Конспект лекций по истории государства и права отечества

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ОТЕЧЕСТВА

Содержание

Тема 1. Предмет, метод и периодизация истории отечественного государства и права. 3

Тема 2. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.) 4

Тема 3. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII – XIV вв.) 12

Тема 4. Образование Русского централизованного государства и развитие права (XIV – середина XVI вв.) 18

Тема 5. Сословно–представительная монархия в России (вторая половина XVI – вторая половина XVII вв.). 23

Тема 6. Образование и развитие абсолютной монархии в России (конец XVII–XVIII вв.). 32

Тема 7. Государство и право России в период разложения феодального строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.) 38

Тема 8. Государство и право России в период утверждения и развития капитализма (вторая половина XIX в.) 44

Тема 9. Государство и право России в период буржуазно-демократических революций начала XX в. 55

Тема 10. Создание Советского государства и права (октябрь 1917-1918 гг.) 62

Тема 11. Советское государство и право в период гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1920 гг.) 64

Тема 12. Советское государство и право в период НЭПа (1921-1929 гг.) 72

Тема 13. Советское государство и право в период становления и развития авторитарного режима (1930-1939 гг.) 80

Тема 14. Советское государство и право в период Второй мировой и Великой Отечественной войн (1939-1945 гг.) 84

Тема 15. Советское государство и право в период восстановления народного хозяйства в послевоенные годы (1945 - начало 50-х гг.) 87

Тема 16. Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - 60-е гг.) 88

Тема 17. Советское государство и право в условиях кризиса социализма (70-е - первая половина 80-х гг.) 91

Тема 18. Государство и право в период социалистического реформизма и распада СССР (1985-1991 гг.) 92

Тема 19. Государство и право Российской Федерации (1991г. – настоящее время) 96

Тема 2. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.)

Предпосылки возникновения государственности у восточных славян

Восточные славяне к началу нашей эры занимали земли между Западным Бугом, Карпатами, Верхней Волгой и Доном, низовьями Дуная и Днепра, Чудским и Ладожским озерами.

В середине первого тысячелетия нашей эры у восточных славян начинает углубляться общественное неравенство и на смену родовой приходит территориальная (соседская) община. Образуются племена во главе с сильными вождями, опиравшимися на военные дружины. Происходит разложение первобытнообщинного строя, возникновение частной собственности на землю. Появляются богатые люди, ведется торговля с другими землями.

Таким образом, у восточных славян в середине первого тысячелетия н. э. появляются первые государственные образования. Это были феодальные общества, к которым в силу ряда особенностей (развитие производительных сил, географическая среда, внешнее окружение) восточные славяне перешли, минуя рабовладельческий строй. Но при этом в восточнославянском обществе существовало рабство, которое носило патриархальный характер.

По свидетельству древних историков, у восточных славян в VI – VIII вв. складывается ряд политических союзов, а затем более зрелых образований – государств. Арабские историки сообщают о трех таких государствах – Куявии (Киевское княжество), Славии (Новгородское княжество) и Артании. Во второй половине I тысячелетия у восточных славян образуется феодальное общество и возникает государственность. Общие закономерности возникновения государства и права у восточных славян были такие же, как и у других народов (схемы 1, 2, 3).

Государственное развитие восточных славян привело к концу IX в. (882 г.) к образованию их единого государства – Древнерусского (Киевского) государства.

Схема 2. Структура социальной организации первобытного общества

конспект лекций по истории государства и права отечества - student2.ru

Тема 3. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII – XIV вв.)

Тема 4. Образование Русского централизованного государства и развитие права (XIV – середина XVI вв.)

Государственный строй

Раннефеодальная монархия постепенно трансформируется в более тесное политическое образование (схема 9).

Великий князь как глава государства был наделен широким кругом прав, обладал высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. Начиная с Ивана III, Великие князья стали именовать себя “государями всея Руси”.

