Отношение государства к оптимизации налогообложения

«Легальное», или «законное», уклонение от уплаты налогов — весьма сложное явление, в котором находят свое отражение многие проблемы и противоречия современных рыночных экономических систем. Так, по некоторым оценкам, в России от 20 до 40% и более всех налоговых поступлений «теряется» из-за применения предпри­нимателями современных методов оптимизации налогов. Консуль­тирование предпринимателей и руководителей достаточно круп­ных компаний по вопросам легального уклонения от налогов превратилось в последние годы в процветающую самостоятельную отрасль бизнеса, охватывающую сотни мелких юридических фирм и тысячи частнопрактикующих экспертов из числа экономистов или юристов.

Налоговые органы отдельных стран время от времени предпринимают специальные расследования с целью оценить масштабы оптимизации налогообложения в отдельных отраслях экономики и сферах деятельности (по отдельным видам сделок и операций), выявить наиболее распространенные методы и приемы оптимиза­ции, а также определить грани уклонения от налогов и оптимиза­ции. При этом исследуются недостатки и просчеты в законода­тельстве, которые способствуют или делают возможным такие уклонения, разрабатываются конкретные меры борьбы и новые законодательные акты, пресекающие эту деятельность и развитие самого процесса. Основное внимание при этом уделяется таким трудно контролируемым группам налогоплательщиков, как пред­приниматели, лица свободных профессий и владельцы предприятий мелкого и среднего бизнеса, среди которых уклонение от упла­ты налогов получило наибольшее распространение и продолжает прогрессировать и которые не уделяют достаточного внимания разграничению налоговой оптимизации и уклонения от уплаты на­логов.

В Российской Федерации, как и в других странах, принимаются меры по предупреждению и упорядочению практики оптимизации налоговых платежей. Однако правовые нормы, содержащиеся в раз­личных- отраслях права, не скоординированные составляют единой системы, не согласованы между собой и нуждаются в совершен­ствовании. Необходимо чаще и четче формулировать государствен­ную позицию по некоторым вопросам оптимизации налогообложе­ния (как в случае с «проблемными банками»), доводить ее до налогоплательщиков.

Налоговая оптимизация—это использование пробелов в дейст­вующем законодательстве с целью уменьшения налоговых плате­жей. С нашей точки зрения, налоговое законодательство должно быть таким, чтобы максимально уравнивать возможности каждого налогоплательщика по использованию схем оптимизации налого­обложения. Небогатые фирмы обычно практически ничего не ми­нимизируют, т.к. на это у них нет денег. Оптимизировать же на свое усмотрение — занятие довольно опасное. Содержание специалиста в данной области или обращение в фирмы, оказывающие услуги по оптимизации, является достаточно дорогим удовольствием. Опти­мизация имеет смысл, когда затраты, произведенные на ее осуществ­ление, меньше, чем сэкономленные налоги и риск того, что налого­вые органы не примут позицию налогоплательщика. Поэтому и минимизируют налоговые платежи, как правило, фирмы со сред­ними и большими оборотами.

Следует отметить, что налоговая оптимизация ставит налого­плательщиков отчасти в неравные условия в конкурентной борьбе. Ведь небольшая фирма, производящая продукцию и не имеющая больших оборотов и средств для оптимизации, находится в менее выгодных и благоприятных условиях, чем ее более крупный конку­рент, производящий аналогичную продукцию и использующий схе­мы минимизации, соответственно, платящий меньшие налоги и за счет этого имеющий возможность реализовывать продукцию де­шевле.

Поэтому в интересах государства защитить мелкие фирмы, сделать все возможное для устранения возможностей для оптимизации, соответствующим образом прорабатывать налоговые законо­проекты. В то же время ч. 2 НК РФ дает налогоплательщикам не меньше возможностей для создания схем оптимизации, чем преж­нее налоговое законодательство.

Контрольные вопросы к теме 2

1. Дайте определение налогового планирования в интерпретации разных экономистов.

2. Какова структура налогового планирования?

3. Каковы пределы налогового планирования?

