Совершение исполнительных надписей.
Нотариусы совершают исполнительные надписи на документах,устанавливающих задолженности в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственном нотариате". Исполнительная надпись – это распоряжение нотариального органа о принудительном взыскании с должника в пользу кредитора определенной суммы денег или имущества.Исполнительная надпись совершается при наличии документов, подтверждающих бесспорность задолженности. Получив исполнительную надпись, взыскатель (кредитор) имеет право требовать от ответствующих органов принятия в отношении должника таких же мер,как и для приведения в исполнение судебного решения.
Кредиторами в большинстве своем являются государственные и коммерческие организации. Нотариусы должны оказывать им всемерное содействие в возмещении убытков, причиненных несвоевременной уплатой долгов. Институт исполнительной надписи является важным рычагом укрепления договорной, хозяйственной и финансовой дисциплины учреждений, предприятий и организаций, так как облегчает и ускоряет взыскание задолженности с недобросовестных плательщиков.
При совершении исполнительных надписей нотариусы должны
руководствоваться Законом Республики Беларусь "О государственном
нотариате", соответствующими разделами Гражданского кодекса,
Гражданско-процессуального кодекса Республики Беларусь, Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами Республики Беларусь и Перечнем документов,по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке а основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, утвержденным постановлением Кабинета
Министров Республики Беларусь N 646 от 27 ноября 1995 г. (в
дальнейшем - Перечень).
Совершение этого, одного из наиболее сложных видов нотариальных
действий, требует от нотариуса знания многочисленных ведомственных
инструкций, положений и уставов. Например: Инструкция о порядке
продажи товаров в кредит, Инструкция о порядке взимания платы за
содержание детей в дошкольных учреждениях, Правила предоставления
гражданам во временное пользование (напрокат) предметов
культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода и др.
Нотариус при совершении нотариальных действий призван защищать
законные права и интересы как кредиторов, так и должников.
104. Третейское разбирательство гражданско-правовых споров граждан.
Защиту нарушенных, оспоренных прав и охраняемых законом интересов юридических лиц и граждан в экономической сфере осуществляет не только хозяйственный суд. В ст.10 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) указано, что такую защиту вправе осуществлять также общие суды и третейские суды в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях - в соответствии с договором.
Статьей 40 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК) определено, что по письменному соглашению сторон спор, возникающий из гражданских правоотношений и подведомственный хозяйственному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда.
Спор является подведомственным третейскому суду, если:
-сторонами спора являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, в том числе иностранные граждане и организации (исключение составляют лишь органы государственной власти и управления и учредитель постоянно действующего третейского суда);
-спор возник из гражданских или хозяйственных правоотношений, и законом не ограничена возможность рассмотрения такого спора третейским судом (в соответствии с законодательством третейский суд не рассматривает семейные (за исключением споров, вытекающих из брачных договоров), трудовые, административные, налоговые, таможенные споры, дела о банкротстве и об установление фактов имеющих юридическое значение);
-между сторонами имеется соглашение о передаче спора на разрешение третейскому суду (третейское соглашение).
Практика хозяйственных судов Республики Беларусь подтверждает достаточно высокую активность использования третейского разбирательства некоторых категорий хозяйственных (экономических) споров.
105. Постоянно действующие третейские суды.
Третейский суд является негосударственным органом разрешения споров и не входит в государственную судебную систему, однако, несмотря на это, уполномочен государством в силу Закона Республики Беларусь «О третейских судах» рассматривать частноправовые споры и принимать по итогам их рассмотрения акты, обязательные для исполнения спорящими сторонами. При этом, в необходимых случаях деятельность третейского суда сопровождается принудительной силой государства (например: при неисполнении решения третейского суда проигравшей стороной в добровольном порядке, законодательство предусматривает механизм принудительного исполнения принятого решения). Таким образом, третейский суд, наряду с государственной судебной системой, является одним из органов судебной защиты гражданских прав.
На территории Республики Беларусь действует Международный арбитражный (третейский) суд при Белорусской торгово-промышленной палате.
Передача спора в арбитраж и третейский суд возможна только при определенных условиях. Арбитраж и третейский суд вправе рассматривать лишь те споры, которые отнесены к их подведомственности. Существуют достаточно противоречивые мнения по вопросу компетенции третейских судов. В первую очередь это вызвано тем, что не во всех нормативных правовых актах однозначно урегулирован вопрос, какие споры подведомственны третейским судам.
Что касается проблемы подведомственности споров третейским судам, то в настоящее время существуют три основные точки зрения:
1) третейские суды имеют право рассматривать все виды споров, но только гражданско-правовых;
2) вещно-правовые споры третейские суды рассматривать не могут;
3) третейские суды могут рассматривать только споры, не имеющие публично-правового характера.
Арбитражное соглашение должно быть заключено в письменной форме. Оно считается заключенным, если содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено путем обмена сообщениями с использованием любых средств связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон.
Арбитражное соглашение является основой для разграничения подведомственности между хозяйственным (государственным) судом и третейским судом (арбитражем) при наличии одновременно нескольких условий:
1) спор должен вытекать из гражданских правоотношений и относиться к компетенции третейского суда (арбитража), т.е. может быть предметом арбитражного соглашения;
2) арбитражное соглашение должно быть заключено в письменной форме;
3) лица, подписавшие арбитражное соглашение, должны быть дееспособны;
4) лица, подписывающие арбитражное соглашение от имени организаций, должны иметь на то полномочия либо иным образом подтвержденное право;
5) спор должен быть одновременно подведомствен хозяйственному (государственному) суду;
6) арбитражное соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда должно быть достигнуто до принятия решения хозяйственным судом, т.е. до окончания разбирательства дела по существу;
7) арбитражное соглашение должно содержать точное указание на конкретный компетентный третейский суд (арбитраж), место рассмотрения спора, а также процедуру его разрешения.