Тема 3.1. Развитие государства и права российской империи в 1-й половине ХIХ в.
I. Задания для самостоятельной работы
1. Составьте 2 казуса на основе «Уложения…». В качестве казусов могут быть рассмотрены сюжеты, известные по литературным произведениям.
П. Темы семинарских занятий:
1. Реорганизация российского государства в 1-й половине ХIХ в.
План семинарского занятия. (2 часа)
1. Императорская власть.
2. Высшие органы государства:
- положение и функции Сената,
- учреждение Государственного Совета,
- Собственная Его Императорского Величества Канцелярия.3.
3. Создание и развитие министерской системы.
4. Административно-территориальное устройство Российской империи:
- территории с особым статусом,
- система местных органов управления в Центральной России.
5. Судебная система.
2."Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" 1845 г.
План семинарского занятия. (2 часа)
1. Общая характеристика уголовного Уложения 1845 г.
2. Понятие о преступлении и проступке.
3. Система и виды преступлений.
4. Система и виды наказаний.
Ш. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.
Тема достаточно рассмотрена в учебной литературе. Опираясь на учебную литературу и материалы лекции, следует уяснить общие особенности развития Российского государства в первой половине 19 века.
Задумайтесь о том, чем были вызваны изменения, которые происходили в системе органов Российского государства в первой половине 19 в.
Готовясь к семинарскому занятию по теме «Реорганизация российского государства в 1-й половине ХIХ в.», следует взять за основу в качестве ориентиров следующие моменты:
1. Императорская власть характеризуется через рассмотрение правил преемства престола, функций и исключительных прав императора.
2. Высшие органы государства характеризуются через следующие аспекты:
- состав, положение и функции Сената.
- учреждение Государственного Совета; состав, структура, компетенция и полномочия Государственного Совета.
- Государственная канцелярия и Собственная Его Императорского Величества Канцелярия: структура, направления деятельности.
3. Создание и развитие министерской системы. В рамках данного вопроса следует отметить основные характеристики и преимущества министерской системы, показать функции, состав, компетенцию и полномочия Комитета министров, а также значение Временных комитетов.
4. Административное устройство Российской империи учитывало разнообразие условий отдельных территорий.
Территориями с особым статусом являлись:
- Финляндия и Польша, не только имевшие государственность, но и конституционно её закрепившие,
- Прибалтийские земли и Бессарабия, имевшие существенные особенности государственного устройства и управления,
- Закавказье, Средняя Азия, Сибирь, имевшие особенности в управлении.
Следует рассмотреть также систему местных органов управления в Центральной России: виды губерний, губернские структуры управления.
5. Характеризуя судебную сферу, рассмотрите высшие судебные инстанции, местные судебные органы и специальные суды.
Вторым направлением внимания является история права, в частности кодификационная работа, энергично осуществлявшаяся на протяжении всего изучаемого этапа.
Характеризуя этапы кодификационной работы, осуществленной в первой половине 19 в., определите, каковы были цели и общие принципы данной кодификационной работы. Сделайте вывод о ее значении в истории отечественного права.
Продолжите составление глоссария. Укажите в нем такие термины как «министерство», «инкорпорация», «кодификация» и др.
При подготовке к семинарскому занятию имейте в виду следующие рекомендации.
Уложение 1845 г. являлось знаковым документом в истории отечественного права, поскольку именно в нем реализовалась попытка полноценной кодификации права. Последовавшие редакции Уложения показывали, что общая концепция документа вполне выдержала испытание временем в период зрелости и нарастания кризисных явлений в российской самодержавной государственности.
1. Общая характеристика уголовного Уложения 1845 г.
Следует рассмотреть причины и условия разработки и принятия Уложения. Дайте характеристику структуры Уложения.
Обратите внимание на то, как определено действие Уложения в пространстве и по группам лиц (ст.175).
2. Понятие о преступлении и проступке.
Рассмотрите понятие преступления и понятие проступка, определив принципиальные различия между ними (см. р.1, гл.1, отд.1, ст.1-2,4).
Рассматривая понятие преступления, обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
- определение оснований для уголовной ответственности (ст.97),
- определение форм вины (ст.5-7, 111-113),
- определение стадий совершения преступления (ст.8-12, 117-121).
- определение видов соучастия (ст.13-17, 123-133),
- установление возраста наступления уголовной ответственности (ст.100, 140-145),
- указание обстоятельств, устраняющих уголовную ответственность (ст.98-109, 160), а также смягчающих уголовную ответственность (ст.140-145, 157),
- указание обстоятельств, увеличивающих уголовную ответственность (ст. 111-113, 135)
3. Система и виды преступлений.
Этот вопрос изучается на основе гл. 5 Уложения.
Дайте общую характеристику системе преступлений по Уложению. Сравните данный раздел Уложения с ранее изученными памятниками – Соборным Уложением и Артикулом Воинским. Сделайте выводы об общих чертах и отличиях подходов законодателя к систематизации представлений о преступлении.
Более подробно рассмотрите раздел о государственных преступлениях, выделяя в соответствии с документом основные виды данных преступлений:
- преступления против императора и членов императорского дома (ст.263-270).
Обратите внимание, имеет ли значение определение стадий совершения преступления данной категории и видов соучастия для вынесения судебного решения?
- преступления против власти (ст.271-273)
- государственная измена (ст.275-282). В контексте изучения этого раздела задумайтесь, что понимается законодателем под "народным правом"?