К XV в. оформился такой орган, как Боярская дума. Это был постоянно действующий орган со стабильным составом, в который входили думные чины. Боярская дума не имела четко очерченной компетенции, но могла принимать решения по наиболее важным вопросам жизни государства.

Феодальные съезды по мере централизации государства начинают отмирать.

Сохранявшаяся дворцово–вотчинная система постепенно преобразуется. Возникают так называемые пути, обеспечивавшие специальные нужды князя (Сокольничий, Ловчий, Конюшенный и др.). Они выступали как административные и как судебные органы.

В конце XV в. начинается перерастание дворцово–вотчинной системы в приказную, что было показателем дальнейшей централизации Русского государства.

Местное управление состояло из наместников в уездах и волостелей в волостях. Судебная система была громоздкой и сложной (схема 10) и состояла из ряда инстанций: суд наместников (воевод), приказной суд, суд Боярской думы или Великого князя. Параллельно действовали церковные и вотчинные суды, сохранялась практика “смешанных” судов.

Велика была роль церкви в государственной организации. Противоречивым было ее отношение к проблеме централизации Русского государства. Среди церковных иерархов той поры были и горячие сторонники укрепления государственного единства Руси, и силы, оказывающие упорное сопротивление этому процессу.

В организационном отношении Церковь представляла собой сложную систему. Во главе ее стоял митрополит. В 1448 г. русская Православная церковь стала автокефальной – самостоятельно по отношению к вселенскому патриарху, сидевшему в Византии. Вся территория подразделялась на возглавляемые епископами епархии. До XV в. русские митрополиты назначались константинопольским патриархом. Теперь они стали избираться собором русских епископов сначала по согласованию со светской властью, а потом и по прямому указанию московских великих князей.

Общественный строй

Период сословно-представительной монархии характеризуется сдвигами во внутриклассовых и особенно в межклассовых отношениях. Наиболее важное событие в этой области - полное закрепощение крестьян.

Вместе с сельским хозяйством развиваются ремесло и торговля. В XVII в. появляются мануфактуры, основанные преимущественно на крепостном труде. В недрах феодализма зарождаются первые ростки буржуазных отношений. В том же веке начинает складываться единый всероссийский рынок.

Рассматривая развитие общественного строя в период утверждения сословно–представительной монархии необходимо иметь в виду три обстоятельства.

1. Наиболее крупным феодалом в стране, как и в предыдущий период, был монарх. Большую роль в усилении его экономической мощи сыграла опричнина. Ее результатом явилось то, что царь получил наиболее удобные земли, которые он использовал в качестве поместного земельного фонда, что дало ему возможность привлекать на свою сторону дворянство, заинтересованное в централизации государства и усилении власти царя. В руках монарха в это время сосредоточились и другие богатства.

Класс феодалов, как и прежде, был неоднороден. К наиболее крупным феодалам относилась боярско-княжеская аристократия. Она состояла из двух основных групп. Первую составляли бывшие удельные князья, потерявшие свои прежние политические привилегии, но сохранившие до введения опричнины прежнее экономическое значение; затем они слились с основной массой боярства. Во вторую группу феодальной верхушки входили крупные и средние бояре. Бывшие удельные князья последовательно выступали против централизации. Опричнина, собственно, и была направлена против них. В дальнейшем намечается и получает развитие тенденции к усилению консолидации класса феодалов. Хотя в целом сохраняется его неоднородность, остаются крупные феодалы–вотчинники, растет численность дворянства – мелких и средних феодалов, но под давлением последних происходит сближение двух форм феодальной собственности – вотчины и поместья. Соборное уложение 1649 г. уже разрешало обменивать поместье на вотчину, что по сути дела означает их уравнивание в правовом отношении, а значит сближение вотчинников и помещиков.