4. Существуют ли временные пределы налогового планирования?

5. Перечислите количественные и качественные пределы нало­гового планирования.

6. Каковы принципы налогового планирования?

7. Каковы стадии налогового планирования?

8. Каковы основные формы организации налогового планирования?

9. Каковы этапы и направления налогового планирования?

10. Дайте определение налоговой схеме.

11. Дайте более подробную характеристику двух этапов нало­гового планирования: разработки и планирования налоговых схем; подготовки и реализации налоговых схем.

12. Каков механизм построения налоговых схем?

13. В чем состоит специфика налогового планирования?

14. Как можно классифицировать налоговое планирование?

15. Каково отношение государства к оптимизации налогообло­жения?

Тема 3 МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1. Управление на предприятии и налоговое планирование

Целенаправленность и устойчивость функционирования социаль­но-экономической системы обеспечивается за счет формирования в ней некоторой системы управления, структурно состоящей из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляе­мой (объект управления).

Управление представляет собой процесс целенаправленного, систе­матического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую с помощью общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл.

Анализ означает проведение аналитических процедур как обя­зательного элемента управленческого процесса, предшествующего принятию решения. Наиболее качественное аналитическое обосно­вание — это обоснование, направленное на перспективу.

Планирование следует за анализом. По результатам аналити­ческих расчетов составляется план действий, в основу которого за­кладываются некоторые локальные цели. Эти цели могут быть ис­ключительно вариабельны с позиции как временного фактора, так и весомости возможных последствий.

Организация позволяет осуществлять реальное наполнение планов, их ресурсное обеспечение и использование. Данная функция исключи­тельно важна как подтверждение реальности и реализуемости планов. Учет означает ведение в систему управления специфической подсистемы организации фиксации результатов текущего использования плановых заданий. Как правило, это оперативный, бухгал­терский и статистический виды учета.

Контроль предполагает организацию системы отслеживания соответствия текущей ситуации плановым ориентирам.

Регулирование дополняет предыдущую функцию и предполага­ет наличие в управленческой структуре компании системы реаги­рования на зафиксированные отклонения (система обратной связи). В зависимости, от существенности отклонений, а также изменения внутренних и внешних факторов в рамках этой системы вносятся корректировки в плановые задания, ресурсное обеспечение, техно­логический процесс и др.

Результативность и эффективность действующего предприятия зависит от умения его руководителей задействовать весь спектр до­ступных ресурсов и факторов. Немаловажно и то обстоятельство, что успешность функционирования предприятия в целом в значи­тельной степени определяется разумностью его финансовой политики.

Налоговое планирование следует рассматривать как составной элемент бизнес-планирования организации. Его реализацию целе­сообразно проводить в комплексе с маркетинговым, производствен­ным, финансовым планированием.

Схема 5. Взаимосвязь функций управления

Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru

3.2. Составные части налогового планирования на предприятии

Решения в области налогового планирования на уровне пред­приятия способны принимать три основные группы лиц:

· собственники фирмы;

· управленческий персонал (топ-менеджеры);

· сторонние лица (тендеры, контрагенты, потенциальные акцио­неры) (схема 6).

Собственники фирмы принимают решения стратегического ха­рактера в отношении объема и структуры капитала, тем самым влияя на объекты налогового планирования — совокупность налогообла­гаемых баз предприятия.

Стратегические инвестиционные решения также выступают мощным фактором, влияющим на объем налоговых выплат, посколь­ку определяют, в какие сегменты рынка будут направлены сред­ства, расширение действующих мощностей, выход организации на новые рынки и др.

Схема №6 Фрагмент классификации решений по налоговому планированию на уровне предприятия

Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru

Безусловно, не все собственники фирмы в равной степени участ­вуют в принятии подобных решений, нередко не только их подго­товка, но и инициирование делается топ-менеджерами организации, однако формально принятие решений зависит от собственников.

