Реформы в полиции во второй половине XIX века
Во второй половине XIX в. в организации и структуре полиции произошел целый ряд изменений, во многом связанных с проведением буржуазных реформ 1860-1870-х гг. Особенно заметные преобразования полиции были осуществлены в 1862 г. и в 1880 г.
Несмотря на проведение буржуазных реформ (крестьянской, земской, городской, судебной и др.) и связанные с ними изменения в организации власти и управления, Россия оставалась империей с неограниченным самодержавием. В общем и целом в стране сохранялись дореформенные государственные высшие, центральные и местные учреждения, особенно в плане организации органов администрации и полиции.
Заметно возросло значение Министерства внутренних дел, в деятельности которого все большую роль стали играть административно-полицейские задачи. Особую значимость в связи с этим в составе министерства стали приобретать департаменты полиции и общих дел.
Административно-территориальное деление страны, с которым взаимоувязывались строение и деятельность местных органов внутренних дел, в пореформенный период не претерпело существенных изменений. Основными административными единицами являлись губернии и области. Уезды сохранили деление на станы. Новым моментом в пореформенное время стало разделение уездов на волости - единицы сословного крестьянского управления, охватывавшие несколько селений.
Главой местного управления оставался губернатор, являвшийся представителем высшей власти и официальным представителем Министерства внутренних дел, по закону признаваемый «хозяином губернии». В период реформ вне контроля губернатора в губернии находились контрольные палаты, губернские акцизные управления, а также жандармское управление и суд. Реальной власти губернатора это не препятствовало, тем более, что его компетенция в дальнейшем продолжала расширяться. Так, в 1866 г. губернаторы получили право ревизии всех гражданских учреждений губернии независимо от ведомства, в 1880-е гг. - снова право влияния на суд (просмотр списков лиц, имеющих право быть избранными в мировые судьи, списков присяжных заседателей и т.п.).
Главным административным учреждением губернии оставалось губернское правление, являвшееся исполнительным органом губернатора. Это учреждение состояло из общего присутствия и канцелярии, значение которой в пореформенный период заметно выросло(20).
25 декабря 1862 г. были приняты «Временные правила об устройстве полиции в городе и уездах губерний» (21), повлекшие за собой определенное реформирование местных полицейских органов. Старые полицейские органы уездного уровня объединялись в уездное полицейское управление, во главе с уездным исправником, назначавшимся губернатором из местных дворян. В губернских и крупных уездных городах, как и в столицах, сохранялась городская полиция и создавались городские полицейские управления.
В составе городского полицейского управления были полицмейстер, его помощник и общее присутствие городского управления. Подведомственными управлению исполнительными чиновниками полиции являлись городовые приставы, их помощники и полицейские надзиратели. Им подчинялись нижние чины полиции - полицейские служители городских полицейских команд. Ярославское городское полицейское управление было образовано в июне 1863 г. (22).
Уезды делились на станы во главе со становыми приставами. А в городах, подведомственных уездному полицейскому управлению полицейскую службу несли городские и участковые приставы и полицейские надзиратели. Нижними чинами полиции в уездах по-прежнему оставались сотские и десятские, избиравшиеся из крестьян. В 1862 г. в 10 уездах Ярославской губернии существовало 20 полицейских станов и 660 сотен на 889 913 человек населения уездов (23). В качестве уездных исправников в это время чаще всего выступали ушедшие в отставку армейские офицеры в звании не ниже подпоручика или гражданские лица в чине коллежского секретаря или коллежского асессора. Ярославским полицмейстером в это время был К.Н.АлкалаевКалагеоргий, возведенный за отличие по службе в полиции в чин майора, а рыбинским полицмейстером - поручик и коллежский секретарь М.Г.Муравьев (24).