2. Происходит полное закрепощение крестьян (схема 12). Этот процесс стал интенсивно развиваться во второй половине XVI в., когда из–за усилившейся эксплуатации началось массовое бегство крестьян со своих мест. Способом борьбы с этим стало закрепощение крестьян. В 1580 г. издается указ о “заповедных летах”, который запретил переход крестьян в Юрьев день до особого распоряжения царя. Однако такое распоряжение никогда издано не было.

В 1581 г. началась всеобщая перепись крестьян, продолжавшаяся до 1592 г. Она стала юридическим основанием “крепости” крестьян к месту их приписки. Поскольку срок розыска беглых крестьян был не урегулирован, в 1597 г. вводятся “урочные годы”, устанавливающие пятилетний срок розыска беглых крестьян. Затем “урочные годы” были продлены до 15 лет. Соборное Уложение 1649 г. отменило “урочные годы”, разрешив искать беглых крестьян бессрочно.

Тем самым по существу происходило юридическое оформление крепостного права, сохранившееся в России до 1861 г.

Правовое положение холопов не изменилось. Близкой к холопам стала такая категория зависимых людей, как кабальные люди. В эту категорию попадали главным образом свободные крестьяне, оказавшиеся по тем или иным причинам в затруднительном материальном положении. Кабальное состояние человека оформлялось особым договором.

Государственный строй

Сословно–представительная монархия имеет следующие черты:

1) власть монарха ограничена органами сословного представительства в центре и на местах; в центре – Земские соборы, на местах – органы губного и земского самоуправления;

2) эти органы отражают роль той социально–политической силы, на которую опирается царская власть – дворянство и верхи городского населения; при их поддержке царская власть боролась с дворянским сепаратизмом, препятствовавшим централизации государства;

3) сословно–представительная монархия представляет собой более высокую ступень централизации государственного аппарата, чем реннефеодальная монархия.

Царь создает сильный бюрократический аппарат и постоянное войско. Во второй половине XVII в. сословно–представительная монархия постепенно перерастает в абсолютную монархию.

Носителем высшей власти по–прежнему остается царь (схема 13), сохраняется Боярская дума, слагавшаяся из 4–х думных чинов – бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Постепенно из общей думы выделяется “ближняя”, “комнатная” дума, узкое совещание царя с наиболее приближенными, доверенными лицами.

Тема 6. Образование и развитие абсолютной монархии в России (конец XVII–XVIII вв.).

Общественный строй

Завершился начавшийся ранее процесс консолидации класса феодалов. Указ Петра I от 23 марта 1714 г. “О порядке наследования движимых и недвижимых имущества” окончательно ликвидировал различие между поместьем и вотчиной. Впредь они должны были именоваться недвижимым имуществом.

Следующим шагом в этом направлении было юридическое оформление сословного деления населения. Из прежних служилых и тяглых разрядов было образовано четыре сословия:

1) шляхетство (дворянство);

2) духовенство;

3) мещанство;

4) крестьянство.

Самым привилегированным сословием являлось дворянство (исключительное право собственности на землю, право иметь крепостных крестьян, освобождение от налогов, рекрутской повинности, преимущественное право занимать государственные должности и т.д.).

Привилегированным сословием являлось и духовенство.

Мещанство – городское население, сначала делилось на две категории – регулярных и нерегулярных. Затем по Жалованной грамоте 1785 г. оно стало делиться на 6 разрядов:

1) домовладельцы;

2) купцы 3–х гильдий;

3) цеховые ремесленники;

4) все иногородние и иностранцы;

5) именитые граждане (в том числе ученые);

6) посадские, те, кто не вошел в предыдущие пять разрядов.

Основное сословное право мещан – исключительное право на торговлю и ремесло, а также право на самоуправление. Мещане обязаны были жить в городах и платить подушную подать, выполнять другие повинности.

Основную массу населения составляли крестьяне. Они делились на государственных и частновладельческих. Государственные крестьяне платили подушную подать, а также особую плату (40 коп.) вместо оброка, который платили крепостные крестьяне помещика.

Крепостные крестьяне также платили подушную подать и выполняли барщину и оброк помещикам. На них ложилась и рекрутская повинность.

