Формы и методы активного обучения
Виды учебной деятельности | Формы организации занятий | Виды учебных занятий | Активные / интерактивные методы | |
час | % | |||
Аудиторные учебные занятия | поточно-массовые (групповые) | Лекция проблемная | ||
групповые (коллективные) | Семинар /доклад и презентация | |||
Семинар / дискуссия | ||||
ВСЕГО: 48 час. | 33,3% |
Электронные технологии позволяют с наибольшей полнотой реализовать современные требования к образованию: широкий доступ к образовательным ресурсам, использование новейших информационно-коммуникационных средств, высокий уровень интерактивности, организацию непрерывного мониторинга.
10.3. Общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельное изучение студентами СПбУУЭ дисциплины «Правовое регулирование гостиничной деятельности» позволяет помочь выработать у них умения и навыки работы с нормативно-правовыми и другими официальными документами, научной, учебно-методической и справочной литературой, периодическими и информационно-библиографическими изданиями, научиться разрабатывать соответствующие проекты юридически значимых документов и решать конкретные задачи-ситуации.
Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение учебного материала – 66 часов.
Цель организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Правовое регулирование гостиничной деятельности» – углубление и расширение знаний в области основ правового регулирования гостиничной деятельности; формирование навыка и интереса к самостоятельной познавательной деятельности; овладение приемами процесса познания в области трудовой юриспруденции; развитие познавательных способностей, формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к семинарским занятиям, экзамену. Кроме того, основная часть времени, отведенная на самостоятельную работу должна быть использована для написания курсовой работы, которая является результатом самостоятельного углубленного изучения конкретной темы дисциплины.
Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.
Самостоятельная работа студента как основа образовательного процесса представляет собой постоянно действующую систему. Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.
Самостоятельная работа реализуется:
- непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях и семинарских занятиях;
- в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;
- при защите курсовой работы;
- при прохождении промежуточного и итогового контроля;
- в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся - как начинающему, так и имеющему определенный опыт.
Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:
- подготовку и написание докладов, сообщений и других письменных работ на заданные темы;
- изготовление презентаций;
- выполнение домашних заданий разнообразного характера;
- поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет.
Примерная тематика контрольных работ, рефератов и эссе
1. Источники законодательства Российской Федерации в сфере гостиничного дела.
2. Источники законодательства субъекта Российской Федерации в сфере гостиничного дела.
3. Понятие и виды субъектов, осуществляющих гостиничную деятельность.
4. Государство как субъект деятельности в сфере гостиничного сервиса.
5. Гостиницы в РФ и в мире: правовой статус, виды.
6. Порядок создания и ликвидация учреждений гостиничного типа.
7. Индивидуальный предприниматель как субъект гостиничной деятельности.
8. Лицензирование в сфере гостиничного сервиса.
9. Права и обязанности физических лиц в сфере гостиничного сервиса.
10. Особенности правового статуса граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере гостиничного сервиса.
11. Средства обеспечения безопасности в сфере гостиничного сервиса и туризма.
12. Информационные средства обеспечения безопасности в сфере туризма и гостиничного сервиса.
13. Юридические средства обеспечения безопасности в сфере гостиничного сервиса.
14. Страхование в сфере гостиничного сервиса. Страховой полис туриста.
15. Порядок сертификации объектов гостиничной деятельности.
16. Правовая защита граждан, реализующих свои права в сфере гостиничного дела.
17. Способы обеспечения обязательств в сфере гостиничного сервиса.
18. Договор на осуществление концертно-гастрольной, кинопрокатной деятельности: его содержание и структура.
19. Договор на оказание гостиничных услуг: его содержание и структура.
20. Договор на оказание туристских услуг: его содержание и структура.
21. Трудовой договор в сфере гостиничного сервиса.
22. Внедоговорная ответственность в сфере гостиничного сервиса.
23. Договорная ответственность в сфере гостиничного сервиса.
24. Административно-правовая ответственность в сфере гостиничного сервиса.
25. Дисциплинарная ответственность сотрудников гостиниц и туристских фирм.
26. Правоохранительные органы как субъект защиты прав потребителей гостиничных услуг.
27. Правовое регулирование социального туризма в Российской Федерации.
28. Правила и порядок оказания услуг в сфере гостиничного сервиса.
Важнейшей частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (экзамену). Для подготовки к экзамену запланировано 36 часов.
В процессе изучения курса необходимо обратить внимание на самоконтрользнаний. С этой целью каждый студент после изучения каждой отдельной темы и затем всего курса по учебнику и дополнительной литературе должен проверить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов, которые помещены как в конце каждой темы.
Для эффективной организации СРС необходимо:
• последовательное усложнение и увеличение объема СРС;
• переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме проблемного семинара, подготовка презентации, творческая работа и т.д.);
• постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;
• систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.
10.4. Виды, содержание, формы и средства контроля
Для контрольного измерения результатов изучения дисциплины «Правовые основы сферы сервиса» вводятся два вида контроля:
· текущий;
· промежуточный.
Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, решения задач, исполнения упражнений, тестов (аудиторных или дистанционных), рефератов и др. При использовании электронных технологий возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться контроль на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания.
Промежуточный контроль (аттестация) – экзамен по дисциплине, может включать:
· итоговый тест, содержит вопросы по всей дисциплине;
· устный ответ на вопросы;
· выполнение упражнения – по выбору студента и по усмотрению преподавателя;
· собеседование по разделам и темам дисциплины при необходимости (например, спорная оценка результатов тестирования) и по усмотрению преподавателя.
Методы контроля:
· устный;
· письменный;
· с помощью технических средств и информационных систем;
· самоконтроль.
Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных заданий, контрольных работ и т. п.), проверку конспектов.
Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования. С применением компьютерных технологий может осуществляться и самоконтроль.
Формы контроля включают:
· опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный);
· собеседование, анкетирование;
· выступление на учебной проблемном семинаре, дискуссии;
· тестирование;
· рейтинговое оценивание;
· экзамене.
Контроль и оценка знаний студентов основаны на ряде основных принципов: систематичность, объективность, аргументированность. Знакомство студентов с критериями оценки знаний и балльно-рейтинговой системой происходит на вводной лекции, систематически и оперативно предоставляется статистика рейтинга и успеваемости.