Указом от 9 июня 1878 г. в каждом уездном стане вводилась должность ближайшего помощника станового пристава - полицейского урядника. Урядники занимались предупреждением и пресечением преступлений, а также производством дознаний по уголовным делам, хотя весьма часто им приходилось заниматься не столько полицейскими, сколько сугубо административно-хозяйственными делами. Круг конкретных проблем и вопросов, решением которых занимались урядники как непосредственные представители государственной власти на местах, был исключительно широк. Однако им удавалось, несмотря на их небольшое количество (в Ярославском уезде, например, в 1885 г. насчитывалось 9 полицейских урядников) эффективно решать стоящие перед ними задачи и, прежде всего, главную из них - осуществление контроля над крестьянством и его сословными учреждениями (25). Уже в первые годы после появления института уездных урядников Министерство внутренних дел в своих директивных и циркулярных документах неоднократно отмечало их активную и результативную работу среди «выдающихся случаев распорядительности и похвальной деятельности чинов полиции». Так, в циркуляре МВД от 31 декабря 1879 г. была дана высокая оценка деятельности полицейского урядника Ростовского уезда Ярославской губернии Венгера, быстро и квалифицированно раскрывшего крупную кражу имущества в одном из сел уезда(26).
Местными органами внутренних дел являлись в это время и губернские жандармские управления, созданные в соответствии с новым Положением об Отдельном корпусе жандармов, принятым в сентябре 1867 г. (27). В задачу их входило производство дознаний по государственным и наиболее тяжким уголовным преступлениям. Они преследовали революционное и оппозиционное движение, усмиряли волнения, занимались исполнением судебных приговоров и т.д. Губернские жандармские управления входили в систему Министерства внутренних дел как часть государственной полиции. Но в то же время они были совершенно независимы от губернаторов, отвечавших за безопасность и спокойствие в губернии. Как не пытались губернаторы подчинить себе губернские жандармские управления, это им не удавалось. Подчинялись жандармы только штабу и командиру жандармского корпуса. Ярославское губернское жандармское управление было создано в конце 1867 г. Его начальник имел двух помощников по городу Ярославлю, а также помощников по Рыбинскому, Мологскому и Мышкинскому уездам (28).
Серьезная реформа полиции была проведена 6 августа 1880 г. Коснулась она прежде всего центральных полицейских органов и связана была с реорганизацией Министерства внутренних дел. III Отделение императорской канцелярии с этого времени упразднялось и управление всей российской полицией сосредоточивалось в Министерстве внутренних дел, в структуре которого создавался Департамент полиции. Департаменту подчинялся и отдельный корпус жандармов, в ведении которого все более концентрировалось проведение дознаний по преступлениям политического характера. Но объединение в одном ведомстве общей и политической полиции во многом оказалось формальным, поскольку на местах создавалась достаточно странная и неразрешимая ситуация, когда в губернии существовало и действовало два независимых друг от друга органа Министерства внутренних дел. Поэтому необходимое взаимодействие полицейских и жандармских органов довольно часто приобретало конфликтный характер.
Весьма разнообразный характер носила деятельность органов общей полиции, коррективы в которую вносили социально-экономические и политические изменения, происходившие в стране в пореформенный период. Реформы 1860-1870-х гг. способствовали реальному ускорению социально-экономического ее развития. Это происходило в вызванных прежде всего крестьянской реформой условиях распада традиционных отношений в деревне, усиления социального расслоения, увеличения миграции сельского населения в города, очевидной люмпенизации части городского населения. А это, в свою очередь, вело к росту преступности и определенным изменениям ее структуры. Увеличилось число случаев хулиганства (буйство, драки, пьянство, брань и т.д.), преступлений против власти, порядка управления и суда, случаев неподчинения и оскорбления полиции и т.д. В то же время статистика преступлений первых пореформенных десятилетий сохраняет в целом достаточно традиционную картину с определенным, конечно, количественным увеличением по ряду позиций. Так, 564 преступления, совершенных в 1885 г. в Ярославском уезде, включали в себя: святотатств - 3, убийств со смертельным исходом - 2, поджогов - 19, грабежей - 13, краж разного рода - 243, конокрадств - 12, мошенничеств - 3, изнасилований - 4, буйств - 7, нарушений тишины и общественного спокойствия - 28, оскорблений словами и действием - 31 и т.д. (29). Общее число преступлений по уезду по сравнению с предыдущим 1884 г. увеличилось на 19 случаев, количество краж выросло на 55 и грабежей - на 7 (30). По Рыбинскому уезду в том же 1885 г. было совершено 168 преступлений, причем уездный исправник Предтеченский констатировал, что «сравнительно с прошлым годом количество преступлений в отчетном году то же, какое было и в прошлом 1884 году, причем большая часть их состоит из маловажных краж и они не указывают на упадок нравственности местного населения, так как совершены преимущественно людьми пришлыми из других уездов и губерний на заработки и оставшихся за недостатком таковых без всяких занятий и средств к жизни» (31).