Указом 1719 г. подать распространялась на холопов. Это означало, что различие между крестьянами и холопами окончательно стерлось.

В XVIII в. сложилась группа посессионных крестьян. Они приписывались к мануфактурам. Их нельзя было продавать отдельно от мануфактур.

Государственный строй

Петр I провел радикальные реформы государственного строя. Они были подчинены задаче обеспечения неограниченной власти царя (с 1721 г. императора).

Вместо упраздненной Боярской думы создается Сенат, наделенный законодательными правами. При Сенате с контрольными функциями находится генерал–прокурор.

Приказы уступили место коллегиям, число которых равнялось 12. Среди них была Духовная коллегия – Святейший Синод – заменившая патриарха и подчинившая православную церковь государству.

Возрос удельный вес карательных органов – Преображенского приказа, Канцелярии тайных розыскных дел. Была создана регулярная полиция.

В стране было введено новое административно–территориальное деление – губернии и уезды.

В результате проведения военной реформы создана национальная регулярная армия, формировавшаяся на основе регулярных рекрутских наборов.

Была произведена первая попытка отделения суда от администрации (надворные и нижние суды). В 1775 г. вводятся сословные (для каждого сословия отдельно) суды.

Социальная структура

Дворяне, как и прежде, оставались наиболее привилегированной частью общества. Правительство стремится сохранить замкнутость дворянского сословия. Доступ в дворянство затрудняется. Теперь, чтобы получить звание потомственного дворянина путем выслуги, нужно дослужиться до четвертого класса, т. е. генеральского чина (раньше до VII чина).

Вместе с тем на социальной структуре российского общества не мог не отразится факт развития рыночных отношений. Вводятся новые категории городских жителей:

1) почетные граждане (потомственные и личные);

2) купцы двух гильдий;

3) цеховые;

4) мещане;

5) рабочие люди.

Отражением развития рыночных отношений стало принятие двух указов: «О вольных хлебопашцах» (1803 г.) и «Об обязанных крестьянах» (1842 г.). Первый предоставлял помещикам право отпускать крепостных крестьян за выкуп. Второй давал помещикам право прекратить личную зависимость крестьян. Оба указа не оказали существенного воздействия на общее положение крепостных крестьян.

Классовое и сословное деление российского общества дополнялось этническим делением. Россия стала еще более многонациональной за счет присоединения в рассматриваемый период Финляндии, Азербайджана, Грузии, Казахстана, части Польши и т. д.

Государственный строй

Абсолютизм в этот период достигает своего апогея. Все власть сосредоточена в руках одного лица – императора всероссийского. Наиболее ярко абсолютистский порядок устройства высших органов управления отражала собственная его императорского величества канцелярия.

В начале XIX в. была предпринята попытка осуществления реформ государственного управления. Известный государственный деятель М.М.Сперанский разработал проект государственных преобразований умеренного характера. Однако реакционное дворянство решительно выступило против этого и не позволило их провести.

Произведенные изменения в системе государственного управления привели к дальнейшему усилению бюрократически централизованного аппарата. Были созданы: Государственный совет в качестве законосовещательного органа при императоре (1810 г.), Комитет Министров – высшее административное учреждение, где император совещался с наиболее доверенными высшими чиновниками по вопросам управления государства.

Вместо упраздненных коллегий были образованы министерства как центральные отраслевые управления.

Важную роль в государстве играла Собственная его императорского величества канцелярия, делившаяся на несколько отделений. Наибольшую известность получило Третье отделение, ставшее органом политического сыска. В распоряжении Третьего отделения находился Корпус жандармов, разветвленный аппарат политической полиции.

Местное управление не претерпело в названный период никаких существенных изменений, кроме управления инонациональными территориями. Существовали районы, имевшие особый правовой статус (Польша, Финляндия), но господствовала тенденция к упрощению управления этими территориями, обусловленная политикой царизма, направленной на укрепление централизации, единообразия и, в определенной степени, на русификацию национальных окраин. Характеризуя деятельность карательных органов царизма, важно отметить усиление их влияния, особенно во второй четверти XIX века: армии, полиции и судебной системы.