Менеджеры организации.Формальной их задачей является при­нятие решений по текущему управлению финансами фирмы, т.е. обеспечение максимальной эффективности хозяйственной деятель­ности. В области налогового планирования — это решения, касаю­щиеся плановых мероприятий по оптимизации совокупности нало­гооблагаемых баз предприятия, а также текущему контролю правильности исчисления и своевременности налоговых выплат.

Сторонние лица. В эту группу входят потенциальные собствен­ники, лендеры, контрагенты, находящиеся в финансовых отноше­ниях с предприятием, или потенциальные контрагенты.

Несмотря на разнообразность решений, всех упомянутых выше лиц объединяет необходимость получения информации, которая обес­печила бы обоснованность и разумность принимаемых решений.

С другой стороны, предприятие должно предоставить соответ­ствующую информацию и тем, кто инвестировал (или собирается инвестировать) в него свои средства. Наряду с этим и в условиях рынка продолжает сохраняться необходимость отчета перед госу­дарством о правильности налоговых отчислений. Стороны, заинтересованные в информации о деятельности предприятия в области налогового планирования, можно услов­но разделить на две группы: внутренние и внешние пользователи (схема 7).

К внутренним пользователямотносятся собственники орга­низации и управленческий персонал (топ-менеджеры и руководи­тели среднего звена). Внешних пользователей информации по налоговому планиро­ванию можно подразделить на пользователей с прямыми, косвен­ными финансовыми интересами и без финансового интереса.

Сторонними пользователями информации налогового планирова­ния с прямыми финансовыми интересами выступают состоявшиеся или потенциальные инвесторы, поставщики и другие кредиторы. По ее данным делается вывод об инвестиционном потенциале предприятия. К сторонним пользователям информации по налоговому плани­рованию с косвенными финансовыми интересами относятся орга­ны Федеральной налоговой службы. Налоговые органы имеют пра­во получать не только отчетную информацию, но и другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности начисле­ния налогов. Учетная информация предоставляется по требованию контролирующих органов, а также аудиторам; осуществляющим но договору аудиторскую проверку.

К сторонним пользователям без финансового интереса отно­сятся органы статистики, аудиторы и юристы-консультанты.

Вместе с тем очевидно, что результативность и эффективность принятия решений по налоговому планированию на уровне хозяйст­вующего субъекта зависят от многих факторов, причем не только информационного характера. В их числе виды обеспечения дея­тельности субъекта в условиях рынка: правовое, информационное, нормативное, техническое, кадровое и т.п. Важным элементом этой системы, без сомнения, служит информационное обеспечение про­цесса принятия решений по налоговому планированию, под кото­рым следует понимать совокупность информационных ресурсов (информационную базу) и способов организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических и управленческих про­цедур налогового планирования в отношении субъекта.

Но, помимо вышеперечисленных факторов, важное значение для успешной постановки деятельности по планированию налогов име­ет наличие финансовых, материально-технических и интеллекту­альных ресурсов, которые формируются при составлении ежегод­ного налогового плана.

Схема 9. Структура налогового плана предприятия

 
  Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru

Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru

…..

… ….

Информационная база состоит изчетырех крупных комп­лексов данных., различающихся степенью систематизации:

1) данные системы бухгалтерского учета;

2) данные системы налогового учета;

3) статистические данные;

4) несистемные данные.

Эта база формируется с учетом действующих нормативных до­кументов, которые несут в себе определенную информацию, инвари­антную по отношению к конкретному хозяйствующему субъекту.

Представление информационной базы, приведенное на схеме 8, не является единственно возможным иди полностью исчерпываю­щим. Тем не менее даже такое представление позволяет судить о том, что информационные ресурсы в отношении любого предприятия достаточно обширны. От тщательности их организации в значи­тельной степени зависит результативность решений по налоговому планированию на предприятии. С процессуальной точки зрения на­логовое планирование на предприятии — это формирование си­стемы параметров, определяющих состояние налогообложения хо­зяйствующего субъекта и мер воздействия на него. Все это находит отражение в налоговом плане предприятия.

