Налоговый паспорт предприятия
Решением проблемы информационной недостаточности при оценке налогового потенциала как на уровне территории, так и субъекта хозяйствования может служить система налоговых паспортов предприятий.
Целесообразным представляется включение в систему документооборота налогового планирования предприятия документарного источника, содержащего основные показатели результативности мероприятий по налоговому планированию, своеобразного справочника, позволяющего обеспечить контроль за своевременностью и правильностью расчетов, составления первичной документации, : ведения бухгалтерских регистров, исполнения налоговых обязательств, а также мониторинг и прогноз эффективности налогового планирования. Прообразом такого документа может служить налоговый паспорт предприятия.
Существующий налоговый паспорт предприятия представляет собой совокупность показателей, приведенных в табличной форме. Заметим, что эта форма не унифицирована, показатели, система оценки и отчетный период значительно варьируются в различных регионах.
Однако современная форма налогового паспорта предприятия в полной мере не способна обеспечить решение задач внутреннего налогового администрирования по ряду причин:1) инициатива введения этого документа в систему докумёнтооборота предприятия принадлежит налоговым органам в рамках проведения паспортизации регионов с целью выявления налогового потенциала территорий. Таким образом, данный документ составлен с учетом задач, решаемых в рамках внешнего налогового администрирования;
2) налоговый паспорт предприятий на данном этапе реформы налоговой системы рассматривается как одноразовый информационный ресурс выявления налогового потенциала территории, несмотря на попытки администраций ряда регионов законодательно закрепить данную форму отчетности на регулярной основе.
Таким образом, явно прослеживается все еще существующее противоречие принципов работы налоговых служб и целей деятельности предприятий, что подтверждает необходимость реформирования налоговой системы России в направлении налогового администрирования.
В настоящее время актуальным представляется введение налогового паспорта предприятия, который позволит сгладить существующие противоречия между внешним и внутренним налоговым администрированием.
В целях проведения мониторинга и прогноза эффективности налогового планирования с точки зрения внутреннего налогового администрирования, мониторинга и оценки реального налогового потенциала предприятия с позиции внешнего налогового администрирования может быть предложена унифицированная форма налогового паспорта предприятия.
Поскольку целесообразность использования показателей, включенных в соответствующие разделы налогового паспорта территории, уже в достаточной степени апробирована, следует максимально приблизить позиции налогового паспорта предприятия к форме паспорта региона.
Налоговый паспорт региона состоит из семи разделов:
1) общая характеристика региона;
2) основные показатели, используемые для расчета налоговой базы;
3) выпадающие доходы;
4) финансово-кредитные учреждения;
5) структура поступлений налогов и сборов по отраслям экономики;
6) задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему;
основные показатели налоговой нагрузки
Таким образом, в налоговый паспорт предприятия целесообразно включить следующие разделы,
1. Общая характеристика предприятия.
2. Основные социально-экономические показатели организации;
3. Сведения о счетах в банках и иных кредитных учреждениях.
4. Показатели организации, используемые для расчета налогов
и сборов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.
5. Выпадающие доходы.
6. Данные о проверках налогоплательщика.
7. Задолженность по начогам и сборам в бюджетную систему РФ.
8. Эффективность налогового плакирования,
Раздел «Общая характеристика предприятия», кроме тривиальных параметров, таких как реквизиты, данные о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность, составе Совета директоров, учредителей и т.п., может включать позиции, характеризующие особенности налогообложения головного предприятия и структурных подразделений (филиалов, представительств и пр.), данные, касающиеся территориальной юрисдикции предприятия и прочее, т.е. группировать показатели, формирующиеся под влиянием внешних факторов оптимизации налогового планирования.
Раздел «Основные социально-экономические показатели организации» может содержать совокупность показателей в соответствии с формами статистической отчетности и отражать кадровый потенциал предприятия, структуру собственного капитала, ей- i дов деятельности предприятия, характер внешнеэкономической деятельности хозяйствующего субъекта, его торгово-финансовые связи.