Предпосылки реформ

По форме правления Россия до начала XX в. продолжала оставаться абсолютной монархией. Но в системе организации государственной власти произошли изменения либерального характера, открывшие возможность ненасильственного перехода к демократическому индустриальному обществу. Это отмена крепостного права, судебная, земская и городская реформы.

Середина XIX века характеризуется дальнейшим углублением кризиса феодально–крепостнической системы. В экономической области – промышленный переворот, широкое внедрение машинного производства, строительство железных дорог, пароходов в речном транспорте.

Все это требовало все более широкого использования наемной рабочей силы. Крепостное право серьезно мешало этому процессу. Тормозило оно и развитие сельского хозяйства, которое снижало свою продуктивность. Экономическая отсталость России особенно наглядно проявилась в Крымской войне, в которой Россия потерпела поражение.

Экономические причины дополнялись социально–политическими: в стране неуклонно возрастала социальная напряженность.

В результате царское правительство осознало необходимость проведения коренных реформ.

Крестьянская реформа

В январе 1857 г. созданием Секретного комитета по крестьянскому делу началась разработка крестьянской реформы. В этот процесс включились различные слои общества. Либералы стояли на почве проведения реформы, которая бы учитывала интересы помещиков и крестьян. Революционеры были за радикальные меры.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и утвердил “Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Состав нормативных актов о крестьянской реформе довольно обширен – насчитывалось 17 положений и особых правил. Но из них именно Манифест и “Общее положение” являются главными. Реформа решала два вопроса: о личности крестьянина и вопрос о земле.

Крестьяне становились лично свободными. Они наделялись землей за выкуп при сохранении помещичьей собственности на землю. В течение определенного времени крестьяне оставались временнообязанными, продолжая выполнять повинности в пользу помещиков. Освободив крестьян от личной зависимости от помещиков, правительство отнюдь не сделало их полноправными гражданами государства, в котором они вместе с помещиками продолжали жить. Реформа перевела их из разряда крепостных крестьян в разряд так называемых податных сословий. Государство облагало крестьян прямыми налогами не на имущество, а на их личный труд, что предполагало сохранение круговой поруки, ограничение свободы передвижения при помощи особой паспортной системы и выполнение органами крестьянского самоуправления ряда полицейско–охранных функций (схема 21).

Схема 21. Органы крестьянского самоуправления (по реформе 1861 года)

конспект лекций по истории государства и права отечества - student2.ru

Порядок наделения крестьян землей в рассматриваемых документах определен в самом общем виде. В частности, в “Положениях” этому вопросу посвящены 3–6-я статьи введения. Земля условно делилась на три зоны – нечерноземная, черноземная и степная. Размеры надела варьировались от 1 до 12 десятин на душу в зависимости от местных условий, что давало возможность помещикам манипулировать земельными площадями, что, в конце концов, обернулось малоземельем для крестьянства.

Основные аспекты выкупной операции – определение суммы выкупа за усадебную оседлость, порядок проведения выкупных платежей и степень участия в них правительства – изложены в “Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости”. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал в качестве компенсации за потерю крепостной рабочей силы. То есть базой проведения выкупных платежей служил не капиталистический, а феодальный принцип.

Тем не менее, освобождение крестьян заметно изменило все основы государственного и общественного быта. В центральных и южных районах Российского государства сформировался новый многомиллионный класс – крестьян–собственников. В связи с этим необходимо было создавать новую местную администрацию и суд. Крестьянская реформа, таким образом, неизбежно вела к другим крупным преобразованиям во многих сферах российского общества.

От 1 января 1864 года

конспект лекций по истории государства и права отечества - student2.ru

Судебная реформа

Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной и наиболее демократичной. Она устраняла сословный суд, устанавливала равенство всех перед законом и судом. Проводила принципы состязательности судебного процесса, выборности судей.