В этом плане достаточно показательны данные о динамике преступлений, дела о которых в 80-90-е гг. прошли через окружные суды (в Ярославской губернии существовало два окружных суда - Ярославский и Рыбинский). Так, общее количество дел, прошедших через Ярославский окружной суд имело тенденцию к медленному, но постоянному росту: с 901 дела в 1885 г. до 943 дел - в 1889 г. и до 1424 дел в 1894 г. Дела об убийствах: 34 в 1885 г., 46 - в 1889 г. и 78 - в 1894 г.; о разбоях и грабежах: 76 - в 1885, 60 - в 1889 г. и 94 - в 1894 г.; о кражах: 358 - в 1885 г., 379 - в 1889 г. и 537 - в 1894 г. (32). Практически по каждой позиции - постепенный, хотя и не столь интенсивный рост. Примерно такая же картина - с делами, прошедшими через Рыбинский окружной суд (33).
В этих условиях полицейским органам приходилось расширять масштабы своей деятельности, но штатный состав их оставался не столь многочисленным и достаточно стабильным, не меняясь количественно на протяжении сравнительного долгого времени. Так, штаты Ярославского городского полицейского управления в 1885 г. включали (без учета низших полицейских служителей) полицмейстера, секретаря управления, трех полицейских приставов и восемь помощников приставов (34). К 1889 г. штаты были расширены за счет добавления еще одного помощника пристава (35).
Достаточно стабильным оставалось и финансирование органов местной полиции при определенных колебаниях в сторону его уменьшения или увеличения в разные годы, составляя к концу XIX в. примерно 7 - 8% в структуре городских и уездных расходов. Так, расходы на содержание городской полиции Ярославля составляли: в 1870 г. - 14917 руб. (20% расходов городского бюджета), в 1880 г. - 17242 руб. (9,1%), в 1885 г. - 17069 руб. (6,8%), в 1890 г. - 19738 руб. (8,4%), в 1898 г. - 29302 руб. (8,1%). (36). Аналогичную тенденцию отражают данные о расходах на содержание городской полиции Рыбинска: 1870 г - 4293 руб. (6,1% расходов городского бюджета), 1880 г. - 5892 руб. (2,9%), 1885 г. - 8073 руб.(4,4%), 1890 г. - 14060 руб. (5,9%) 1898 г. - 16635 руб.(7,4%). (37). В 1900 г. Рыбинск израсходовал на содержание городской полиции 13664 руб., в том числе: на жалованье личному составу полиции - 7798 руб., на квартирные деньги полицейским чинам - 1043 руб., на снабжение чинов полиции «провиантом, амуницией и вооружением» - 1241 руб. и на содержание помещений для городского полицейского управления - 812 руб. (38). Штаты городской полиции Рыбинска в это время включали полицмейстера, двух полицейских приставов, трех помощников приставов. Через год штаты расширились за счет шести околоточных надзирателей. Общее число низших полицейских служителей города составляло на тот момент 40 человек (39).