Тактические налоговые планы содержат те мероприятия по налоговой оптимизации, которые должны быть выполнены в кон­кретных условиях для обеспечения реализации годового бюджета предприятия. Именно при помощи тактических налоговых планов происходит координация текущей деятельности таким образом, что­бы в случае отклонения от поставленных задач в одном периоде можно было достичь намеченных в годовом плане целей за счет более интенсивной работы в другом периоде.

Годовой бюджет нуждается в корректировке (или даже пол­ной модификации) только в том случае, если выполнение по­ставленных в нем задач становится невозможным в зависимо­сти от изменений внешней и внутренней среды предприятия и не может быть обеспечено посредством соответствующих такти­ческих планов. В этой ситуации изменению подлежат годовые пла­ны, чтобы не сорвать исполнение стратегических задач пред­приятия.

Стратегические задачи могут быть пересмотрены только тогда, когда изменение годовых бюджетов не способно в намеченные в стратегии сроки устранить возникшее отклонение и вернуть дея­тельность предприятия в планируемые рамки. Согласно структуре налогового плана, схема процесса налогового планирования бу­дет выглядеть следующим образом (схема 10).

Схема 10.Схема процесса формирования годового плана оптимизированными налоговыми базами предприятия

 
  Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru

Блок 1. Анализ текущего состояния производственно-хозяй­ственной деятельности предприятия

Перед разработкой стратегии развития предприятия у руководства возникает потребность в наличии своевременной и полной информации для принятия эффективных управленческих решений по ( направлениям концепции развития организации.

В этих целях необходимо провести анализ текущего состояния предприятия, оценив его производственный и финансовый потен­циалы.

В целях налогового планирования в блок анализа текущего состояния производственно-хозяйственной деятельности целесообразно включить этап налогового анализа. Налоговый анализ субъекта хозяйственной деятельности проводится с целью оценки; налоговой нагрузки на организацию, а также для выявления возможности оптимизации совокупности налогооблагаемых баз предприя­тия. В рамках налогового анализа проводится анализ абсолютной и относительной налоговой нагрузки на предприятие, а также анализ задолженности предприятия по налогам и сборам. Абсолютная налоговая нагрузка отражает количественную сторону воздействия налоговой системы на хозяйствующий субъект. Дополнительной характеристикой этого фактора является показатель относительной налоговой нагрузки, который отражает качественную сторону это­го процесса. Поскольку налоги и сборы различаются между собой по признакам объекта налогообложения и источника уплаты, в си­стему оценки относительной налоговой нагрузки вводится система расчетных относительных показателей. Эти коэффициенты харак­теризуют степень давления налогов на выручку от реализации про­дукции, балансовую и чистую прибыль, издержки производства и об­ращения.

Елок 2. Формирование концепции (стратегии) развития предприятия

Стратегия развития предприятия представляет собой комплекса аргументированных предположений, выраженных в качественной; и количественной формах и дающих представление о будущих параметрах развития хозяйствующего субъекта.

Концепцию развития предприятия следует рассматривать в ка­честве одного из важнейших документов, имеющих стратегический характер. Она предполагает определение стратегических ори­ентиров и целей развития хозяйствующего субъекта, основных направлений и средств их реализации.

Блок 3. Разработка годовых бюджетов с оптимизированными; налогооблагаемыми базами, обеспечивающих реализацию стра­тегии развития предприятия

После составления каждого годового бюджета в зависимости от! разработанной стратегии развития предприятия в системе бюдже­тов определяются контролируемые показатели.

Блок 4. Разработка тактических налоговых планов для ис­полнения годовых бюджетов с оптимизированными налогообла­гаемыми базами

Тактические налоговые планы предприятия базируются на раз­рабатываемых годовых бюджетах с оптимизированными налого­облагаемыми базами.

Таким образом, составление и реализация тактических налого­вых планов также выступают необходимым условием выполнения! долгосрочного стратегического плана.

.После составления тактических налоговых планов и на основе налоговой политики фирмы руководство разрабатывает правила, которые ограничивают действия сотрудников и гарантируют вы­полнение конкретных действий конкретными способами. Иными словами, правило точно определяет, что должно быть сделано и как надо действовать в конкретных условиях.