Нормативная база судебной реформы – утвержденные императором 20 ноября 1864 года Судебные уставы, состоящие из четырех законов:

1) Учреждения судебных установлений;

2) Устав уголовного судопроизводства;

3) Устав гражданского судопроизводства;

4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Структура судебных учреждений, созданных реформой 1864 г. раскрывается в схемах 23 и 24.

Источником для анализа деятельности общих судебных органов служит II раздел “Учреждения судебных установлений”.

Юрисдикция местных и общих судебных органов, подсудность гражданских и уголовных дел местными и общими судами определяется по “Уставу уголовного судопроизводства”, там же определяется порядок обжалования судебных приговоров.

В уголовном судопроизводстве в общих судах было три стадии: предварительное следствие, судебное разбирательство и исполнение приговора. Юридические действия, разграничивающие их объем четко определены законом. Важнейшую, на наш взгляд, проблему на стадии судебного следствия составляли взаимоотношения судей и коллегии присяжных заседателей.

Теория свободной оценки доказательств заменила с 1864 г. в системе правосудия России теорию формальных доказательств.

Новая теория основывалась на положении, что задача суда состоит в поиске объективной истины. Отсюда его решения должны опираться на истинные факты, для чего необходим всесторонний анализ всех имеющихся доказательств без какого-либо вмешательства извне. Мерилом достоверности фактов объявлялось лишь внутреннее убеждение судей.

Военная реформа

В любом обществе армия всегда была орудием государства, направленным на разрешение задач внутренней и внешней политики. Не была исключением в этом отношении и русская армия. Ее состояние накануне реформ было критическим. В ходе реформы были созданы местные органы военного министерства – военные округа; проведена военно–судебная реформа 1867 года и принят Устав о воинской повинности 1874 года, вводивший в стране всеобщую воинскую повинность и установивший систему комплектования русской армии.

Военные реформы 1860–1870-х гг. не обеспечили создание прочных основ обороноспособности Российского государства, и Россия потерпела поражение в русско–японской, первой мировой и гражданских войнах. Причины этого те же, что и в предшествующий период – непрофессионализм, рекрутский, принудительно–репрессивный принцип комплектования армии.

Контрреформы 80–90-х годов

1 марта 1881 года народовольцами–террористами был убит царь–реформатор Александр II, который собирался продолжить либеральные реформы. После этого новый царь Александр III стал на путь контрреформ. Был издан ряд актов, усиливавших власть МВД и полиции.

Первым мероприятием по осуществлению нового курса стало принятие Положения об усиленной и чрезвычайной охране (1881 г.). В дополнение к нему в 1892 г. принимается закон о военном положении, регламентировавший полномочия военных властей в прифронтовой полосе в условиях войны. Однако этот закон предусматривал возможность объявления военного положения и в мирное время в случае массовых беспорядков. Власть в местностях, объявленных на военном положении, передавалась военному командованию, и на гражданских лиц распространялась юрисдикция военно-полевых судов.

В отношении крестьянства наряду с прекращением временно-обязанного состояния, некоторым снижением выкупных платежей, заменой подушной подати поземельным налогом и отменой соляного налога проводилась линия на усиление патриархальных начал в крестьянской семье. Закон 1886 г. устанавливал, что для семейного раздела (выделения взрослых детей) требовалось согласие, главы семьи и решение сельского схода, принятое квалифицированным большинством в две трети голосов.

Следующим шагом явилось учреждение в 1889 г. института земских участковых начальников. Каждый уезд делился на участки, в которые назначались участковые земские начальники из местных потомственных дворян, имевшие в данном уезде земельные владения.

В 1889 г. с введением института земских начальников правительство отчасти восстанавливало помещичью власть над крестьянами.