В связи с этим стоит остановиться на таком аспекте вопроса как размеры содержания и заработной платы полицейских чинов. Для этой цели можно использовать данные о штатном жалованье полицейских Ярославской губернии начала ХХ в. Так, по данным на 1910 г., ярославский полицмейстер (им в это время был коллежский советник Н.В.Волков) имел годовое содержание в размере 2600 руб., его помощник (надворный советник Л.Н.Ширшин) - 1600 руб., рыбинский полицмейстер (коллежский асессор И.И.Кожеловский) - 2000 руб. Уездные исправники получали годовое жалованье в размере 2175 руб., а их помощники - 1500 руб. (40). Полицейский пристав городской полиции Ярославля, коллежский советник С.Ф.Шарыгин имел годовое жалованье в 840 руб. (41). Полицейский пристав городской полиции Ярославля, губернский секретарь Крылов получал годовое жалованье в размере 388 руб., с добавлением 388 руб. «столовых» денег и 300 руб. денег «канцелярских». Околоточные надзиратели Миловидов и Столяров получали жалованья по 294 руб. с добавлением по 98 руб. «столовых» денег(42). Околоточный надзиратель В.В.Ширяев имел годовое жалованье в размере 400 руб. с добавлением 60 руб. «»квартирных» денег (43). Городовой 1-й полицейской части Ярославля В.И.Удалов получал в год жалованья 300 руб. с добавлением 5 руб. «квартирных» (44). Размеры жалованья иногда менялись в зависимости от чина, занимаемой должности, выслуги лет и других обстоятельств. Поэтому приведенные данные позволяют оценить только примерные границы вознаграждения за службу определенных полицейских чинов, сопоставить их, имея в виду уровни служебной вертикали.
38. Реформа в системе политического сыска и полиции 19-20 вв.
В середине XIX века в России наступил кризис феодально-крепостнического строя. В стране сложилась революционная ситуация, и царизм вынужден был пойти на проведение буржуазных реформ, важнейшая из которых - крестьянская, 1861 года.
Отмена крепостного права (не сразу и не в полной мере) привела к ликвидации вотчинной полиции помещиков. Это обстоятельство, а также усиление классовой борьбы в стране, развитие революционно-демократического движения определили необходимость создания более разветвленной (охватывавшей и сельские районы) и более централизованной системы полицейских органов.
В 1862 году были изданы "Временные правила об устройстве полиции", которыми предусматривалось открытие единых для городов и сельской местности уездных полицейских управлений, возглавляемых исправниками. Городничий с его канцелярией и земский исправник с судом стали координировать свои действия. Уезды в полицейском отношении делились на станы во главе со становыми приставами. Позже были введены должности полицейских урядников, которые оказывали помощь становым приставам. Кроме того, полицейские урядники руководили и осуществляли надзор за действиями сотских и десятских, выделяемых органами крестьянского волостного сельского управления.
Волостные старшины и сельские старосты оказывали урядникам необходимое содействие, выполняя все их требования, если они соответствовали закону.
Полицейские урядники следили за общественным порядков, боролись с "бесчинством и неприличием", не допускали "сходок и собраний", "буйств и беспорядков" в публичных местах. На урядников возлагались и обязанности по оказанию помощи политической полиции. Они должны были наблюдать, "чтобы не распространялись вообще среди народа на фабриках, заводах, в питейных заведениях и т.п. злонамеренные суждения и слухи; чтобы не были распространяемы посредством рассылки, раздачи, разбрасывания или каким-либо иным способом листки, книги, картины и т.п. изделия преступного содержания". Полицейские урядники были обязаны негласно следить за неблагонадёжными и подозрительными лицами и наблюдать за поведением находящихся под надзором полиции.
В городах Управы благочиния были заменены канцеляриями обер-полицмейстеров, полицмейстеров и градоначальников (в зависимости от ранга города), в подчинении которых находились городовые, участковые и околоточные надзиратели, частные приставы. Значительно выросли штаты полиции, усилилась специализация различных ее подразделений. Было увеличено жалование полицейских, установлены различные льготы. Несмотря на наличие специальных инструкции положений, функции и права полиции не были точно определены законом. Они включали охрану "благочиния, общего спокойствия и порядка", борьбу с пожарами, наблюдение за трактирами и питейными заведениями, преследование нищих и бродяг, контроль за соблюденном паспортного режима, "урегулирование отношений между рабочими и фабрикантами, административный надзор за ссыльными и политически неблагонадежными, проведение дознания. В ведении полиции находился также уголовный розыск.
Управление полицией находилось в руках департамента полиции Министерства внутренних дел.
