Вопрос № 4: О расширении компетенции административных судов
В связи с разработкой Федерального конституционного закона "О федеральных административных судах в Российской Федерации" и административно-процессуального законодательства специалистами высказываются неоднозначные, порой диаметрально противоположные мнения, как по вопросу о компетенции таких судов, так и о соотношении административного процесса и производства по делам об административных правонарушениях. Это ощутимо проявилось на проведенной 15-16 марта нынешнего года в Российской правовой академии Министерства юстиции РФ научно-практической конференции "Проблемы защиты публичных и частных интересов в административных судах".
Согласно проекту ФКЗ "О федеральных административных судах в Российской Федерации", предметом рассмотрения федеральных окружных и межрайонных административных судов, а также соответствующих судебных коллегий Верховного Суда РФ, верховных судов республик, судов других субъектов РФ должны стать административные дела. При разъяснении понятия административного дела. В законопроекте особо подчеркивается, что в эту категорию дел, среди прочих, не включаются дела об административных правонарушениях, Такое положение, на наш взгляд, противоречит главному аргументу, высказываемому в защиту необходимости создания административных судов как самостоятельных структурных образований в системе судов общей юрисдикции, — целесообразности их специализации.
Безусловно, квалифицированное рассмотрение дел об спаривании действий органов государственной власти и местного самоуправления, дел по спорам, связанным с применением налогового законодательства, по спорам органов государственной власти и органов местного самоуправления между собой и других дел, отнесенных законопроектом к компетенции административных судов, помимо глубоких знаний комплекса специальных административно-правовых актов, тонкостей их многих положений требует хорошего владения предметом деятельности соответствующих органов, наличия опыта анализировать решения должностных лиц с учетом возможных противоречий в правовой базе, регламентирующей их работу. Требовать от судей обычных судов общей юрисдикции подобным образом ориентироваться во всем обширном административном законодательстве, которое к тому же постоянно изменяется и развивается, в многогранной деятельности различных субъектов административных правоотношений нереально. Для этого необходима специализация судов.
Конечно, существенная роль в разрешении административных споров ложна принадлежать экспертам, специализирующимся в конкретных, достаточно узких, областях законодательства и сферах управления. Однако, грамотно оценить, наряду с заключением эксперта, прочие, имеющиеся по делу доказательства сможет только суд, также специализирующийся на рассмотрении соответствующей категории дел.
Аналогичная специализация субъектов юрисдикции требуется и при рассмотрении значительного числа административных правонарушений. Ведь многие из них связаны с нарушениями норм в области: охраны окружающей природной среды и природопользования; промышленности, строительства и энергетики; связи и информации; предпринимательской деятельности; финансов, налогов и сборов; рынка ценных бумаг; таможенного дела; антимонопольной политики и др. С принятием доработанного варианта Кодекса РФ об административных правонарушениях и вступлением его в силу количество составов правонарушений в указанных сферах, особенно совершаемых юридическими лицами, резко возрастет.
Все эти нарушения допускаются в основном в процессе экономической, организационно-хозяйственной деятельности субъектов административных правоотношений и являются достаточно специфичными. Подавляющее большинство норм, устанавливающих административную ответственность за совершение подобных нарушений, являются бланкетными (в явной и завуалированной форме): правонарушения прямо или косвенно связываются с неисполнением многочисленных специальных правил, положений, регламентов, стандартов, инструкций и др.
Признаки составов таких правонарушений, как правило, могут быть выявлены лишь должностными лицами, обладающими достаточно хорошими, нередко до тонкостей, знаниями соответствующих актов, ибо без этого фактически невозможно правильно и полно описать существенно правонарушения, точно определить какие из нормативных требований нарушены. Естественно, подобными знаниями могут обладать только лица, специализирующиеся в узких областях административного законодательства, в конкретных сферах управленческой деятельности.
По большинству составов административных правонарушений подобными знаниями административного законодательства должны обладать также лица, уполномоченные рассматривать такие дела. В противном случае многие доказательства могут быть исследованы без надлежащей полноты и оценены недостаточно объективно.
