Реформа местного самоуправления

Вслед за крестьянской реформой был проведен ряд реформ в области государственного управления и суда. Реформы в области государственного управления не затрагивали основ государственного строя. Они касались органов местного самоуправления.

Земская реформа 1864 г. создала органы земского самоуправления: распорядительные – губернские и уездные земские собрания, исполнительные – соответствующие земские управы (схема 22).

Городская реформа 1870 г. образовала органы городского самоуправления – распорядительные – городские думы, исполнительные – городские управы.

Половинчатость указанных реформ состояла в сословном принципе непропорционального представительства населения и ограниченности полномочий новых органов.

Схема 22. Структура земских учреждений по положению о земствах

От 1 января 1864 года

Реформа местного самоуправления - student2.ru

Судебная реформа

Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной и наиболее демократичной. Она устраняла сословный суд, устанавливала равенство всех перед законом и судом. Проводила принципы состязательности судебного процесса, выборности судей.

Нормативная база судебной реформы – утвержденные императором 20 ноября 1864 года Судебные уставы, состоящие из четырех законов:

1) Учреждения судебных установлений;

2) Устав уголовного судопроизводства;

3) Устав гражданского судопроизводства;

4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Структура судебных учреждений, созданных реформой 1864 г. раскрывается в схемах 23 и 24.

Источником для анализа деятельности общих судебных органов служит II раздел “Учреждения судебных установлений”.

Юрисдикция местных и общих судебных органов, подсудность гражданских и уголовных дел местными и общими судами определяется по “Уставу уголовного судопроизводства”, там же определяется порядок обжалования судебных приговоров.

В уголовном судопроизводстве в общих судах было три стадии: предварительное следствие, судебное разбирательство и исполнение приговора. Юридические действия, разграничивающие их объем четко определены законом. Важнейшую, на наш взгляд, проблему на стадии судебного следствия составляли взаимоотношения судей и коллегии присяжных заседателей.

Теория свободной оценки доказательств заменила с 1864 г. в системе правосудия России теорию формальных доказательств.

Новая теория основывалась на положении, что задача суда состоит в поиске объективной истины. Отсюда его решения должны опираться на истинные факты, для чего необходим всесторонний анализ всех имеющихся доказательств без какого-либо вмешательства извне. Мерилом достоверности фактов объявлялось лишь внутреннее убеждение судей.

Схема 23. Система общих судов по судебной реформе 1864 года

Реформа местного самоуправления - student2.ru

Схема 24. Прокуратура по судебной реформе 1864 г.

Реформа местного самоуправления - student2.ru

Военная реформа

В любом обществе армия всегда была орудием государства, направленным на разрешение задач внутренней и внешней политики. Не была исключением в этом отношении и русская армия. Ее состояние накануне реформ было критическим. В ходе реформы были созданы местные органы военного министерства – военные округа; проведена военно–судебная реформа 1867 года и принят Устав о воинской повинности 1874 года, вводивший в стране всеобщую воинскую повинность и установивший систему комплектования русской армии.

Военные реформы 1860–1870-х гг. не обеспечили создание прочных основ обороноспособности Российского государства, и Россия потерпела поражение в русско–японской, первой мировой и гражданских войнах. Причины этого те же, что и в предшествующий период – непрофессионализм, рекрутский, принудительно–репрессивный принцип комплектования армии.

Наши рекомендации