Проведение судебной, земской и городской реформ 1864-1870 годов отразилось на функциях полиции. Так, были отменены судебные полномочия полицейских органов; проведение предварительного следствия в основном передано судебным следователям, органы полиции могли проводить лишь дознание. Некоторые хозяйственные функции полиции были переданы городским и земским органам самоуправления.
Существенные изменения произошли в системе политической полиции. В 1867 году вместо жандармских округов были созданы жандармские управления в губерниях (а в некоторых губерниях, например в царстве Польском, были созданы уездные жандармские управления). На железных дорогах были образовали железнодорожные жандармские управления. Общая полиция была поставлена под контроль жандармских управлений.
В 1879-1880 годах в России вновь возникла революционная ситуация, для которой характерен небывалый размах рабочего движения. Активизировалась деятельность народников. В ответ царизм принял меры, направленные на усиление карательной политики. В феврале 1880 года была создана Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Её главной задачей было объединение усилий всех жандармско-полицейских органов для борьбы с революционным движением.
В августе 1880 года Верховная распорядительная комиссия была ликвидирована и был организован Департамент государственной полиции МВД (позднее - Департамент полиции), который объединил исполнительную полицию и III отделение. Этим была завершена централизация всего полицейского аппарата.
Департамент полиции имел обширнейшую компетенцию. Так, одно из его подразделений отвечало за: "организацию полицейских учреждений во всех местностях империи"; создание монастырей, духовных обществ; разработку и осуществление мер "по предупреждению и пресечению явного соблазна, разврата в поведении и по прекращению пьянства и нищенства"; порядок в трактирах и "питейных заведениях"; подготовку распоряжений и правил о паспортах и соблюдение паспортного режима (в том числе иностранцами). На Департамент полиции возлагалась обязанность разрабатывать меры "по урегулированию отношений между рабочими и фабрикантами, заводчиками и нанимателями", а также наблюдать за печатью.
Специальному подразделению Департамента полиции было поручено наблюдение за политическими заключенными, выдача заграничных паспортов, розыск преступников.
Одно из подразделений Департамента полиции осуществляло надзор за ходом дознаний по делам о государственных преступлениях и ведало делами о "политической неблагонадежности".
Специальное "исполнительное" делопроизводство приводило в исполнение решения по делам о государственных преступлениях и о политической неблагонадежности. При этом в делопроизводстве имелась картотека политически неблагонадежных лиц.
Общее руководство корпусом жандармов возлагалось на министра внутренних дел, имевшего звание шефа жандармов.
Командиром корпуса стал товарищ (заместитель) министра внутренних дел - "заведующий государственной полицией". Министр внутренних дел должен был осуществлять "высшее направление всех следственных по государственным преступлениям дел".
На Департамент полиции возлагались следующие обязанности: предупреждение и пресечение уголовных преступлений, охрана общественной безопасности и порядка; борьба с государственными преступлениями; охрана (в некоторой мере) государственных границ и обеспечение пограничных сообщений; выдача иностранцам документов па проживание в России и высылка иностранцев; надзор за питейными и трактирными заведениями; поддержание противопожарной безопасности и надзор за производством, торговлей и перевозкой взрывчатых веществ; соблюдение паспортного режима; утверждение различных обществ и клубов; выдача разрешений на проведение публичных лекций, выставок, съездов и т.п.
Объединение функций политической и общей полиции было подготовлено тесной связью и параллелизмом их деятельности в течение долгих лет, необходимостью ликвидировать имевшиеся между ними разногласия и несогласованность действии.
Сосредоточение в едином органе руководства и общей, и политической полицией давало возможность царскому правительству еще шире использовать огромный полицейский аппарат в борьбе с революционным движением.
Система органов политической полиции была значительно расширена. Вместо ранее существовавших восьми жандармских округов было создано 73 губернских жандармских управления, 22 жандармских управления железных дорог, 23 городские, конные и крепостные жандармские команды, 3 жандармских дивизиона (Петербургский, Московский и Варшавский). В ряде местностей были созданы уездные жандармские управления. При некоторых губернских управлениях существовали пограничные пункты. Значительно увеличились штаты жандармерии и численность отдельного корпуса жандармов.
