О статусе судей в российской федерации
2.1. Конституционный статус судьи призван гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Его сохранение и укрепление рассматривается в качестве основного направления деятельности государства по выработке мер, направленных на противодействие коррупции, среди которых особая роль отводится обеспечению независимости судей и невмешательства кого бы то ни было в судебную деятельность.
Между тем со времени, прошедшего после VI Всероссийского съезда судей, на законодательном уровне не было принято достаточно действенных мер, укрепляющих статус судей, их независимость. Более того, имеются отдельные тенденции снижения уровня гарантий судьям, что недопустимо.
Так, одной из наиболее значимых гарантий обеспечения независимости судей и самостоятельности судов как органов государственной власти в условиях действия конституционного принципа разделения властей является установленный законом порядок обеспечения судей жильем. В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ гарантии обеспечения судей жилыми помещениями во внеочередном порядке за счет бюджетных средств в течение 6 месяцев с момента назначения на должность, установленные статьей 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», были утрачены. Установленный Правительством Российской Федерации порядок приобретения жилья судьям за счет выделения средств из федерального бюджета существенно ухудшил положение судей, поскольку не определяет срок обеспечения жильем, не решает вопросы передачи жилья в собственность судьи, содержания жилых помещений, отнесенных к специализированному жилому фонду. Да и средств, выделяемых на эти цели, явно недостаточно. В связи с этим названные законоположения постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 г. № 2-П были признаны неконституционными.
При активном участии высших судов и Совета судей Российской Федерации Правительством Российской Федерации подготовлен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», который 14 марта 2008 г. был принят в первом чтении. Необходимо сосредоточить усилия на выработке согласованного варианта законопроекта для его представления ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и скорейшему принятию.
Особый статус судьи, сопряженный с предъявлением к нему специальных требований и установлением целой системы запретов, ограничений, в том числе в отношении возможности заниматься иной оплачиваемой работой, должен гарантировать такую систему и такой уровень оплаты труда судей, которые бы соответствовали их высокому статусу и ответственности и исключали бы саму возможность сомневаться в неподкупности судьи. Однако реальный уровень денежного содержания судей с 1 января 2007 г. неуклонно снижается. Незначительное повышение денежного содержания судей не компенсирует даже снижение покупательной способности рубля в связи с инфляционными процессами и не обеспечивает достойного уровня материального положения судей и членов их семей. Темпы роста заработной платы судей существенно отстают от роста средней заработной платы в Российской Федерации. В связи с этим в числе основных мер антикоррупционной направленности VII Всероссийский съезд судей рассматривает существенное повышение заработной платы судей и установление системы ее дальнейшего поддержания на высоком уровне, гарантирующим достойное материальное обеспечение.
В качестве меры системного характера, позволяющей поддерживать высокий уровень денежного содержания судей, стимулирующей судей к повышению своей профессиональной квалификации, могло бы быть значительное увеличение доплат за квалификационный класс.
Длительное время не решается вопрос о пенсионном обеспечении членов семьи судьи в случае его смерти (гибели), не связанной со служебной деятельностью. В условиях, когда установленные законом ограничения и запреты не позволяют судье получать дополнительные доходы, материальное положение членов семьи судьи в случае его смерти существенно ухудшается. В такой ситуации установление гарантий пенсионного обеспечения, производного от должностного содержания судьи, явилось бы для членов семьи судьи действенной материальной поддержкой.
2.2. Эффективность и качество отправления правосудия во многом зависят от профессионального уровня судьи, его квалификации и специализации. Этим обусловлена особая значимость системы обучения кандидатов в судьи и повышения квалификации судей. Если принять во внимание число лиц, которые не выдерживают экзамены на должность судьи, не проходят переназначение в связи с низким профессиональным уровнем либо не представляются к очередному квалификационному классу судьи, то становится очевидным, что система подготовки судей и повышения их квалификации нуждается в совершенствовании, в том числе в законодательном обеспечении.
При этом имеются в виду не только меры, направленные на обеспечение профессиональной подготовки, но и на укрепление высоких стандартов поведения в должности, соблюдение судьей этических норм и принципов. В связи с этим необходимо приоритетное рассмотрение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, внесенного Верховным Судом Российской Федерации законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», касающегося профессиональной подготовки и поддержания уровня квалификации судьи.
2.3. Более чем 15-летний опыт применения законодательства о статусе судей выявил целый ряд проблем и противоречий, требующих разрешения, поскольку внутренние противоречия в нем, несогласованность его норм с положениями других законодательных актов негативным образом сказываются на правоприменении.
Так, практика работы мировых судей показала, что «двойственная природа» их положения, обусловленная тем, что, являясь судьями судов общей юрисдикции и входя в систему этих судов, мировые судьи одновременно являются судьями субъектов Российской Федерации, не способствует укреплению их независимости и самостоятельности в решении вопросов организации судебной деятельности и в осуществлении правосудия. Сложилась парадоксальная ситуация, когда аппарат мирового судьи, обеспечивающий его работу, фактически не подчинен ему. Мировой судья не имеет по отношению к своему аппарату полномочий представителя нанимателя, что ставит его в безусловную зависимость от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Современный этап развития мировой юстиции диктует необходимость включения должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, наделения его полномочиями, аналогичными полномочиям председателя районного суда по отношению к аппарату судьи.
2.4. Законодательное закрепление особого статуса судей предполагает не только их высокую профессиональную ответственность, но и возлагает на них нравственную обязанность соблюдения высоких моральных принципов при реализации публично-правовых задач судебной власти. Между тем, как уже отмечалось на VI Всероссийском съезде судей, действующее законодательство не определяет морально-этических требований к кандидатам на должности судей, не устанавливает организационно-правовых механизмов изучения нравственно-ценностных ориентаций личности и отбора кандидатов на судейские должности с их учетом. Такое положение в немалой степени способствует назначению на должности судей лиц, нравственно не безупречных, о чем свидетельствует дисциплинарная практика квалификационных коллегий судей.
Тщательное изучение профессиональной подготовки претендента на должность судьи, нравственных ценностей личности, организаторских способностей возможно в период его нахождения в кадровом резерве, что должно быть закреплено законодательно.
VII Всероссийский съезд судей также считает необходимым детальное регулирование в законе порядка и оснований привлечения судьи к дисциплинарной ответственности и прекращения его полномочий за совершение дисциплинарного проступка, и включение в их число нарушений морально-этических норм, предусмотренных Кодексом судейской этики, на что обратил внимание Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 февраля 2008 г. № 3-П.
Не менее важным представляется психическое здоровье кандидата на должность судьи, в связи с чем в числе требований к кандидатам на должности судей следовало бы указать на необходимость прохождения психодиагностического обследования на предмет отсутствия наркотической, алкогольной, токсической зависимости, а также хронических и затяжных психических расстройств.
2.5. В условиях расширения требований к кандидатам на должности судей, изменения системы их профессиональной подготовки, повышения ответственности и укрепления независимости судей нуждается в совершенствовании и порядок назначения судей. Представляется также необходимым рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения существующего порядка назначения судей на трехлетний срок полномочий.
Упрощению процедуры и сокращению сроков назначения судей, а также сбалансированности нагрузки на судей по рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел будет способствовать отказ от назначения судей в конкретный суд. Более эффективным представляется порядок, при котором Президент Российской Федерации назначает судей в суд определенного уровня (районного, областного) без указания конкретного суда, а председатель или пленум высшего суда с учетом согласия судьи или по его просьбе направляют судью на работу в конкретный суд того же уровня. Это позволит также оперативно привлекать судей, находящихся в отставке, к осуществлению правосудия в любой суд того же уровня на время вакансии.