Блок 5. Определение стратегии реализации мероприятий на­логового плана

На данном этапе необходимо составить укрупненную схему peaлизации мероприятий налогового плана, а именно:

1) оценить возможность корректировки тактических налоговых

планов при получении отрицательных отклонений по контролируемым показателям и разработать укрупненную схему мероприятии по их устранению;

разработать мероприятия по корректировке годовых бюджетов с оптимизированными налогооблагаемыми базами при получе­нии отрицательных отклонений по контролируемым показате­лям тактических налоговых планов;

2) разработать альтернативные сценарии будущего развития пред­приятия в случае невозможности корректировки годовых бюджетов.

Блок 6. Контроль за реализацией мероприятий налогового плана. Составление налогового паспорта предприятия

Эффективность налогового планирования возможно оценить, срав­нивая плановые показатели с фактически достигнутыми. Информа­ционным источником такого анализа может служить налоговый пас­порт предприятия, группирующий упомянутые показатели. Сравнение плановых показателей с фактически достигнутыми прежде всего про­водится на уровне тактических налоговых планов предприятия.

Таким образом, налоговый план предприятия должен иметь следующие разделы:

· календарь налогоплательщика по каждому налогу;

· перечень мероприятий по оптимизации налоговых потоков,

· вре­менные параметры реализации оптимизационных мероприятий, ответственные исполнители, ресурсы и инструментарий, необ­ходимые для реализации указанных мероприятий;

· график налоговых выплат с учетом применения мероприятий по оптимизации совокупности налогооблагаемых баз и налоговых льгот по конкретным налогам;

· график повышения квалификации специалистов налоговой сферы;

· иные вопросы.

Постановка системы налогового планирования, как правило, начинается с определения стратегических целей и задач предприя­тия на современном этапе развития экономики, Затем исходя из идео­логии развития формируется организационная структура налогового менеджмента, подбираются необходимые кадры, разрабатывается аппарат исследования, выделяются финансовые и материально-тех­нические ресурсы, необходимые для достижения стратегических Целей налогового планирования.

Схема 11 Гипотическая проектная организационная структура налогового планирования

 
  Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru Отношение государства к оптимизации налогообложения - student2.ru

Начальной, основополагающей целью налоговой ветви должна стать идея, конкретизирующая миссию фирмы, о целесообразности Для данного хозяйствующего субъекта уплаты налоговых платежей. Конечной, завершающей целью системы стратегических уста­новок налогового планирования должно стать своевременное, полное, оптимизированное с учетом положений действующего налогового законодательства и заданных стратегических параметров формирование сетевого графика денежных потоков налоговых от­числений, служащих, в свою очередь, статьями расходной части бюджета предприятия, разрабатываемого в процессе бюджетиро­вания.

Адекватность отнесения запланированных налоговых данных в бюджет достигается не только при помощи использования научно обоснованного и практически апробированного аппарата финансо­вого менеджмента, но и при наличии рационально структурирован­ной циркуляции информационных потоков между участниками про­цесса бюджетирования и налоговыми плановиками. При построении организационной структуры налогового планирования необходи­мо исходить из двойственной ипостаси этого процесса. С одной стороны, планирование налоговых выплат — составляющая дея­тельности по финансовому планированию, а значит, должно прохо­дить в рамках последней, внутри той организационной структуры, участники которой разрабатывают финансовые планы. С другой стороны, налоговое планирование призвано не только упорядочить выплату налогов в соответствии с задачами финансового менедж­мента, но и оптимизировать их, исходя из предоставленных налоге-; вым законодательством вариативных допущений. В данном случае, помимо применения организационного механизма финансового плани­рования, необходимо использование прямой помощи юридических, коммерческих, экономических, ревизионных служб предприятия, которые лишь опосредованно участвуют в процессе финансового планирования.

В этой связи важным элементом системы налогового планирова­ния становится его организационная структура. Организационная структура налогового планирования должна строиться, бази­руясь на двух принципах: служить неотъемлемой составляющей организационной структуры бюджетного процесса в рамках фи­нансового планирования и использовать навыки, потенциал иных служб предприятия при планировании мероприятий по оптимиза­ции совокупности налогооблагаемых баз. Подобным требованиям отвечает проектная организационная структура (схема 11).