Земская контрреформа 1890 г. и городская контрреформа 1892 г. повышали имущественный ценз и приводили к господству дворян и крупной буржуазии в этих органах.

В судебной области произошла ликвидация мировых судов во многих уездах, сужается компетентность суда присяжных.

Тенденции развития права

На основе материалов кодификаций, проведенных в дореформенный период, были изданы второе и третье Полное собрание законов. В него вошла значительная часть нового пореформенного законодательства. Такие же новеллы включались в Свод законов.

В ограниченном виде применялись нормы обычного права: в крестьянских волостных судах, в некоторых областях торгово-промышленной деятельности. С 1863 г. издается периодическое Собрание указаний и распоряжений правительства, издаваемое под контролем Сената. В него входили уставы акционерных обществ, кредитных обществ, постановления министров и сенатская практика.

Правовое регулирование экономики осуществлялось набором правовых норм из различных отраслей права. В пореформенный период в России происходил быстрый рост различных организационно-правовых форм экономической деятельности. В 1870 г. в Петербурге состоялся торгово-промышленный съезде участием представителей правительства.

В праве окончательно сформировалось понятие юридического лица. Вначале оно применялось к государству, монастырям, учебным заведениям. Развитие товарно-денежных отношений выдвинуло на первый план купеческие, промышленные организации, товарищества, акционерные общества. Правоспособность юридических лиц определялась в соответствии с целями их деятельности: соответствие мог устанавливать Сенат, предписывающий санкции против нарушителей.

Закон разделял все юридические лица на публичные, частные, соединения лиц, учреждения.

Вещи по закону делились на движимые и недвижимые, родовые и благоприобретенные. Особую группу недвижимостей составляли заповедные и майоратные земли. Заповедные земли могли принадлежать только потомственным дворянам и иметь соответствующие размеры; они не отчуждались ни в какой форме, не облагались налогами, на них не распространялись сроки давности, они не могли дробиться; с 1899 г. появилась новая категория недвижимости - временнозаповедные земли.

Закон давал определение собственности: "Власть, установленная гражданскими законами, исключительная и независимая от лиц посторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечной постоянно". Право собственности защищалось исковой давностью, срок которой устанавливался в десять лет.

Практика также знала ряд ограничений, налагаемых на право собственности. Прежде всего, это были сервитуты. В 1895 г. крестьянском обществам было запрещено отдавать свои надельные земли в залог частным лицам. Решением Сената 1895 г. было определено, что усадебная оседлость является не личной, а мирской собственностью. При отсутствии завещания супруги получали седьмую долю, сестры при братьях - четырнадцатую часть недвижимого и восьмую часть движимого имущества. Усыновленные наследователи получали только благоприобретенное имущество, незаконнорожденные вовсе устранялись от наследства. Ближайшие родственники устраняли от наследства последующих, нисходящие - боковых, первые нисходящие (дети) - вторых (внуков)

Имущество крестьянского двора могли наследовать только члены семьи, а надельную землю - лица, приписанные к сельскому обществу. К наследованию в крестьянских семьях допускались посторонние лица, ставшие членами крестьянского двора: усыновленные, приемыши и незаконнорожденные дети. Раздел крестьянского двора мог производиться только с согласия большинства сельского общества. В 1886 г. законодатель существенно ограничил разделы крестьянских хозяйств.

Церковь осуждала смешанные браки и браки, заключенные без согласия родителей (по жалобе родителей непослушных детей можно было подвергнуть тюремному заключению, лишению наследства).

В 1870 г. принимается положение об акционерных компаниях, о страховании, личном найме (правила, регулирующие этот договор, были разбросаны по разным актам), доверенности или поручительстве. Обеспечение обязательств осуществлялось посредством задатка, залога, неустойки, поручительства. Специфическими договорами, известными русскому праву, были договор запродажи и мировая сделка.

Договоры могли заключаться в разных формах: крепостным порядком, засвидетельствованием "у крепостных дел" или "у дел маклерских", домашним порядком.