Сведения о счетах в банках и иных кредитных учреждениях предлагается сгруппировать в отдельный раздел, принимая во внимание масштабы злоупотреблений ггри уплате налогов и сборов в финансово-кредитных организациях. Выделение этих сведений позволит территориальным службам Министерства финансов РФ отслеживать пути перемещения денежных средств предприятия.
Показатели организации, используемые для расчета налогов и сборов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, выпадающие доходы, данные о проверках налогоплательщика, задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ необходимы для определения прогнозных оценок налоговых платежей в зависимости от стоимостных показателей. Значения этих показателей предлагается рассчитывать, например, от реального объема произведенной продукции, которые будут очищены от влияния факторов цен, т.е. с учетом инфляции.
В разделе «Выпадающие доходы», кроме отсроченных (рассроченных) платежей, налоговых льгот и прочего, целесообразно отражать налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению и фактически возмещенный из федерального бюджета не только на расчетный счет, но и зачтенный в уплату других долгов. Таким образом, разделы 2-7 группируют показатели, сформированные под влиянием внутренних факторов налогового планирования. Сведения, представленные в данных разделах налогового паспорта предприятия, позволят сформировать позитивную налоговую историю организации, которая в сочетании с применением легитимных способов налоговой оптимизации позволит хозяйствующему субъекту повысить свой рейтинг в области межбюджетных отношений и положительно отразится на инвестиционном потенциале. Руководство получит необходимую информацию о положении предприятия в области-налогообложения и совокупных налоговых издержках.
Контрольные вопросы к теме 3
1.Какова взаимосвязь между управлением на предприятии и на логовым планированием?
2.Каковы составные части налогового планирования на предприятии?
3.Какова классификация решений по налоговому планированию на уровне предприятия?
4.Кто заинтересован а информации о деятельности предприятия в области налогового планирования?
5.Дайте классификацию пользователей информации по налоговому планированию.
6.Какова структура информационной базы системы принятия решений по налоговому планированию?
7.Какова структура налогового плана предприятия?
8.Дайте определение налогового плана на предприятии.
9.Как построить систему налогового планирования на предприятии?
10. Какова оптимальная организационная структура налогового планирования?
11. Что представляет собой документооборот налогового планирования?
12. Какова концептуальная двухуровневая модель реализации репрезентативной налоговой системы?
13.Какова концептуальная трехуровневая модель реализации репрезентативной налоговой системы?
14.Что включает в себя статистическое прогнозирование налогового потенциала?
15.Дайте определение налогового потенциала.
16.Дайте определение репрезентативной налоговой системы,
17 Дайте определение налогового паспорта предприятия.
18 Из каких разделов состоит налоговый паспорт региона?
Тема 4 МЕЖДУНАРОДНОЕ КОРПОРАТИВНОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4.1. Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов в условиях глобализации экономики
В экономической литературе под глобализацией понимается, в частности:
· процесс сближения потребительских предпочтений и универсализация ассортимента предлагаемой продукции по всему миру, в ходе которого всемирные продукты вытесняют местные;
· новая капиталистическая экономика, имеющая следующие основные характеристики: информация, знания и информационные технологии являются главными источниками роста производительности и конкурентоспособности, эта новая экономика организуется преимущественно через сетевую структуру менеджмента, производства и распределения, а не отдельных фирм, и она является глобальной.
Таким образом, классификацию видов глобализации мировой экономики в зависимости от охваченных ею сфер мирового хозяйства можно представить в виде следующей схемы (схема 14).
|
Налоговая глобализация в рамках общей системы глобализации мировой экономики, обладая всеми ее существенными признаками! тем не менее имеет и весьма специфические направления.
