Тема 4. Реализация положений Концепции судебно-правовой реформы в 1991-2001 гг.

Время – 4 часа

Вопросы лекции:

1. Указ Президента РФ «О мерах по реализации Концепции судебной реформы в Российской Федерации».

2. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25 мая 1995 г. № 492-I СФ «О парламентских слушаниях «Проблемы судебной реформы в Российской Федерации».

3. Постановление IV (чрезвычайного) Всероссийского съезда судей.

4. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 декабря 1998 г. № 569-СФ «О парламентских слушаниях «О ходе реализации концептуальных положений судебной реформы в Российской Федерации».

5. Постановление Совета судей РФ от 30 января 2001 г. № 43 «О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы».

6. Постановление V Всероссийского съезда судей.

Вопрос 1. Указ Президента РФ «О мерах по реализации Концепции судебной реформы в Российской Федерации».

Указ президента «О мерах по реализации Концепции судебной реформы в Российской Федерации» № 2100 был принят 22.10.1994 г. В настоящее время действует в редакции от 14.10.1997 г. Согласно последеней редакции данного указа ПОЛОЖЕНИЕ «о Совете по судебной реформе при Президенте Российской Федерации» утратило силу.

Рассматриваемый указ был принят в целях успешного проведения судебной реформы, подготовки предложений для Президента Российской Федерации по определению государственной политики, направленной на становление судебной власти как самостоятельной и независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей, а также другим вопросам, решение которых связано с полномочиями Президента Российской Федерации, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Данным указом был образован Совет по судебной реформе при Президенте Российской Федерации (далее именуется - Совет). На него возлагалось обязанность по обеспечению согласованных действий Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Комитета Российской Федерации по печати, Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, других федеральных органов исполнительной власти, Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и Контрольного управления Президента Российской Федерации, а также советов (комиссий) по судебной реформе на местах по реализации Концепции судебной реформы в Российской Федерации.

Совету проводить указанную работу необходимо проводить с участием Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также Совета судей Российской Федерации, Союза адвокатов Российской Федерации.

Общие положения деятельности Совета

Совет по судебной реформе при Президенте Российской Федерации (далее именуется - Совет) осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и настоящим Положением.

Совет является совещательным органом при Президенте Российской Федерации по реализации Концепции судебной реформы в Российской Федерации, подготовке предложений для Президента Российской Федерации по определению государственной политики, направленной на становление судебной власти как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей.

Задачи и функции Совета

На Совет возлагаются следующие задачи:

а) подготовка научно обоснованных прогнозов развития судебной системы в России в зависимости от изменения внутренних и внешних условий;

б) обобщение и анализ информации о функционировании действующей системы правосудия и выработка рекомендаций по ее совершенствованию, определение приоритетных направлений научно-практических исследований по проблемам судебной реформы;

в) разработка предложений для Президента Российской Федерации по определению государственной политики, направленной на становление судебной власти, совершенствование деятельности судов и органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, адвокатуры в сфере реализации судебной реформы;

г) организация подготовки проектов законодательных актов, а также указов и распоряжений Президента Российской Федерации по вопросам судебной реформы;

д) принятие мер по согласованному функционированию и взаимодействию в центре и на местах органов законодательной и исполнительной властей, судов, адвокатуры, других учреждений и организаций по вопросам реализации Концепции судебной реформы в Российской Федерации;

е) подготовка для Президента Российской Федерации информации о кадровом составе судейского корпуса Российской Федерации;

ж) постоянное информирование Президента Российской Федерации о ходе исполнения законодательных и других правовых актов по вопросам судебной реформы, взаимодействие с Контрольным управлением Президента Российской Федерации для обеспечения их исполнения;

з) разработка предложений для Президента Российской Федерации по развитию сотрудничества с иностранными государствами, и прежде всего со странами Содружества Независимых Государств, а также международными и зарубежными национальными организациями в целях совершенствования судебного строительства в России.

Для реализации возложенных на него задач Совет:

а) организует обеспечение Президента Российской Федерации информационно-аналитическими материалами по вопросам реализации Концепции судебной реформы в Российской Федерации. В этих целях Совет получает от всех судов, органов исполнительной власти Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, предприятий, учреждений и организаций информацию и материалы, необходимые для всестороннего анализа и подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Президента Российской Федерации;

б) анализирует эффективность законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере судоустройства, материального и процессуального права и готовит соответствующие предложения;

в) заслушивает на своих заседаниях информацию должностных лиц органов исполнительной власти Российской Федерации по вопросам реализации судебной реформы, а также приглашает для участия в своих заседаниях представителей органов законодательной власти, судов, прокуратуры, органов внутренних дел, адвокатуры, научных и общественных объединений;

г) изучает практику подготовки и рассмотрения представлений о назначении судей Российской Федерации;

д) организует оказание всесторонней (организационной, кадровой, материально-технической, научно-методической и др.) помощи регионам Российской Федерации, в которых идет практическая реализация конкретных программ осуществления судебной реформы;

е) изучает зарубежный опыт судебного строительства, разрабатывает предложения по организации обеспечения международной поддержки программ реформирования системы правосудия в Российской Федерации.

Наши рекомендации