени их значимости для выполнения проекта либо отдельных его этапов, в том числе и возможного влияния на ожидаемые результаты. С другой стороны, мониторинг может содержать в себе и более конструктивную составляющую, нацеленную на выявление и оценку изменений, которые могут оказаться положительными для результатов. Кстати, в этом смысле не исключено и то, что и инспекция способна обнаружить такие положительные изменения. «Внутренний» мониторинг, осуществляемый самим исполнителем, может быть полезен в плане обеспечения самоконтроля и сохранения чувствительности проекта к происходящим в его ходе событиям и изменениям.

Наиболее существенные составляющие мониторинга:

ƒ. перечень характеристик, подлежащих наблюдению. Предварительный анализ, в особенности анализ рисков, ресурсов и потребностей, позволяет установить наиболее важные характеристики, оказывающие существенное влияние на ход реализации проекта;

ƒ. индикаторы и показатели, на основании которых следует судить о состоянии тех или иных аспектов, стадий механизмов реализации и проекта в целом и о наблюдаемой динамике.

Например, индикатором ряда погодных явлений, которые мы наблюдаем из окна, могут служить лужи: при наступлении холодов с приходом зимы они замерзают; во время дождя на них видны круги от падающих капель, по частоте появления которых мы судим о его силе; рябь на лужах может свидетельствовать о ветреной погоде и т.д.;

ƒ. частота и точки (места) проведения замеров. От данного параметра, так же как и от правильности выбора индикатора, во многом зависит чувствительность мониторинга к происходящим в проекте событиям;

ƒ. методы сбора информации и сборщики информации;

ƒ. технологии обработки и анализа информации;

ƒ. преобразование для восприятия и распространение информации;

ƒ. финансирование (ресурсное обеспечение) в рамках проекта.

Последняя позиция выглядит в данном перечне несколько экзотично, в особенности учитывая нынешнюю российскую практику социально-проектной деятельност

Наши рекомендации