В мае 1871 года вышел закон, согласно которому производство дознаний по политическим делам передавалось жандармерии.
Дела, расследуемые жандармерией, передавались в судебные палаты, а начиная с 1872 года, после образования Особого присутствия правительствующего Сената, - в это новое административно-судебное учреждение. В 1878 году в ответ на убийство шефа жандармов Мезенцева был принят закон "О временном подчинении дел о государственных преступлениях и о некоторых преступлениях против должностных лиц ведению военного суда, установленного для военного времени". Этот закон передавал в ведение военных судов не все дела о государственных преступлениях, а лишь те из них, которые были связаны с "вооруженным сопротивлением властям". В 1879 году царским указом генерал-губернаторы получили право передавать военному суду любое дело по обвинению в государственном преступлении.
В 1881 году после покушения на Александра II было издано Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Им предусматривалась возможность объявления режима усиленной или чрезвычайной охраны как в Российской империи в целом, так и в отдельных ее регионах. Первоначально Положение должно было действовать в течение трех лет. По предложению министра внутренних дел "срок его действия регулярно продлевался вплоть до февраля 1917 года. В соответствии с Положением был создан орган внесудебной расправы - Особое совещание при министре внутренних дел, которое получило широкие права на административную высылку. В целях борьбы с революционным движением высылка широко практиковалась и ранее, но Положение 1881 года значительно упростило процедуру её применения. Количество административно высланных за "политику" в 80-90-е годы последовательно возрастало. Условия пребывания в административной ссылке определялись Положением о полицейском надзоре 1883 года.
Введение режима усиленной или чрезвычайной охраны привело к значительному расширению полномочий местной администрации и полицейских органов: они могли закрывать торговые и промышленные предприятия, запрещать органы печати и собрания, арестовывать, штрафовать, высылать "подозрительных" и "вредных" лиц в административном порядке.
"Одним из самых устойчивых, основных законов Российской империи" , представляющих собой фактическую российскую конституцию , называл В.И.Ленин Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия.
Чрезвычайные законы 1881 и 1892 годов (последний - закон "О военном положении", позволявший вводить режим военного положения в отдельных местностях) давали право министру внутренних дел, губернским и военным властям передавать дела о любых тяжких преступлениях на рассмотрение военных судов. В результате большинство политических процессов 80-90-х годов XIX века проходило главным образом в военных судах.
Развитие революционного движения в стране заставило царизм дополнительно к имевшимся создавать новые специальные секретные органы политического сыска, которые использовали методы негласной деятельности, - Отделения по охранению порядка и общественной безопасности (так называемые охранные отделения, или охранка). В 1880 году указанные отделения были образованы при канцелярии обер-полицмейстера Москвы и градоначальника Петрограда. Позднее, особенно в начале XX века, они получили более широкое распространение. Охранные отделения не подчинялись местным жандармским органам, действовали самостоятельно, подчиняясь только Департаменту полиции. Создавались они "для производства негласных и иных розысков и расследований по делам о государственных преступлениях в целях предупреждения и пресечения последних". В обязанности охранного отделения, как об этом говорилось в инструкции, утвержденной Министерством внутренних дел для петербургской охранки, входило: предупреждение стачек на заводах, фабриках и выяснение причин, вызвавших их; принятие мер по предупреждению не разрешенных властями демонстраций, сходок, собраний; наблюдение за приезжающими в столицу; контроль за учебными заведениями столица, клубами, обществами, "принятие негласных мер к предупреждению и расследованию возникающих в учебных заведениях беспорядков, сходок, демонстраций" и т.п.
Главными средствами охранных отделений были агенты и филеры. Имея небольшой официальный штат, охранка широко использовала секретных агентов наружного наблюдения, негласных агентов-осведомителей, провокаторов.
Основной задачей негласных агентов являлось проникновение в революционную среду, и прежде всего в организуемые союзы и общества, а затем в рабочую социал-демократическую партию.