В условиях глобализации происходит определенная гармонизация налоговых систем и налоговой политики, наблюдается тенденцияуни-М фиксацииналоговых систем различных стран, включающая:
· унификацию косвенного налогообложения; унификацию прямого налогообложения, в т.ч. путем заключения различных многосторонних и двусторонних соглашений об устранении двойного налогообложения;
· гармонизацию основ налоговых систем путем принятия мирового налогового кодекса и различных аналогичных региональных документов, в частности по гармонизации налоговых законодательств государств участников Евразийского экономического сообщества;
· применение специального статуса европейской компании и Европейской экономической группировки;
· разработку системы налоговой классификации ОЭСР, Международным валютным фондом (МВФ) и по Системе национальных счетов (СНС);
· создание различных международных организаций, занимающихся вопросами налогообложения;
· совместную борьбу с отмыванием преступных доходов.
Кроме унификации прямого и косвенного налогообложения, происходит также гармонизация основ налоговых систем различных стран.
Таким образом, унификация различных элементов налогообложения выступает как эффективное средство обеспечения свободного движения капиталов и научно-технического сотрудничества. В условиях тотальной глобализации проблемы налогообложения каждой страны, а также проблемы государственного и корпоративного налогового планирования необходимо рассматривать во взаимосвязи с развитием общей налоговой политики мирового сообщества. Налоги представляют собой «глобальную налоговую паутину», опутывающую не только всю внутреннюю деятельность хозяйствующих субъектов, но и внешнеэкономическую.
В условиях значительного налогового бремени неотъемлемой частью глобального планирования деятельности и размещения активов и средств хозяйствующих субъектов становится налоговое планирование. Глобализация мировой экономики открывает более широкие возможности для использования организациями следующих направлений налогового планирования:
· устранение двойного налогообложения в результате применения положений соответствующих соглашений;
· заключение «соглашений о заранее согласованных ценах», т.е. механика трансфертного ценообразования;
· создание компаний в различных оффшорных юрисдикциях, которых насчитывается в мире порядка 600, включая зоны, центры и страны. На территории России также создано порядка 40 различных свободных экономических зон.
Таким образом, в условиях глобализации мировой экономики и ее составной части — финансовой глобализации, несмотря на наличие у данного процесса как позитивных, так и негативных сторон и даже опасностей, происходит значительное расширение горизонтов международного налогового планирования хозяйствующих субъектов, что позволяет им успешнее решать задачи повышения эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности.
Следует отметить, что при глобальном налоговом планировании не следует ориентироваться только на «налоговые гавани», т.к. компании с хорошо поставленным международным налоговым планированием имеют возможность применять пониженные налоговые ставки по сравнению с действующими в их стране, размещая свой бизнес в соответствующих юрисдикциях.
4.2. Тенденции международного налогового планирования и офшорный бизнес
Рассмотрим определения международного налогового планирования.
Международное налоговое планирование — это выбор между Различными вариантами и методами осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств'.
Международное налоговое планирование — допускаемое законодательством снижение глобального налогового бремени физических и юридических лиц с целью максимизации их совокупных доходов, возникающих во всех юрисдикциях внешнеэкономической деятельности2.
Международное налоговое планирование — создание схем и инструментов налогового планирования с целью снижения налоговых потерь при проведении международных инвестиционных и финансовых операций3.
Международное налоговое планирование как составная часть корпоративного налогового планирования — это процесс систематического использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансово-хозяйственного состояния организации при проведении различных международных операций в условиях ограниченности ресурсов4.
Результатом данного налогового планирования является совокупная налоговая экономия и максимизация совокупной чистой прибыли хозяйствующего субъекта, возникающие во всех юрисдикциях деятельности и регистрации в соответствии с принципом резидентства.
Задачами международного налогового планирования являются:
1) учет всех налогов, уплаченных во всех юрисдикциях активности, специфики различных элементов налогов (ставок, налоговой базы, предоставляемых льгот и т.д.);
2) изыскание наиболее рациональных способов оптимизации таких налогов (в т.ч. и на репатриацию доходов);
3) эффективное использование различных способов урегулирования международного двойного налогообложения;
4) максимизация глобального дохода хозяйствующего субъекта за счет снижения его совокупного налогового бремени государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т.д.), что создаем условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.
