Основные принципы судопроизводства по реформе 1864 года

Характеристика системы судебных органов по реформе 1864 г.

Судебная система состояла из мировых и общих судебных органов.

Местными судебными органами были мировые судьи и съезды мировых судей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами и действовали в специальных участках. Кандидат в мировые судьи должен был отвечать целому ряду требований (иметь образование или стаж службы на определенных должностях, отвечать довольно высокому имущественному цензу и др.). Список кандидатов в мировые судьи предварительно санкционировался губернатором. После выборов мировые судьи утверждались в должности Сенатом. Мировым судьям были подсудны незначительные уголовные дела о преступлениях, за которые закон предусматривал такие наказания, как выговор, замечание, внушение, денежные взыскания не свыше 300 руб., арест на срок не свыше »3 месяцев и заключение в тюрьму на срок до 1 года (Мировым судам были, например, подсудны дела о неисполнении законных распоряжений, требований, постановлений правительственных и полицейских властей, об оскорблении полицейских и других служащих административных или судебных органов; о нарушении благочиния во время богослужения и т.п. (См. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1984 г.). По гражданским делам мировым судьям были подсудны иски на сумму не свыше 500 руб.

Дела в мировом суде начинались по жалобе частных лиц, по сообщениям полицейских и других административных органов, по усмотрению самого мирового судьи. Предварительное расследование велось полицией.

Мировые судьи рассматривали дела единолично. Процесс был устным и публичным, допускалось участие поверенных.

Мировые судьи округа (по судебной реформе 1864 г. создавались специальные судебные округа,

которые не должны были территориально совпадать с губерниями) образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной(порядок обжалования судебных приговоров и решений предусматривал рассмотрение дела заново, по существу, с привлечением всех доказательств и вынесением решения ) инстанцией для участковых мировых судов. В число общих судебных органов входили окружные суды и судебные палаты. Окружные суды создавались в специальных судебных округах и состояли из назначаемых императором по представлению министра юстиции председателя и членов. Для замещения этих судебных должностей надо было отвечать целому ряду требований (иметь соответствующее образование, стаж работы, соответствовать классовополитическим требованиям; как правило, председателями и членами окружных судов были представители дворянского сословия).

Окружной суд состоял из гражданского и уголовного отделений, а уголовное отделение состояло из двух частей -коронного суда и суда присяжных заседателей. В заседаниях участвовало не менее трех коронных судей (председатель и два члена).

Окружным судам были подсудны все (за некоторыми исключениями) уголовные дела, изъятые из ведомства мировых судов. Дела о преступлениях, за которые в законе были установлены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния (все уголовные и значительная часть исправительных наказаний по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных включали лишение или ограничение прав состояния (ст. 19, 34), рассматривались окружным судом с присяжными заседателями.

Окружным судам были подсудны все иски, не подлежавшие рассмотрению в мировых судах (т.е. более 500 руб.).

Для проведения предварительного следствия при окружных судах имелись судебные следователи, которые должны были действовать в тесном контакте с полицией. Судебный следователь мог поручить полиции производство дознания, сбор необходимых сведений.

Кандидаты в присяжные заседатели отбирались специальными комиссиями, во главе которых стоял предводитель дворянства, и утверждались губернатором. Они должны были отвечать имущественному цензу(имущественный ценз был достаточно велик. Надо было владеть землей не менее 100 десятин или другим недвижимым имуществом стоимостью от 500 до 2 тыс. руб. или же получать жалованье либо доход от 200 до 500 руб. в год.), цензу оседлости и другим требованиям. . Из крестьян в списки кандидатов в присяжные заседатели вносились только члены волостных судов, волостные старшины и сельские старосты.

Закон специально оговаривал, что ни учителя народных школ, ни лица, находящиеся в услужении у частных лиц (т.е. рабочие и др.), в списки не вносятся. В соответствии с утвержденным губернатором общим списком присяжных заседателей составлялись годовой и месячный списки. Председатель окружного суда составлял сессионный список присяжных заседателей. Такой сложный подбор присяжных заседателей обеспечивал участие в суде благонамеренных и в основном состоятельных людей. Роль присяжных заседателей была довольно ограниченной: председатель суда должен был сформулировать и поставить перед ними вопрос о виновности подсудимого, а присяжные должны были ответить на вопросы коронного суда (т.е. вынести так называемый вердикт о виновности или невиновности подсудимого). Вопрос о наказании решался коронным судом.

Приговор окружного суда с участием присяжных заседателей считался окончательным и мог быть обжалован (или опротестован прокурором) только в кассационном порядке. Закон подробно определял все стадии рассмотрения дел в окружном суде, права сторон (и их равенство в процессе), порядок ознакомления с доказательствами и их оценки (суд должен был оценивать доказательства свободно по внутреннему убеждению, основанному на обстоятельствах дела). Обвинение в суде поддерживал прокурор, защиту осуществлял или сам подсудимый, или защитник (присяжный или частный поверенный).

В окружном суде в большей мере, нежели в других судебных местах России, соблюдались принципы введенного реформой процесса . Несмотря на определенный подбор присяжных, окружные суды иногда принимали решения, противоречившие официальной политике (например, оправдательный приговор по делу Веры Засулич).