Развитие "хозяйственного" права столкнулось с рядом анахронизмов: сохранялось трехлетнее право выкупа недвижимости, были изъяты из оборота (на них также не распространялось обложение по взысканиям) заповедные имения. Сохранялись майоратные имения (для западных губерний империи). Право разработки недр закреплялось за всей общиной, а не за отдельными лицами.

Формулируется понятие вечной собственности. Появляются новые виды договоров: комиссии, страхования, товарищества (новые виды его), издательский.

В 1861 г. принимается положение "О найме рабочих для казенных и общественных работ". В 1870-1874 гг. разрабатывается проект закона о найме рабочей силы, новых принципах трудового права. В ходе контрреформ (в 1886 г.) издается особое положение о найме на сельские работы, включавшее некоторые архаичные элементы: заключение договора по особой форме (договорные листы выдавались волостными правлениями), использование полиции для розыска самовольно ушедших рабочих. В 1882, 1886 и 1897 гг. издаются новые законы о фабричных рабочих; в 1886 г. для регулирования фабричных порядков создаются специальные губернские присутствия.

Быстро развивалось коммерческое законодательство. Издаются "Устав о промышленности заводской и фабричной" (регламентирующий деятельность казенных, частных и частных посессионных предприятий), новый "Ремесленный устав", типовые "Торговый устав" и "Биржевой устав", "Вексельный устав" и "Устав о торговой несостоятельности".

Система уголовного права пореформенного периода строилась на основе "Уложения о наказаниях уголовных и исправительных", новые редакции которого появились в 1857, 1866, 1885 гг. (в нем предусматривалось 180 видов наказаний и не менее 2 тысяч составов преступлений).

В 1865 г. делается попытка сочетать "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" с Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В редакции 1885 г. Уложение включает более широкий круг актов: законы об оскорблении государя (1882 г.), о взрывчатых веществах (1882 г.), об отмене работных домов (1884 г.), об изменении паспортного устава (1885 г.), о рабочих и сельскохозяйственных работниках (1886 г.). Однако противоречия, различие организующих принципов и боязнь теоретических обобщений сохранились в этой редакции. Кроме того, в нее проникает "принцип аналогии", дающий право суду дополнять закон в случаях пробелов в праве.

В течение двадцати лет разрабатывалось новое уголовное уложение (подготовленное лишь к 1903 г.), а источниками действующего права в тот же период были Уложение о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 г.), Военно-уголовный кодекс (1875 г.), Военно-морской устав (1886 г.).

Вплоть до 1903 г. применялись церковные наказания (покаяние, заточение в монастырь), оказавшие влияние на полицейский устав. Субъектом преступления до 1903 г. могли быть юридические лица, например, крестьянская община.

Закон различал следующие категории преступлений: тяжкие преступления (за которые могли быть назначены смертная казнь, каторга, поселение); преступления (за которые могли назначаться заключение в крепость, тюрьму, исправительный дом); проступки (за которые назначались арест, штраф). Закон предусматривал случаи, когда ответственность за убийство и иные преступления исключались: когда совершивший деяние действовал во исполнение закона или приказа, с дозволения власти или осуществляя профессиональные обязанности, в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны.

Закон разделял умысел на предумышленный и внезапный, умышленные преступления - на совершенные хладнокровно или в состоянии аффекта. Практика Сената часто руководствовалась принципом объективного вменения: достаточно было факта преступления, хотя вина отсутствовала, для применения наказания. По Своду законов наказывалось неосторожная вина (на основании особых постановлений или по усмотрению суда при наличии особых обстоятельств).

В "Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями" предусматривались наказания за неосторожные проступки и преступления, совершаемые по небрежности. В проекте Уложения преступная неосторожность не наказывалась, а неосторожные проступки наказывались только в случаях, предусмотренных законом. Уложение предусматривало три типа неосторожности: тяжелая, средняя, легкая.

Предусматривалось наказание за голый умысе

Наши рекомендации