Такие зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных и научно-технических проблем.
Условно свободные экономические зоны могут быть разбиты на следующие виды:
· свободные торговые зоны, вольные порты, беспошлинные склады и т.д. — базируются на смягчении таможенных пошлин;
· экспортные промышленные зоны — базируются на применении льготного таможенного и налогового режима, в т.ч. и для иностранного капитала;
· банковские и страховые зоны — основаны на льготном режиме осуществления этих операций;
· технологические зоны (технополисы) — обеспечивают на основе применения льгот разработку и внедрение современной технологий;
· комплексные зоны (свободные города, особые зоны) — ставят перед собой широкие задачи и используют элементы разных видов зон.
Отличительной особенностью свободных экономических зон можег быть, например, изолированность от остальной территории страны (въезд через пропускные, а провоз товаров — через таможенные пункты).
Также можно предложить другую классификацию по принципов территориальности на международные и внутренние.
Теперь целесообразно рассмотреть оффшорные зоны и сопутствующие им понятия.
Оффшорная компания — иностранная компания, зарегистрированная в оффшорном центре.
Оффшор (от англ, off-shore — вне берега) — финансовые центры оффшорного бизнеса (режима), привлекающие иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и других льгот, уменьшая или полностью исключая налогообложение доходов иностранных компаний, зарегистрированных в стране расположения центра.
ффшорная зона — зона (территория, государство) с очень низким уровнем налогообложения, а иногда и безналоговая зона. Регистрация предприятий в этих зонах позволяет минимизировать налоговые платежи. К числу наиболее известных офшорных зон относятся Сингапур, Мальта, Кипр, Гибралтар, Макао, Панама, Багамские и Каймановы острова и др. Это одна из разновидностей свободных зон и относится к сервисным зонам.
Использование офшорных зон для регистрации предприятий позволяет расширить степень региональной диверсификации их деятельности до международной. При осуществлении международной диверсификации деятельности выбор конкретной офшорной зоны зависит от специализации и целей хозяйственной деятельности налогового режима в ней, уровня развития коммерческой инфраструктуры и других условий. Привлекательность открытия офшорных компаний и фирм состоит не только в возможности уменьшения налоговых платежей, но и в обеспечении визовой поддержки государством предприятий.
офшорные центры — государства, предоставляющие льготы в области финансово-кредитных операций с целью привлечения иностранных капиталов. Все операции производятся только в иностранной валюте.
Механизм международного финансового планирования состоит в создании оффшорных убежищ капитала, направлении капиталов и доходов по оптимальным налоговым маршрутам, использовании трансфертных цен во внутрифирменных внешнеторговых операциях.
Таким образом, в современных условиях международное налоговое планирование должно осуществляться в рамках действующей системы ограничений. Для этого формируются специальные «каналы» для международных переводов капиталов и доходов от них. Разрабатываются схемы валютного хеджирования зарубежных финансовых активов, организуется управление временно свободными остатками и резервами зарубежных фирм. Ресурсы концентрируются на счетах компаний и банков в максимально благоприятных с налоговой точки зрения и политически стабильных юрисдикциях. Механизм международного планирования финансовых операций интенсивно осваивается и российским бизнесом. В мировой деловой практике выработано большое количество корпоративных схем и организационных методов, обеспечивающих оптимальное проведение зарубежных операций.
В международном корпоративном планировании широко применяются оффшорные страховые компании различных типов. Оффшорный бизнес предоставляет возможность развивать как собственно страховую деятельность, так и проводить страховые операции в целях налогового и финансового планирования материнской компании. Международные страховые операции — перспективное направление развития российских страховых фирм. Внутрифирменную оффшорную страховую или перестраховочную компанию может открыть любое российское предприятие.
Сложность проблем международного налогового планирования обусловливает необходимость автоматизации их решения.