Тема 3. Правовое положение римских граждан и иных лиц в Римского государстве

Субъекты римского права. Правовое положение римских граждан. Порядок приобретения и условия прекращения римского гражданства. Правоспособность и дееспособность римских граждан. Правовое положение других субъектов римского права: латинов, перегринов, либертинов и колонов. Рабы и их правовой статус. Римское учение о физических и юридических лицах.

Семинар

(очная форма обучения)

Дебаты по вопросам теме:

1) Зачем в юриспруденции существует понятие «лицо»?

2) Почему душевнобольные не являются лицами?

3) Почему рабы не являются лицами?

4) Почему только воины-мужчины, участвовавшие в политической жизни, признавались гражданами?

5) Кто является собственником имущества юридического лица в римском праве и в современном российском праве?

Практическое занятие

(очная форма обучения)

1) Интеллектуальная летучка по теме.

2) Решение историко-правовой ситуационных задач на основе римского законодательства

3) Контрольный тестовый опрос.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте письменные ответы на следующие вопросы:

1) Раскройте основные положения о лицах физических и юридических в римском праве.

2) В чем заключалась правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц?

3) Дайте сравнительную характеристику правового положения латинов, перегринов, либертинов, рабов и колонов.

4) Охарактеризуйте правоспособность юридических лиц.

2. Сформулируйте определение терминам: «дееспособность», «правоспособность», «квириты», «колоны», «латины», «перегрины», «физическое лицо», «юридическое лицо».

3. Решить задачу и дать письменный ответ:

Взрослые сыновья потребовали у отца раздела имущества на том основании, что оно является коллективной собственностью. Отец возразил, ссылаясь на то, что дети, являясь подвластными лицами, не являются субъектами права, а следовательно, не вправе выдвигать подобное требование. Так ли это?

4. Выпишите:

1) Из Гражданского кодекса РФ: правоспособность (ст.17), дееспособность (ст.21), объём дееспособности малолетних (ст.28), несовершеннолетних (ст.26), совершеннолетних (ст.21 и 22), понятие юридического лица (ч.2 ст.48), виды юридических лиц (классификация: корпорации и унитарные юр.лица, коммерческие и некоммерческие организации, все известные российскому праву виды юр. лиц в форме списка).

2) Из Дигест: Основное деление лиц, понятие свободы, понятие рабства, понятие «свободнорождённые», «вольноотпущенники».

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару и практическому занятию.

Перед выполнением заданий самостоятельной работы необходимо изучить рекомендованную литературу, справочно-энциклопедические издания, учебники по римскому праву, истории государства и права зарубежных стран, конспект лекции по теме, ознакомиться с соответствующими материалами в Интернете.

В первом задании дать краткий, четкий и конкретный письменный ответ, который должен выражать суть правового статуса лиц в Римском государстве.

Во втором задании внимательно разобраться в терминах, их трактовка должна соответствовать конкретно-историческим условиям.

В третьем задании необходимо внимательно разобраться с условиями задач, найти и изучить учебную и научную литературу по данным проблемам, выработать правильное решение и обосновать его письменно.

В четвертом задании необходимо подготовить на основе лекции и изучения учебников и учебных пособий блок-схему конспекта темы. Материал должен быть структурирован и логически взаимоувязан.

На занятиях в первом вопросе дать классификацию лиц на основе источников римского права. Следует рассмотреть правовой статус римских граждан и других субъектов римского права (латинов, перегринов, вольноотпущенников, рабов), различие в объеме гражданских прав этих лиц.

Тщательно проанализировать колонат, установление этого института и его роль в истории, специфику имущественного положения колонов.

Во втором вопросе необходимо рассмотреть институт правоспособности и ее составные элементы, статусы лиц и степени умаления правоспособности, соотношение правоспособности и дееспособности.

Особого внимания требует вопрос об опеке и попечительстве, рассмотрение различных категории лиц, состоящие под опекой и попечительством, способы установления и прекращения опеки и попечительства.

Студенты должны раскрыть понятие «законная опека», а также порядок назначение опекуна по завещанию, роль претора в установлении опеки, ответственность опекуна перед опекаемым. Рассмотрению подлежат вопросы добровольного и законного представительства, заместительства, а также роль и место пекулия.

В пятом вопросе проанализировать основные положения учения римских юристов о юридических лицах, роль и место корпораций, муниципий, казны, церковного имущества, причины ограничений на свободу частных объединений.

Разбор конкретной правовой ситуаций и решение практических задач производится на основе римских источников права соответствующего периода, научной историко-правовой литературы.

Контрольные вопросы по теме

Дайте правильные ответы на следующие тестовые задания:

1. Субъект права в Древнем Риме именовался…

А) persona servi; Б) dominus; В) persona; Г) paterfamilias

2. Что из названного не относилось к элементам, определяющим полную правоспособность в публичном праве?

А) jus militari; Б) status libertatis; В) status civitatis; Г) status familia

3. Кто мог быть persona sui juris?

А) совершеннолетний гражданин; Б) собственник, владеющий двумя акрами земли; В) домовладыка; Г) должностные лица

4. Укажите юридический факт, приводивший к максимальному ограничению правового состояния в период Римской республики?

А) продажа гражданина в рабство на территории Рима; Б) плен; В) развод; Г) рождение ребенка женщиной, не состоявшей в браке с римским гражданином.

Наши рекомендации