Разграничение подведомственности между хозяйственными и общими судами.
Разграничение компетенции между общим и хозяйственным судом проводится по двум критериям (правилам), которые закреплены в общих процессуальных законах ХПК и ГПК:
1) по субъектному составу участников спора
2) по характеру спорного правоотношения.
Согласно ст. 37 ГПК общему суду подведомственны дела по спорам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин. Субъектам спора являются: юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные и иные органы, Республика Беларусь, административно - территориальные единицы Республики Беларусь (ч. 1 ст. 27 ХПК). Обычно участниками спора подведомственного хозяйственному суду являются коммерческие организации, т. е. организации преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 46 ГК).
Согласно общим правилам подведомственности, если стороной в споре выступает организация, не имеющая статус юридического лица, или гражданин, не зарегистрированный в установленном порядке в качестве предпринимателя, спор разрешается в общем суде.
Хозяйственному суду подведомственны дела по спорам с участием организаций (коллективных образований), которые не являются юридическими лицами, в частности, споры между трудовыми коллективами и государственными органами, когда спор связан с устранением препятствий со стороны государственных и иных органов по созданию юридического лица - субъекта хозяйствования (ст. 49 Закона "О собственности в Республике Беларусь").
По субъектному составу разграничивается подведомственность общему или хозяйственному суду дел, возникающих из административных отношений, и дел особого производства (п. 3, 4 ст. 37 ГПК, ч. 3 ст.27 ХПК) и приказного производства (ст. 394 ГПК и ст. 116 ХПК). По характеру спорного правоотношения общему суду подведомственны дела, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, а также отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды (ч. 1 ст. 37 ГПК), а хозяйственному суду - хозяйственные (экономические) споры и иные дела, отнесенные ст. 27 ХПК к их ведению.
Оба критерия, по которым проводится разграничение компетенции между общими и хозяйственными судами и определяется подведомственность дел последним (субъектный состав и характер спора), должны учитываться в совокупности. При отсутствии любого из них спор подлежит разрешению в общем суде. Поэтому, когда спор по своему характеру хотя и является экономическим (возник из предпринимательской или иной хозяйственной деятельности), но в нем участвует гражданин, который не зарегистрирован в качестве предпринимателя (отсутствует первый признак), то такой спор разрешается в общих судах, если иное не предусмотрено законодательством.
Спор, который не является экономическим, хотя и возник между юридическими лицами, юридическими лицами и государственными органами, несмотря на субъектный состав, подведомственен общему суду, так как в нем отсутствует второй из указанных выше критериев.
Подведомственность таких споров общим судам закреплена в актах законодательства.
55. Понятие и виды подсудности.Сист. судов общей юрисдикции РБ состоит из рай. и гор., обл. и Мин. гор. судов, ВС РБ, а также межгарниз. воен. судов и Бел. Воен. Суда РБ. Согласно зак-ву могут создаваться специализированные суды (по делам несоверш., земельных, семейных споров).В суд. практике и проц. лит-ре термин «подсудность» рассматривают в трех смыслах. Во-первых, подсудность рассмат. как определенное свойство конкр. гр. дела, кот. указывает в каком именно суде 1ой инст. оно м.б. возбуждено, рассмотрено и разрешено по существу. Во-вторых, подсудность рассмат.с т. зр. определения перечня гр. дел, подлежащих рассмо.в каждом из звеньев суд. сист. и в каждом из судов соответ-го звена. В-третьих, представляет собою институт гр. проц. права как система проц. норм. Различают родовую и терр. подсудность. Род. Подсуд. зависит от вида спорных правоотнош. и применяется для разгранич. компетенции судов нижестоящих и вышестоящ. звеньев суд. системы. Род. подсудность называют также предметной, или подсудностью по вертикали. Большинство гр. дел подсудны районным и гор. судам. По правилам терр. (или местной) подсудности осущ. разграничение компетенции по рассмот. и разреш. гр. дел м-у судами одного звена.В исковом пр-ве выделяется 5 видов терр. подсудности: общая, альтернативная, исключительная, договорная и подсудность по связи дел. По общим правилам подсудности истец обязан направить исковое заявление в тот суд, на терр. кот. нах. место жит-ва ответчика-гр-на, либо место нах. ответчика ЮЛ. Место нахождения ЮЛ определяется уставом либо иными учред. док-ми. Альтернативная подсудность предоставляет право истцу направить исковое заявление в суд по месту жит-ва либо нахождения, либо в другой суд, указанный в зак-ве. Исключительная хар-на тем, что дела определенной категории м.б. рассмотрены только указанными в законе судами.Дог. подс. Уст. по пис. соглашению сторон, которые могут сами определить в каком суде подлежит рассмотрению и разрешению спор между ними. Однако договорная подсудность не применяется к спорам, отнесенным к исключительной подсудности. На основании ГПК к территориальной подсудности по связи дел отнесены встречные иски и иски, вытекающие из материалов уголовного дела. Встречный иск, независимо от его подсудности должен предъявляться в суд по месту рассмотрения первоначального иска. Иск, вытекающий из уголовного дела, заявляется и рассматривается по существу одновременно с разрешением уголовного дела. Если этот иск не был заявлен или разрешен в уголовном производстве при вынесении приговора, то он предъявляется в порядке гражданского судопроизводства.