Например, субъектами юрисдикции по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконной выдачей лицензии, произвольным изменением условий выданной лицензии на осуществление деятельности на континентальном шельфе (это ст. 56-1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях), и делам о нарушении действующих стандартов, норм и правил, регламентирующих деятельность на континентальном шельфе (это ст. 56-2 Кодекса), являются как районные суды, так и по подведомственности федеральный орган по геологии и использованию недр, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов, органы государственного горного надзора.
Анализ 82 материалов по делам о соответствующих административных правонарушениях, рассмотренных должностными лицами указанных органов системы исполнительной власти в 9 приморских субъектах РФ, и 96 материалов. Рассмотренными судьями районных судов в этих же регионах, показал следующее. Тогда, когда данные правонарушения рассматривались сотрудниками органов исполнительной власти, в подавляющем большинстве случаев постановления по делу были значительно лучше аргументированы и обоснованы обстоятельствами, установленными при рассмотрении дела, чем соответствующие постановления судей.
Так, из 82 постановлений, вынесенных должностными лицами федерального органа по геологии и использованию недр. Федерального органа по геологии и использованию недр, федерального органа по охране окружающей среды и природных ресурсов, органов государственного горного надзора, 71 постановление ( 86,6% всех постановлений) не вызывает сомнений. И лишь в 11 случаях (в 13,4%) при рассмотрении дела доказательства были исследованы без надлежащей полноты и всесторонности, что обусловило их недостаточно объективную оценку, и как следствие, - необоснованность принятых по этим делам решений. После обжалования 8 постановлений и повторного рассмотрения соответствующих дел вышестоящими должностными лицами 6 постановлений были отменены, в двух случаях - изменена мера взыскания. На остальные постановления по делу жалобы не подавались.
Изучение материалов, рассмотренных в судах, показывает, что доказательства были исследованы без надлежащей полноты и всесторонности в 33 случаях из 96 (более, чем в трети всех случаев). Однако, к сожалению, необоснованно принятые решения в соответствии с ранее действовавшими положениями Кодекса РСФСР об административных правонарушениях не могли быть обжалованы.
Подобные результаты анализа материалов по делам об административных правонарушениях объясняются тем, что должностные лица Министерства природных ресурсов РФ и Госгортехнадзора России, безусловно, обладают куда более глубокими знаниями административного законодательства в названных сферах, чем судьи, рассматривающие такие дела. Ведь при рассмотрении указанных правонарушений помимо норм, закрепленных в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской федерации", Указе Президента РФ от 22 ноября 1994 г. "О деятельности российских физических и юридических лиц по разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа", Женевской конвенции о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 г. необходимо ориентироваться в положениях ряда других подзаконных и многочисленных ведомственных актах, в специальных нормах международного права.
Поскольку судьи районных судов не в состоянии конкурировать со специалистами соответствующих органов исполнительной власти в знании тонкостей административного законодательства и в других сферах, можно привести еще немало подобных примеров.
Проблема усугубится после принятия доработанного варианта Кодекса РФ об административных правонарушениях и вступления его в силу. В новый Кодекс включено значительное количество составов правонарушений, рассмотреть которые и принять по которым обоснованные решения без глубоких знаний в определенных областях законодательства крайне трудно. Не случайно этим Кодексом рассмотрение ряда правонарушений, связанных с предпринимательской деятельностью, и некоторых других правонарушений возлагается на судей арбитражных судов. Они в силу специфики рассматриваемых ими экономических споров, возникающих из административных правоотношений, безусловно, обладают необходимыми знаниями соответствующего административного законодательства.
Как известно, новым Кодексом административная юрисдикция судов значительно расширяется. Рассмотрение многих из административных правонарушений будет входить в компетенцию мировых судей, а наиболее сложных - в компетенцию судей районных судов. При этом районные суды должны будут рассматривать все дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования. Это правонарушения: в области антимонопольного законодательства, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и некоторые другие дела. Безусловно, для квалифицированного рассмотрения подобных правонарушений необходимы глубокие знания в этих узких сферах административного законодательства, которыми судьи районных судов обладают крайне редко.
