Арбитражный суд в Российской федерации
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ
В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ.
Такой дуализм не известен большинству государств "дальнего зарубежья". Его можно объяснить существованием длительное время (свыше шестидесяти лет) в бывшем СССР самостоятельных, независимых от общих судов органов по разрешению хозяйственных споров - государственных и ведомственных арбитражей, входивших в систему союзных органов государственного управления.
Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном суде" (действует с 1 октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г.), а также Арбитражном процессуальным кодексом (принят Верховным Советом РФ 5 марта 1992 г., действует с 15 апреля 1992 г.). Система арбитражных судов РФ включает в себя краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и арбитражные суды автономных округов.
Высший Арбитражный Суд выполняет следующие функции: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т.е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики.
К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом РФ (от 14 июня 2002 г.) и иными законодательными актами РФ, а также межгосударственными соглашениями и международными договорами.
В статье 127 говорится об иных делах, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом. Прежде всего это споры в сфере управления. Арбитражный процессуальный кодекс относит к ведению Высшего Арбитражного Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов РФ.
Статья 127 Конституции возложила на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, который должен осуществляться в предусмотренных федеральным законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимы и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов.
Основную массу всех исков, рассматриваемых арбитражным судом, составляют споры между предприятиями по самым разным вопросам, которые возникают между ними в ходе их предпринимательской деятельности. В качестве примера можно привести споры по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения условий различных гражданско-правовых договоров, таких как поставка, оказание услуг, строительно-подрядные работы, перевозки грузов и многих других.
К числу исков, рассматриваемых арбитражным судом, относятся исковые заявления о признании недействительности гражданско-правовых сделок, признания права собственности на различные объекты недвижимого имущества, взыскания с противной стороны незаконно удерживаемых денежных средств.
Отвечая на вопрос, какие дела рассматривает арбитражный суд, нельзя не упомянуть о многочисленных исках налоговых органов о взыскании с налогоплательщиков - юридических лиц и предпринимателей задолженности в бюджет по налоговым и иным обязательным платежам.
В арбитражный суд с заявлением могут обратиться предприятия, учреждения, организации и предприниматели, если они оспаривают нормативные или ненормативные акты различных органов, действия или бездействие должностных лиц, если все это затрагивает их интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Говоря о том, какие дела рассматривает арбитражный суд, нельзя не упомянуть о так называемой специальной подведомственности. Это означает, что предметом рассмотрения арбитражного суда являются дела о банкротстве предприятий, о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, включая дела об отказе в государственной регистрации юридических лиц.
Также, это дела по спорам между акционерами (участниками) и акционерным обществом (хозяйственным обществом), не связанными с трудовыми отношениями, а также споры о защите деловой репутации.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ
В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ.
Такой дуализм не известен большинству государств "дальнего зарубежья". Его можно объяснить существованием длительное время (свыше шестидесяти лет) в бывшем СССР самостоятельных, независимых от общих судов органов по разрешению хозяйственных споров - государственных и ведомственных арбитражей, входивших в систему союзных органов государственного управления.
Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном суде" (действует с 1 октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г.), а также Арбитражном процессуальным кодексом (принят Верховным Советом РФ 5 марта 1992 г., действует с 15 апреля 1992 г.). Система арбитражных судов РФ включает в себя краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и арбитражные суды автономных округов.
Высший Арбитражный Суд выполняет следующие функции: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т.е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики.
К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом РФ (от 14 июня 2002 г.) и иными законодательными актами РФ, а также межгосударственными соглашениями и международными договорами.
В статье 127 говорится об иных делах, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом. Прежде всего это споры в сфере управления. Арбитражный процессуальный кодекс относит к ведению Высшего Арбитражного Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов РФ.
Статья 127 Конституции возложила на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, который должен осуществляться в предусмотренных федеральным законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимы и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов.
Основную массу всех исков, рассматриваемых арбитражным судом, составляют споры между предприятиями по самым разным вопросам, которые возникают между ними в ходе их предпринимательской деятельности. В качестве примера можно привести споры по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения условий различных гражданско-правовых договоров, таких как поставка, оказание услуг, строительно-подрядные работы, перевозки грузов и многих других.
К числу исков, рассматриваемых арбитражным судом, относятся исковые заявления о признании недействительности гражданско-правовых сделок, признания права собственности на различные объекты недвижимого имущества, взыскания с противной стороны незаконно удерживаемых денежных средств.
Отвечая на вопрос, какие дела рассматривает арбитражный суд, нельзя не упомянуть о многочисленных исках налоговых органов о взыскании с налогоплательщиков - юридических лиц и предпринимателей задолженности в бюджет по налоговым и иным обязательным платежам.
В арбитражный суд с заявлением могут обратиться предприятия, учреждения, организации и предприниматели, если они оспаривают нормативные или ненормативные акты различных органов, действия или бездействие должностных лиц, если все это затрагивает их интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Говоря о том, какие дела рассматривает арбитражный суд, нельзя не упомянуть о так называемой специальной подведомственности. Это означает, что предметом рассмотрения арбитражного суда являются дела о банкротстве предприятий, о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, включая дела об отказе в государственной регистрации юридических лиц.
Также, это дела по спорам между акционерами (участниками) и акционерным обществом (хозяйственным обществом), не связанными с трудовыми отношениями, а также споры о защите деловой репутации.
Арбитражный суд в Российской федерации
Арбитражные суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 г. на территории РСФСР были упразднены арбитражи и другие органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств и иных объединениях. В соответствие с законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», Арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.