Проектная организационная структура — это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл ee состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников предприятия для осуществления сложного проекта в установленные сроки, с заданным уровнем качества.

Необходимость реорганизации традиционных организационных структур связана с быстрым изменением внешней среды и услож­нением задач и проектов предприятия.

Проектная структура организации налогового планирования позволяет в наиболее полной мере использовать потенциал самых квалифицированных специалистов в своей области деятельности при Санировании, реализации и контроле мероприятий по налоговой оптимизации, не выходя вместе с тем за рамки процесса бюджетирования, функционирующего на основе линейно-функционального принципа организации управленческих взаимосвязей.

В процессе налогового планирования предлагается создание трех независимых налоговых групп, призванных выполнять три основные функции планирования:

1. составление плана;

2. реализацию плана;

3. контроль за реализацией плана.

Документооборот налогового планирования — неотъемлемая часть централизованного документооборота предприятия. Вся до­кументация налогового планирования должна регистрироваться от­ветственным секретарем групп налогового планирования либо в сек­ретариате, либо в канцелярии предприятия. Кроме того, документация должна визироваться сотрудником, осуществляющим руководство налоговой группой (иными работниками руководящего звена). Ос­новные документальные источники, использованные в процессе на­логового планирования, сдаются в архив предприятия, где хранятся по функциональным группам налогового планирования, согласно действующему налоговому законодательству (от 3 до 5 лет).

Правильный выбор организационной структуры налогового пла­нирования, организация документооборота между ее элементами создают предпосылки для эффективной работы подразделений на­логового планирования. Для четкого функционирования необходи­мо укомплектовать эти службы квалифицированными специалиста--ми, правильно распределить между ними обязанности, наделить их необходимыми правами, создать приемлемые условия для работы.

Должностные инструкции специалистов, занятых в процессе на­логового планирования, должны содержать, помимо обязательных для административно-управленческого состава, специальные тре­бования, предъявляемые в связи с комплексным характером нало­говых отношений, регулирующиеся как нормами налогового, та­моженного, гражданского, административного, уголовного права, законодательства о валютном регулировании, пенсионном и социаль­ном обеспечении, так и исходя из их экономического существа, те­кущего состояния общественных отношений.

В целях рационализации распределения задач, прав и ответствен­ности между различными структурными звеньями предприятия при выполнении функций налогового планирования может стать полез­ной линейная карта распределения обязанностей (матричный ме­тод). Матрица показывает, кто и в какой степени принимает уча­стие в подготовке решения и работе по его выполнению. Она отражает объем и характер полномочий, реализуемых каждым долж­ностным лицом при совместном участии в реализации функций на­логового планирования, когда области полномочий и ответственно­сти двух или.нескольких лиц пересекаются. Матрица уточняет полномочия при распределении между ними общей работы. Овла­дение этим методом должно способствовать более качественному решению вопросов распределения задач, прав и ответственности в системе планирования налоговых платежей.

Матричный метод распределения задач, прав и ответственности представляет собой таблицу, в верхней части которой (наименова­ние столбцов) дан перечень структурных подразделений и должностей, выполняющих те или иные функции налогового планирования, а в ле­вой части (наименование строк)— перечень задач и функций, сгруп­пированных в соответствии с основными элементами налогового планирования. На пересечении вертикальных и горизонтальных линий с помощью символов указаны управленческие действия, по­средством которых реализуются права и обязанности субъектов планирования.

Матричный метод распределения задач, прав и ответственности обладает рядом достоинств:

· процесс составления матрицы предусматривает ликвидацию пе­рекрещивания и параллелизма при функционировании системы налогового планирования;

· достигается наглядность процедур подготовки, принятия и реа­лизации решений в области налогового планирования;

· выявление элементов системы налогового планирования, рабо­тающих с недогрузкой или перегрузкой;

· простота реализации данного метода;

Наши рекомендации