ГК России. Проблемы. Теория Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А. Л. Маковский; – М.,Родос, 1998. С. 227

[1] Закон СССР от 6 марта 1990 г «О собственности в СССР» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 11, ст. 164).

[2] Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 30, ст. 416).

[3] См.: Маковский А.Л., Хохлов С.А. Введение в Гражданский кодекс. -В кн.- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. – М., 1995, с. 3 – 14; Маковский А.Л. О концепции первой части Гражданского кодекса. – Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1995, № 4, с. 83 и сл.

[4] Здравый смысл подсказывает, что никаких иных субъектов права собственности, кроме субъектов гражданского права (граждан, юридических лиц, публично-правовых образований) не может существовать. Иной подход всегда расходится с элементарными логическими правилами. Характерны с этой точки зрения попытки доказать наличие, например, «коллективной собственности общины», не являющейся ни общей собственностью ее участников-граждан, ни собственностью самой общины как юридического лица. Они основаны на странном положении о том, что сама «община ... не нуждается в юридической личности», поскольку «ее участие в гражданских правоотношениях вполне может быть осуществлено через институт представительства и генеральную доверенность» (см. Иванов В. Коллективная собственность общины. -Закон. 1996, № 5, с. 118-119). При этом «забывается», что участниками любых гражданско-правовых отношений, включая и отношения представительства, могут быть только субъекты гражданского права. Именно по этой очевидной причине невозможно ни выдать доверенность, в том числе генеральную, филиалу или представительству юридического лица, домашнему животному или «не-правосубъектной общине», ни получить доверенность от них.

[5] Примечательно, что законодательство о приватизации предприятий впервые включило правило о приватизации земли лишь в Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г. (утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535. – СЗ РФ, 1994, № 13, ст. 1478), то есть по сути уже на завершающем этапе приватизации имущественных комплексов.

[6] Конкретные правила гражданского законодательства, устанавливающие особенности правового режима участков земли, находящихся в частной собственности, в основном содержатся в гл. 17 ГК, которая не вступает в силу до момента принятия нового Земельного кодекса РФ.

[7] См. Корнеев С.М., Крашенинников П.В. Приватизация жилищного фонда: Законодательство и практика – М., 1996, с. 82-83.

[8] См. Закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 1, ст. 26); статью 10 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 1, ст. 5; Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 34, ст. 1966; 1993, № 21, ст. 748; Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 52, ст. 5085); Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, № 1, ст. 53); Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 44, ст. 4191); Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 52, ст. 5085).

[9] См. пункт 1 Указа Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» (СЗ РФ, 1996, № 8, ст. 740).

[10] См.: Указы Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 и от 14 июня 1992 г. № 631 (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 14, ст. 761; № 25, ст. 1427), а также пункты 4.2,4.6,4.10 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, в соответствии с которыми любые юридические лица как собственники объектов недвижимости вправе приобретать в собственность и земельные участки под указанными объектами (зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями).

[11] См. соответственно: СЗ РФ, 1995, № 50, ст. 4870; 1996, № 3, ст. 145; 1995, № 21, ст. 1930; 1996, № 3, ст. 148.

[12] Ср. пункты 1 – 3 и приложения 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, № 3, ст. 89; Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993, № 32, ст. 1261; Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, № 1, ст. 2).

[13] См.: Хохлов С.А. Право собственности и другие вещные права. – Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1995, № 8, с. 124.

[14] См.: Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы. Аналитический доклад, подготовленный по распоряжению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25 июля 1996 г. – М.,1996, с. И. Согласно этим же данным, соответствующая доля совместных предприятий с иностранными инвестициями здесь упала с 3,5 до 1 процента, что лишает актуальности вопрос об осуществлении права государственной собственности в данной сфере.

[15] СЗ РФ, 1996, № 1, ст. 1; № 25, ст. 2956.

[16] Ср. п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 г. № 4/8 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»«. – Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1997, № 6.

[17] Подробнее см.: Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Е.А. Суханов, К.Б. Ярошенко. – М., 1996, с. 75 – 77.

[18] См. Гражданское право: Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева; С.-Петерб. гос. унив. – Ч. I. – М.,1996, с. 288, 357 (автор соответствующего раздела – Ю.К. Толстой).

[19] См. также: Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, В.П. Звеков и др. – М. 1995, с. 266, 267.

[20] Этот подход вытекает, в частности, из практики применения акционерного законодательства. Так, согласно преобладающему в судебно-арбитражной практике взгляду, указанным имуществом учреждение не вправе распоряжаться путем его внесения в уставный капитал акционерных или других хозяйственных обществ (или в складочный капитал товариществ).

Ранее судебно-арбитражная практика четко отграничивала это право от права оперативного управления иным имуществом учреждений (ср. п. 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 сентября 1992 г. № 13 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о собственности» – Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1993, № 1).

[21] Типичным в этом отношении является Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» (СЗ РФ, 1995, № 10, ст. 823), в соответствии со статьей 1 – 2 которого недра являются объектом «государственной собственности», а «вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ.
В. А. Дозорцев

В небольшой статье возможно остановиться только на некоторых вопросах права собственности, естественно, представляющихся ключевыми, наиболее важными. Это общее понятие права собственности и право государственной собственности. Еще недавно последнее рассматривалось как определяющее, наиболее важное, теперь – по принципу маятника – ему уделяется наименьшее внимание, а это никак не соответствует его значимости, общественным потребностям.

Названные вопросы представляют интерес не как некие абстрактные «теоретические» положения. Они имеют острейшую практическую значимость, особенно с учетом задач дальнейшего развития общества и совершенствования правового регулирования. Строго говоря, все общие правовые положения, если не заниматься схоластикой, влекут за собой практические последствия. Просто общие положения, как действующие наиболее широко, должны быть осмыслены и обоснованы особенно тщательно и всесторонне.

Существует ошибочное представление, будто правовая регламентация может быть построена произвольно, по усмотрению законодателя. Но это совсем не так. Право основано на объективных закономерностях,нарушение которых раньше или позже жестоко мстит за себя. Осо-

Наши рекомендации