Следующей судебной инстанцией быта судебная палата. Судебные палаты утверждались по одной на несколько губерний. Они состояли из двух департаментов - гражданского и уголовного. Председатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции. Судебные палаты были апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, рассмотренным без присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам, прежде всего по делам о государственных и должностных преступлениях, некоторых преступлениях против порядка управления. К ведению судебной палаты были отнесены и некоторые преступления против веры. Производство дознания по государственным преступлениям велось, как правило, жандармерией, предварительное следствие - одним из членов судебной палаты (введение сословных представителей являлось существенным пережитком феодально-сословной судебной системы.). Для рассмотрения указанных дел судебной палатой в качестве первой инстанции к членам уголовного департамента присоединялись губернский предводитель дворянства той губернии, где была учреждена палата, один из уездных предводителей дворянства, один из городских голов и один из волостных старшин, т.е. сословные представители .

Над всеми судебными органами России стоял Сенат - орган, формируемый по указу императора.Сенат являлся верховным кассационным(кассацией назывался пересмотр дела с целью проверки соответствия судебных решений и приговоров нормам права (пересмотра дела по существу не производилось ) судом для всех судебных органов государства, но мог быть и судом первой инстанции по делам особой важности (например, по должностным преступлениям, совершенным высокопоставленными сановниками). В 1872 г. при Сенате было учреждено "Особое присутствие для суждения дел о государственных преступлениях и противозаконных сообществах", в состав которого кроме сенаторов вошли назначаемые императором сословные представители (предводитель дворянства, городской голова и волостной старшина). В 70-е годы в Особом присутствии Сената были проведены многие важные политические процессы (например, над народниками). Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд, который состоял из председателей департаментов Государственного совета и членов Сената под председательством председателя Государственного совета.

Кроме местных и общих судов в России существовали духовные, коммерческие и военные суды со специальной подсудностью. Судебная реформа 1864 г. по-новому определила систему и права прокуратуры. Прокуратура, возглавляемая генерал-прокурором, состояла при общих судебных органах и Сенате. На нее возлагались обязанности осуществления надзора за судом, следствием и местами заключения, участия в качестве стороны в процессе. Прокурорские должности замещались из лиц, отвечавших требованиям особой политической благонадежности.

Судебной реформой учреждались адвокатура - для защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе и нотариат - для оформления сделок, удостоверения деловых бумаг и т.д. Судебная реформа не изменила положение волостного суда - сословного суда для крестьян, находившегося под контролем местной администрации.

В национальных районах страны, на окраинах судебная реформа или не была проведена совсем, или же была осуществлена с большими изъятиями (не вводился, например, суд присяжных, мировые судьи не избирались, а назначались)

35. Порядок предварительного расследования по реформе 1864 года

Основные черты уголовного процесса.

По Уставу уголовного судопроизводства 1864 г. уголовный процесс делился на ряд стадий:

1. Предварительное расследование (дознание и предварительное следствие).

2. Предание суду.

3. Приготовительные к суду распоряжения.

4. Судебное следствие.

5. Вынесение приговора.

6. Исполнение приговора.

Доказательствами являлись:

1. Показания подсудимого, свидетелей, потерпевшего.

2. Экспертиза (заключение экспертов).

3. Показания окольных людей (местных жителей), которые определялись по жребию (шесть или двенадцать человек) и представляли мнение общественности. Эти показания оформлялись протоколом, который представлялся на судебное заседание, а сами "окольные люди "на суд не вызывались.

4. Вещественные доказательства.

5. Письменные доказательства.

Уголовный процесс в мировом суде.

Разбор дел в мировом суде проходил в упрощенном порядке, без разделения следствия на предварительное и судебное, производство дел у мирового судьи состояло в словесном разборе, который, должен оканчиваться по возможности в одно заседание. Существовало три повода к возбуждению дел:

а) Жалобы частных лиц, потерпевших вред или убытки.

б) Сообщение полицейских и других административных властей о проступках, нарушающих «права общественные, публичный порядок и спокойствие».

в) Личное усмотрение мирового судьи, обнаружившего совершение преступления или проступка, нарушающего общественный порядок или благочиние.

Уголовный процесс в общих судах.

1. Поводами к началу уголовного дела (предварительного расследования) были жалобы и заявления частных лиц, сообщения должностных лиц и др.

Дознание проводилось полицией, сперва устанавливался факт совершения преступления и осуществлялись первоначальные следственные действия. Предварительное следствие осуществлялось судебными следователями. Приступив к предварительному следствию, следователь должен был производить его, сообразуясь с обстоятельствами дела, привлекая в случае надобности новых лиц. Он самостоятельно проводил все необходимые следственные действия, допросы обвиняемых и свидетелей, осмотр вещественных доказательств, обыски, имел право привлекать для помощи полицию. Действия следователя находились под надзором прокурора.

На этом этапе участие защиты не допускалось. Завершалась первая стадия составлением либо обвинительного акта, либо заключения о прекращении дела, составлял это наблюдающий за производством дела прокурор, с этого момента обвиняемому предоставлялось право на получение адвоката.

2. Под преданием суду понималось разрешение вопроса - имеются ли против обвиняемого достаточные доказательства, которые рассматриваются в. судебном заседании. Участники: Прокурор (заключение) и" коронные судьи".

3. Приготовительные распоряжения - в этой стадии определялось, что необходимо сделать, чтобы обеспечить разбирательство дела. Упомянутые на предыдущей стадии участники + адвокат.

При подготовке дела к слушанию прокурор имел право вызова любых свидетелей; соответствующие ходатайства обвиняемого суд мог удовлетворить или нет. Считалось, что прокурор заинтересован не в обвинении, а в раскрытии истины, и, что будет вызывать не только свидетелей, изобличающих обвиняемого, но и оправдывающих его. Однако практика показала, что прокуроры не склонны были вызывать свидетелей защиты.

4. Судебное следствие делилось на:

- открытие судебного заседания;

- судебное следствие;

- заключительные прения сторон.

Наши рекомендации