В 1883 году было утверждено Положение об устройстве секретной полиции в империи во главе с инспектором секретной полиции для организации политического розыска по всей России.
Охранные отделения, действуя негласно, передавай собранные ими материалы в сведения в губернское жандармское управление (но с уведомления и разрешения градоначальника или обер-полицмейстера). Каждый, вопрос об аресте, обыске, выемке и осмотре решал градоначальник или обер-полицмейстер. Таким образом, прямой подчиненности охранных отделений жандармским управлениям не было. Наличие контактов охранки с общей полицией свидетельствовало о стремлении установить более тесную организационную связь между общей и политической полицией.
В ведении Департамента полиции находился еще один специальный орган - Заграничная агентура Департамента полиции.
Опыт создания заграничной агентуры имелся уже у III отделения, при котором находились чиновники "по особым поручениям". Их направляли (в большей или меньшей мере легально) за рубеж для проведения агентурной деятельности. Создание системы заграничного политического сыска России в значительной мере облегчалось существованием в 30-е годы XIX века Священного союза. В 1834 году между Россией, Австрией и Пруссией было заключено соглашение о взаимном сотрудничестве и сборе сведений о политических эмигрантах. III отделение пыталось использовать в этом отношении опыт секретных служб других стран.
До 1883 года постоянной агентуры за границей Департамент полиции не имел. В 1883 году такая агентура была создана и действовала до конца существования царизма. С ее помощью политическая полиция России пыталась проникать в тайны революционного движения и организовывать провокации. Заграничная агентура действовала в контакте со специальными службами соответствующих стран. Создание заграничной агентуры прямо связано с активизацией революционного движения в России и созданием заграничных эмигрантских революционных центров.
Органы политической полиции России продолжали и в этот период выполнять некоторые функции контрразведки.
§ 4. Органы полиции и политического сыска в период империализма
В конце XIX - начале XX века капитализм в России вступил в высшую и последнюю стадию - империализм. Сохранение абсолютной монархии, помещичьего землевладения, других пережитков феодализма привело в начале XX века к острейшим классовым противоречиям в России. Центр мирового революционного движения переместился в Россию.
В стране назревала революционная ситуация, вылившаяся в первую русскую буржуазно-демократическую революцию.
Главным объектом политического сыска России в начале XX века стал рабочий класс и его революционный авангард - партия большевиков.
Для борьбы с революционным движением царское правительство использовало сложившуюся к тому времени систему жандармско-полицейских органов, которую с учетом обстановки и новых задач потребовалось лишь несколько изменить. Еще в начале 1899 года был принят закон "Об усилении состава полиции в районах промышленных заведении", по которому была создана социальная фабрично-заводская полиция. В связи с ростом крестьянских выступлений в 1903 году в уездах были организованы, новые подразделения полиции - отряды сельской полицейской стражи. Они состояли из урядников и стражников, которые размешались по всем волостям уезда. Сельская полицейская стража представляла собой вооруженное подразделение полиции (урядниками назначались, как правило, лица из отставных и уволенных в запас нижних воинских чинов). Урядники и стражники должны были выполнять общие полицейские обязанности и оказывать содействие жандармерии.
Были увеличены штаты общей полиции и улучшено материальное положение ее сотрудников. В 1904 году увеличиваются штаты губернских жандармских управлений.
В 1902-1903 годах во всех крупных городах России были созданы специальные органы политического сыска - охранные отделения. Позднее в целях координации их деятельности были организованы районные охранные отделения, каждое из которых руководило деятельностью охранных отделений в нескольких губерниях. В 1906 году было принято Положений" о районных охранных отделениях, а в 1907 году - Положение об охранных отделениях.
Общее руководство деятельностью охранных отделений осуществлял Особый отдел Департамента полиции, созданный еще в конце XIX века. Вмешательство других учреждений, кроме Департамента полиции и начальников районных охранных отделений, в деятельность местных охранных отделений не допускалось.