Районные суды призваны также рассматривать жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные как мировыми судьями, так и всеми остальными субъектами административной юрисдикции, в том числе органами исполнительной власти, специализирующимися в этих сферах, т.е. субъектами, обладающими в большинстве случаев такими знаниями административного законодательства, которыми сам судья может не обладать.
Таким образом, с одной стороны, мы преследуем благую цель - пытаемся улучшить рассмотрение дел об административных правонарушениях, обеспечить принятие по ним обоснованных и объективных решений (за счет передачи их из юрисдикции органов исполнительной власти в юрисдикцию судов). Но, с другой стороны, осложняем ситуацию, передавая рассмотрение этих дел от специалистов к людям, не являющимся специалистами в этих узких сферах.
Указанные административные правонарушения связаны, как правило, с экономической, хозяйственной деятельностью юридических лиц. Новым Кодексом РФ об административных правонарушениях установлены достаточно большие санкции
за совершение юридическими лицами административных правонарушений. Как правило, это административный штраф, размер которого составляет до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. Однако за нарушение законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного законодательства, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливаются в несколько раз большие штрафы.
Кроме того, административный штраф за ряд правонарушений исчисляется объектом административного правонарушения, или суммы неуплаченных налогов, сборов, достигая иногда трехкратного размера стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов. Так. Например, перемещение товаров, в том числе транспортных средств, через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля или с сокрытием от него различными способами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной стоимости перемещенных товаров. А неуплата таможенных платежей в установленные сроки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до двукратной суммы неуплаченных таможенных платежей. В подобных случаях суммы административного штрафа, налагаемого на юридических лиц, могут составлять баснословные размеры.
Помимо штрафных санкций за целый ряд правонарушений юридических лиц Кодексом в качестве дополнительного административного взыскания предусмотрена конфискация предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Так, например, осуществление юридическими лицами предпринимательской деятельности без лицензии может повлечь помимо административного штрафа в значительных размерах конфискацию изготовленной продукции, производственного оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
Апробация Кодексом института административной ответственности юридических лиц, квалификация в качестве правонарушений значительного числа совершаемых ими деяний, установление столь жестких административных санкций обуславливаются следующими обстоятельствами.
Необходимые мероприятия по выполнению положений норм и правил, направленных на: обеспечение жизни и здоровья граждан; охрану собственности; обеспечение безопасности в промышленности, строительстве, энергетике, на транспорте; охрану окружающей природной среды; обеспечение политики государства в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; соблюдение порядка в таможенном деле и некоторых других, зачастую не только выходят за рамки основной деятельности юридических лиц, но и требуют от них существенных материальных, трудовых и иных затрат, противоречат экономическим интересам этих организаций.
Естественно, такие нарушение юридических лиц нередки в процессе их экономической и организационно-хозяйственной деятельности. Применение при совершении подобных правонарушений административных санкций (как правило, превышающих возможные затраты организаций, которые необходимы для выполнения ими ответствующих требований), призвано обеспечить соблюдение юридическими лицами установленных норм и правил вопреки их экономическим интересам.
Институт административной ответственности юридических лиц в силу значимости для них применяемых санкций становится мощным рычагом государственного регулирования экономики. Причем этот институт имеет не только правоохранительную, но и ярко выраженную фискальную направленность.
С учетом изложенного представляется целесообразным включение рассмотрения некоторых категорий дел об административных правонарушениях в компетенцию административных судов, судьи которых будут специализироваться как в определенных сферах административного законодательства, так и в деятельности соответствующих субъектов административных правонарушений. При этом производство по делам об административных правонарушениях следует рассматривать как неотъемлемую составную часть всего административного процесса.
Такое решение, на наш взгляд, обусловливало бы реальную возможность повышения качества производства по многим делам об административных правонарушениях, в том числе нарушениях, совершенных юридическими лицами. В конечном итоге это способствовало бы усилению роли судебной власти вообще, и административных судов в частности, в обеспечении развития экономики страны, судебной защите субъектов экономической деятельности.