4. Система и виды наказаний.
Данный вопрос рассматривается на основании р.1 гл.2.
Охарактеризуйте систему уголовных наказаний (ст.19-32). Прокомментируйте данный раздел документа
Охарактеризуйте систему исправительных наказаний (ст.34-60). Прокомментируйте данный раздел документа.
Рассмотрите понятие дополнительных наказаний (ст.61).
Рассмотрите заменяющие наказания и определите, в отношении кого они применялись, а также при каких условиях была возможна замена одних наказаний другими (ст.72-76).
Рассмотрите особенные наказания (ст.67).
Обратите внимание на последствия, которые имело наказание для осужденного (ст.29-32, 46, 47, 49) и его семьи (ст.26).
Изучите, чем определялись вид и мера наказания (ст.96,97,110, 151-156).
Обратите внимание, кем и на каком основании могло быть принято решение о помиловании (ст.170).
По итогам рассмотрения данных вопросов сделайте общий вывод о целях наказания, принципах установления наказания (ст.96,97, 151, 155, 156) и основных чертах системы наказаний по Уложению.
Вопросы для самопроверки:
1. Изменился ли характер российского самодержавия в результате государственных реформ Александра I?
2. Каковы были общие особенности положения Финляндии и Польши в составе Российской империи в начале 19 века?
3. Каковы были общие особенности положения кавказских и среднеазиатских государств в составе Российской империи?
4. Какие органы были созданы для обеспечения внутриполитической безопасности государства в первой половине 19 в.?
5. Почему кодификация права стала насущной задачей данного периода?
6. Какой критерий – этнический или конфессиональный – играл основную роль в определении правоспособности подданных Российской империи в первой половине 19 в.?
7. Охарактеризуйте основные нормы брачно-семейного права в 1-й половине 19 в.
8. Охарактеризуйте основные нормы наследственного права в 1-й половине 19 в.
9. Охарактеризуйте основные нормы вещного права в 1-й половине 19 в.
10. Охарактеризуйте основные нормы обязательственного права в 1-й половине 19 в.
11. Охарактеризуйте основные тенденции в развитии уголовного права в 1-й пол.19 в.
12. Охарактеризуйте нормы процессуального права в 1-й половине 19 в.
13. Охарактеризуйте систему доказательств в судебном процессе.
IV Рекомендуемая литература.
Источники.
1. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.// Хрестоматия (см. прим. к теме 2):
-------------
2. Российское законодательство Х-ХХ вв. -Т.5. - М., 1985.
3. Сизиков М.И. История государства и права России с конца 17 до начала 19 века./Тексты законодательных актов. – М.: ИНФРА-М, 1998.
Основная литература
1. Исаев И.А. История государства и права России. - М., 2002.
2. История отечественного государства и права: учебник. В 2 ч. Ч. 1. /Под ред. О.И. Чистякова; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Юрайт, 2011.
3. Кутьина Г.А., Мулукаев Р.С., Новицкая Т.П. и др. История отечественного государства и права. – М., 2001.
4. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. – Т. 1. – М., 2003.
5. Тарановский Ф.В. История Российского права . - М.2004.
6. Юшков С.В. История государства и права России (IХ- ХIХ вв.) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Дополнительная литература
1. Вернадский Г.В. Очерк истории права русского государства ХVIII – ХIХ вв.// Вернадский Г.В. История права. – СПб., 1999.
2. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
3. Детков М.Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. – М., 1994.
4. Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи.1802-1917. (Историко-правовое исследование). - М., 1983.
5. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. - М., 1978.
6. Зуев Н.И. М.М.Сперанский и комитет министров.// ИГиП. – 2002. - №4.
7. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М., 1995.
8. История государства и права России./ Отв. ред. Титов Ю.П. – М.: Былина, 1996.
9. История государства и права России./Под ред. Чибиряева С.А. - М., 1998.
10. История государственного управления России. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999.
11. Киселёва Н.В. История отечественного государства и права в схемах и таблицах. Часть 1 (9-19 века). – Ростов-на-Дону, 2011.
12. Коган С. В. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.// Источниковедение и история государства и права дореволюционной России. - Иркутск, 1983.
13. Кудинов О.А. Официальные конституционные проекты Российской империи ХIХ века.// ГиП. – 2002. - №5.
14. Мицкевич А.В. Систематизация законов Российской империи М.М.Сперанским.// Журнал Российского права. – 2001. - №5.
15. Мулукаев Р.С. Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России. -М., 1964.
16. Приходько М.А. Министерская реформа в России в начале 19 века. // ИГиП. – 2000. - №3-4.
17. Приходько М.А. Симбиоз коллежской и министерской систем государственного управления в России в начале ХIХ в.// ИгиП. – 2001. - №3.
18. Рогов В.А. История государства и права России. IX – начало XХ вв. - М.,1995.
19. Ружицкая Н.В. Судебное законодательство Николая I (работа над Уголовным и Гражданским уложениями.)// ОИ. – 2001. - №4.
20. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. – СПб., 1992.
21. Троицкий И.М. 3-е отделение при Николае I. - Л. ,1990.
22. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского. - М., 1989.
23. Шебанов А. Ф. Полное собрание законов Российской империи (Из истории систематизации законодательства в России)// Труды ВЮЗИ, Т. ХIV. - М., 1970.