Положения предусматривали тесные контакты охранных отделений с жандармскими управлениями, однако организационного объединения этих двух систем органов политического сыска не произошло.*
В последующие годы была предпринята попытка укрепить организационные связи между охранными отделениями и жандармскими управлениями. Об этом свидетельствует принятая в 1914 году Инструкция по организации внутреннего наблюдения в жандармских и розыскных учреждениях.
Начальники охранных отделений должны были передавать начальникам губернских жандармских управлений свою информацию по делам, которые вели органы жандармерии.
Сотрудники жандармерии и общей полиции, получая из негласных источников сведения по политическим делам, обязаны были передавать их в охранные отделения. Органы жандармерии и полиции не могли осуществлять обыски, выемки и аресты без ведома начальника охранного отделения.
По Положению 1907 года начальники охранных отделений должны были поддерживать тесные контакты с генерал-губернаторами, губернаторами и градоначальниками. Во главе охранных отделений стояли, как правило, жандармские офицеры. Охранные отделения имели секретных агентов, агентов наружного наблюдения и осведомителей. Важнейшей задачей охранных отделений являлось освещение деятельности "революционных сообществ".
Анализ методов розыскной деятельности этих учреждений показывает, что среди них прочное место заняла провокация. Изданная в 190? году специальная инструкция по ведению "внутреннего секретного наблюдения" требовала от начальников охранных отделений широкого использования секретных агентов-провокаторов. Инструкция предлагала вербовать агентов из лиц, непосредственно входивших в революционные организации или тесно связанных с ними. И ней указывалось, что секретный сотрудник не должен "уклоняться от активной работы, возлагаемой на него данным сообществом" были направлены на то, чтобы не допустить или затруднить деятельность агентов иностранных государств. В отдельные особо охраняемый районы государства иностранцы не допускались, земли им там не продавалась. В 20-е годы лицам иностранного происхождения по специальному сенатскому указу запрещалось приобретать земельную собственность и возводить постройки в непосредственной близости от пограничных укреплений. Сенатским указом от 31 августа 1719 года была введена регистрация всех иностранцев, приезжавших в Петербург для поступления на русскую службу. Тем же указом был установлен особый порядок выдачи иностранцам паспортов для обратного их выезда из России. В этой связи ведомство, где иностранец проходил службу, должно было представить о нем сведения в Коллегию иностранных дел, которая с учетом полученной на иностранца информации решала вопрос о выдаче ему паспорта.
Важное место среди общепредупредительных мер занимали меры по сохранению государственной тайны. Во всех государственных учреждениях, располагавших секретными материалами, должна была создаваться специальная служба. 43-я глава Генерального регламента о государственных коллегиях четко определяла порядок регистрации, учета и ведения всех дел в коллегиях, а в 44-й главе регламента предусматривалось создание двух государственных архивов: при Коллегии иностранных дел и Ревизион-коллегии. Все государственные учреждения в зависимости от характера дел должны были попрошествии трех лет сдавать их под расписку в один из указанных архивов. Для осуществления контроля за неукоснительным соблюдением данных правил в каждой коллегии учреждалась должность "фискала от коллегии". Необходимость сохранения секретов предопределяла строгий отбор чиновников в государственные учреждения, чего всегда требовал Петр I. Он же строго предупреждал о недопустимости изложения секретных сведений в частной переписке между чиновниками.
К общепредупредительным мерам борьбы с иностранными агентами следует отнести и организацию наблюдения органами общей полиции. В указе Петра I от 25 мая 1718 года говорилось о том, что следует "накрепко смотреть приезжих, какие люди, и чтоб всякий хозяин тотчас объявил, кто к нему станет и какой человек ...". Устав благочиния или полицейский от 8 апреля 1782 года подробно определял аналогичные обязанности квартального надзирателя.
В качестве общепредупредительной меры, а также меры, используемой при расследовании деятельности уже выявленного агента противника, применялась перлюстрация (тайное прочтение) корреспонденции. Перлюстрация как контрразведывательное средство применялась еще при Петре I, но в наиболее широких масштабах она стала использоваться при императрице Елизавете. Умело применяя перлюстрацию, канцлер Бестужев разоблачил шпионов Лестока и вице-канцлера Воронцова.
На протяжении XVIII века для борьбы