Налоговый потенциал на основе репрезентативной налоговой системы
Налоговое планирование на предприятии тесно связано с понятием налогового потенциала,поскольку этот показатель отражает налоговые возможности субъекта хозяйствования. С методической точки зрения эта категория отражает состав и структуру а финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы в рамках налогового законодательства, реализуемого в условиях реально функционирующей системы уплаты налогов предприятием за определенный интервал времени.
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос, касающийся анализа основных факторов, определяющих динамику налогового потенциала и поступлений налогов в бюджетную систему. Особое значение здесь имеет информационная база обеспечения своевременного и качественного налогового планирования. Соответственно, исключительно важна методика оценивания налогового потенциала в рамках налогового регулирования и администрирования. Решению этой проблемы на макро- и мезоуровне посвящены ряд исследований отечественных и зарубежных авторов. В целях проведения мониторинга и прогноза эффективности налогового планирования с точки зрения внутреннего налогового администрирования, мониторинга и достоверной оценки налогового потенциала предприятия с позиции внешнего налогового администрирования наибольший интерес, по нашему мнению, представляет оценка значения налогового потенциала на основе репрезентативной налоговой системы. Понятие и содержание репрезентативной налоговой системы определены в процессе работ экспертной комиссии СИТА по межбюджетным отношениям.
Суть репрезентативной налоговой системы в качестве меры налогового потенциала регионов заключается в расчете суммы бюджетных платежей, которые могут быть собраны в регионе при условии среднего уровня налоговых усилий и одинаковом составе налогов и ставки налогообложения во всех регионах.
Информационно-статистическая база данных репрезентативной налоговой системы включает и последовательно накапливает: отчетные данные финансовых и налоговых служб, органов статистики, других официальных источников муниципальных образований, данные финансово-аналитической службы предприятия, плановой службы предприятия, бухгалтерской службы предприятия (период пополнения информационной базы—I квартал); оценки параметров статистических динамических моделей, получаемые в результате решения задачи идентификации и периодического решения задач адаптации; оценки-значений репрезентативных налогооблагаемых баз; другие результаты, получаемые в процессе функционирования системы,
Схема № 12. Концептуальная двухуровневая модель реализации репрезентативной налоговой системы
Схема 13. Концептуальная трехуровневая модель реализации репрезентативной налоговой системы