Тема 1.2. Общая теория права

I. Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте развёрнутый план сообщения о соотношении права и морали, в котором раскройте:

- общее между правом и моралью

- различие права и морали

- аспекты взаимодействия права и морали

- специфику воздействия на поведение индивида моральных норм (в отличие от права).

2. Заполните таблицу «Виды правосознания»

По субъекту По уровню
Общественное Групповое Индивидуальное Обыденное Научное Профессиональное
           

3. Составьте библиографию по теме «Место и роль права в системе регулирования общественных отношений».

4. Охарактеризуйте место и роль законов в системе нормативных актов по схеме:

Признаки Ü Закон Þ Виды
  Принимается По юридической силе ®  
Порядок подготовки и принятия определяется По субъекту законотворчества ®
Выражает По предмету регулирования ®
Обладает По срокам действия ®
Регулирует

5. Составьте схему законодательного процесса в Федеральном Собрании России в случае:

- принятия федерального закона;

- принятия федерального конституционного закона.

Как она изменится при условии:

- отклонения Советом Федерации принятого Государственной Думой закона?

- вето Президента в отношении принятого Федеральным Собранием закона?

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Происхождение и сущность права.

2. Закон как основной источник права в РФ.

3. Правотворчество и законодательная техника.

4. Законность и правопорядок.

5. Правовая культура.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Рассматривая первый вопрос темы, необходимо учесть, что право – явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение (А.В.Малько). Плюрализм мнений, касающихся понятия права, обусловлен различным правопониманием.

Для рассмотрения в общем виде концепций правопонимания студенты могут обратиться к работам С.А.Комарова, А.В.Малько, А.А.Двигалевой, С.С.Алексеева, Р.А.Ромашова. Необходимо понять, что рассматривая сущность права, важно учитывать как формальную, так и содержательную её стороны. Вместе с тем, сущность права многоаспектна и должна рассматриваться, исходя из исторических условий развития.

При рассмотрении второго вопроса студенты должны помнить, что закон представляет собой юридический акт, принятый в установленном порядке высшим органом государственной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон обладает наивысшей юридической силой (высшей легитимностью) по отношению к нормативным актам всех иных органов государства.

В третьем вопросе прежде всего, студентам необходимо уяснить соотношение понятий «правотворчество» и «законотворчество». Субъектами правотворчества могут выступать, помимо государственных органов, и негосударственные структуры, наделённые соответствующими полномочиями. Для закона характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование (промульгация). Будучи единым, по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных отношений, закон в то же время делится на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в законе норм они делятся на конституционные, органические и обыкновенные. Обычные законы делятся на кодификационные и текущие. В России различают также законы федеральные и законы субъектов федерации (следует обратить внимание на иерархию нормативного материала с учётом российской специфики). Особую категорию составляют чрезвычайные законы.

Студенты должны чётко представлять, что закон является основным источником права в Российской Федерации.

Изучая четвёртый вопрос, надо уяснить, что законность и правопорядок неотделимы от права. В специальной литературе определению понятия «законность» уделяется много внимания, что обусловлено не только многогранностью предмета, но и собственно дефинитивной неясностью. Законность приобретает различное содержание в зависимости от типа правопонимания, поэтому важно отграничить законность от близких ей понятий. Дисуссионен в юридической науке и вопрос о субъектном составе законности. Часть авторов считает, что в него включены все субъекты права, другие – что субъектами законности выступают лишь должностные лица (Н.В.Витрук).

Правопорядок является частью общественного порядка, но складывается не в результате регулятивного действия не всех социальных норм, а только правовых (А.В.Малько). Таким образом, правопорядок является частью системы общественных отношений, урегулированных нормами права. Студенту необходимо уяснить, что правопорядок – это такой социальный результат, к которому стремятся государство и всё общество, используя при этом различные рычаги и средства.

В последнем вопросе важным является понимание того факта, что правовая культура представляет собой разновидность культуры в целом и тесно примыкает к понятию правосознания. Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право (или его реализацию), а комплекс представлений общества о праве, его реализации, деятельности государственных органов и должностных лиц. Необходимо понять и уяснить, что правовая культура предписывает личности принципы правового поведения, диктует обществу систему правовых ценностей, предполагает некий уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности (В.В.Лазарев).

Говоря об элементах правовой культуры, следует рассматривать таковыми компоненты правовой действительности в свете определённых эталонов поведения (В.П.Сальников). Можно рассматривать правовую культуру в узком (совокупность материализованных идей, представлений как внутренней потребности поведения личности в правовой сфере, основанная на правосознании) и широком (представления людей о праве, его реализации) смысле.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Мархгейм М.В. Правоведение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по неюридическим специальностям. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

2. Правоведение: Учебник для студентов вузов неюридического профиля. / Под ред. академика О.Е.Кутафина – М.: Проспект, 2009.

3. Правоведение: Учебник для студентов вузов / Под ред. Б.И.Пугинского – М.: Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

1. Абдулаев М.И.Теория государства и права. М., 2010.

2. Алексеев С.С. Государство и право. Учебное пособие. М.: Проспект, 2009.

3. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994, ч. 1.

4. Димитров Н.Н., Курысь Н.В., Семёнов А.В. Правоведение: курс лекций для студентов экономического факультета. – М.: Изд-во РТА, 2009.

5. Зивс С.Л. Источники права. М.,1981.

6. Зиновьев А.В. Конституционное право России. М.: Юридический центр, 2010.

7. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М.,1999.

8. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право/ Государство и право, 2000, № 3.

9. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. М., 2003.

10. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.,1914.

11. Лейст О.Э. Три концепции права / Государство и право, 1991, № 3.

12. Лукашева А.Е. Права человека: Учебник. 2-е изд., перераб. М.: Инфра-М, 2010.

13. Лукьянова Е.А. Закон о законах / Законодательство, 1999, № 11.

14. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ. Основные социологические и правовые характеристики. М., 2000.

15. Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. Элементарный курс. М.: Кнорус, 2010.

16. Нерсесянц В.С. Право и закон. М.,1983.

17. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000.

18. Перевалов В.Д. Правоведение: 21 шаг к правовой культуре: учебник (ГРИФ). М.: Инфра-М, 2010.

19. Правоведение / Под ред. Рукавишниковой И.В., Напалковой И.Г. М.: Норма, 2010.

20. Теория государства и права. Курс лекций (ГРИФ). Владивосток, 2009.

21. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. 2-е изд., т.21.

22. Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте понятие права.

2. Охарактеризуйте основные теории происхождения права.

3. Раскройте понятие сущности права. Сформулируйте основные подходы к сущности права.

4. Определите понятие правотворчества.

5. Каково соотношение правотворчества и законотворчества?

6. Дайте определение источника права. Что такое «форма права»?

7. Какие формы права предусмотрены правовой системой России?

8. Что такое «законность»? Каковы требования законности?

9. Как соотносятся понятия «принцип законности» и «правовой режим законности»?

10. Каковы юридические гарантии законности?

11. Каково соотношение понятий «законность» и «правопорядок»?

12. Соотнесите понятия «правопорядок» и «общественный порядок».

13. Как соотносятся понятия «культура» и «правовая культура»?

14. Каковы признаки правовой культуры общества?

15. Какие элементы правовой культуры личности можете назвать?

Наши рекомендации