Часть вторая. история государства и права средних веков
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Право франков
Первые кодификации права представляли собой записи обычного права. Наиболее известна - Салическая правда(Lex Calica). По преданию она была продиктована четырьмя знатными людьми, выбранными правителями – Визогаст, Бодогаст, Салегаст, Видогаст (имена мифические). Для эпох Древнего мира и средневековья – традиция. Произошло это в конце V – начале VI вв. Затем Lex Calica исправлялась и дополнялась. Так Хлодвиг дополнял ее с 62 до 78, Хильберт – 83, а Хлотарь до 93 титулов. В результате ее источником стали обычаи и акты королей.
Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате существует несколько вариантов Салической правды.
Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер, правовые акты отличаются формализмом. Основное содержание Салической правды составляют нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения.
Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе развития права собственности на землю. Пахотная земля находилась в коллективной собственности марки и периодически делилась между общинниками. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля оставалась в общине. Пашня считалась владением, а не собственностью. Леса, луга, выгоны для скота также находились в совместном пользовании общины.
По Салической правде, франк имел в собственности приусадебный участок, дом. Община состояла из больших родственных семей. Состоятельная семья имела в качестве домашних слуг рабов и полусвободных литов, ремесленников (кузнец, конюх, свинопас, виноградарь).
Салическая правда упоминает аллоды – участки земли, принадлежавшие владельцам, которые, судя по всему, вышли из общины. Но земля еще не стала объектом частной собственности. Скорее всего аллод был наследственным имуществом.
В условиях раннефеодального государства существовала как бы расщепленная собственность на землю. Право пользования землей принадлежало вассалу, собственность – сеньору. Феодальная собственность предполагала внеэкономическое принуждение. Она представляла собой не право свободного распоряжения какой-либо территорией, а власть над людьми, жившими на этой земле. Высшая военная и судебная власть была атрибутом, следствием земельной собственности.
У франков получила некоторое развитие обязательственное право. Салическая правда знает обязательства из причинения вреда. Чаще всего они возникали в результате совершения преступления. Неисполнение обязательства влекло за собой имущественную ответственность, а просрочка в исполнении обязательств влекла за собой дополнительный штраф.
Салическая правда касается брачно-семейных отношений. Брак заключался в форме покупки женихом невесты. Через покупку муж приобретал власть над женой. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона, близко кровное родство, несвободное состояние человека. Жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям.
Есть упоминание о наследственном праве. Известно наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону осуществлялось применительно к движимому и недвижимому имуществу. Движимое имущество наследовалось в следующем порядке: первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Земля же переходила только сыну. В этом проявлялось стремление сохранить ее в данном роде.
Значительное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Из статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского «мира». Все преступления можно свести к четырем видам: преступления против личности (сюда относилось убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие); преступления против собственности (кража, поджог, грабеж); преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); нарушение предписаний короля.
Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Создается впечатление, что среди франков имелось немало убийц, грабителей, воров, похитителей скота и других домашних животных. Специальные разделы определяют наказания за кражу свиней, рогатого скота, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди. Салическая правда предусматривает суровые наказания: большие штрафы (вергельд) за убийство, телесные наказания.
|
Наказание было дифференцированным и зависило от положения человека. Штраф исчислялся в солидах. Один солид равнялся стоимости годовалого быка. Вергельд за убийство раба – 35 солидов, штраф шел его хозяину. За убийство полусвободного франка – 100 солидов, свободного – 200, графа, королевского чиновника, слуги, если он был даже римлянином – 300, чиновника короля – 600 солидов. За убийство графа скопищем, в походе, при исполнении служебных обязанностей вергельд утраивается.
Закон предусматривает наказание за телесные повреждения тем, кто в драке откусит нос своему противнику, выколет глаз, оторвет ухо и т.д. Салическая правда знает преступления, порочащие достоинство франка. Всякий, кто назовет его уродом, зайцем, платит три солида, доносчиком или лжецом – 15 солидов. Такое же наказание грозило за лжесвидетельство.
Статьи Салической правды охраняют и защищают жизнь и достоинство женщины. Кража чужой жены – 200 солидов. «Кто схватит свободную женщину за руку, кисть или палец», платит 15 солидов, кто облыжно назовет свободную женщину блудницей – 45 солидов. За побои беременной женщины, повлекшие смерть – 700 солидов, убийство женщины – 600». Надо полагать, что женщина занимала высокое положение.[1]
Салическая правда, как и Русская правда Киевской Руси, в своем первоначальном виде вообще не упоминает смертную казнь. Однако в другом памятнике – Саксонской правде (начало IX в.), со ссылкой на закон франков, смертная казнь предусматривалась не только за участие в заговоре против короля, но и за замысел его убийства. Такое же наказание грозило грабителям, тем, кто совершал кражу имущества на сумму свыше 3 солидов.
Упоминаются отягчающие обстоятельства
( групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству.
Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.
Взамен кровной мести устанавливается выкуп: вергельд – за убийство и пеня – за менее тяжкие преступления. Размер выкупа зависел от тяжести совершенного преступления, национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего. Размер выкупа был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери, казне.
Салическая правда сохранила некоторые обычаи, традиции родового строя. Община отвечала за убийство на ее территории. Общинник привлекался к уплате штрафа за правонарушение своего сородича. В то же время франк не был кабально связан с общиной. Он имел право отказаться от родства, выйти из общины. Для этого требовалось на заседании судей сломать над головой три ветки мерой в локоть и, разбросав их в четыре стороны, заявить, что франк отказывается от помощи сородичей.
Судебная власть была в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургеров. С усилением королевской власти председатель судебных собраний тунгин, уступает место графу. На смену рахинбургеров приходят назначаемые властями скабины. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.
|
Судебный процесс, как у франков, так и у других народов носил состязательный характер. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.
Старинные обычаи многих народов требовали, чтобы судебное дело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. На ней лежали формулирование обвинения и представление обвинения и доказательств. Такой процесс получил название обвинительного.
Исключение из правил делалось только ради таких преступлений, которые существенным образом затрагивали общий интерес (измена, бегство с поля боя и т.д.). Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей.
Никакого предварительного расследования не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. При этом он знал, что не может полагаться на достоверность свидетельских показаний: что бы ни случилось, родич не станет показывать против родича, а человек, принадлежащий к враждебному роду, говорить в пользу противника.
Когда не удавалось добиться признания, на чем сосредотачивались основные усилия, судьи апеллировали к богу. В этом сказывались с одной стороны бессилие, неспособность суда установить истину «земными средствами» и с другой – вынесенное из прошлой (дохристианской) эпохи убеждение, что знающий правду бог укажет на виновного не прямо, а косвенно, каким-нибудь знаком, который надо разгадать. То есть действовал известный по предшествующей эпохе ордалий – «суд божий».
При отсутствии свидетелей, если не было «верных улик» привлекались соприсяжные. Это – родственники, соседи, друзья, которые должны были оказывать поддержку в суде одной из сторон. Число последних различалось в зависимости от важности дела. Соприсяжник - не свидетель по делу, а «свидетель доброй славы» обвиняемого, в его задачу входило удостоверить клятвой (присягой), что тот, кого обвиняют, не мог совершить преступление. Если при произнесении клятвы хоть один из соприсяжников сбивался, дело считалось проигранным. Большое значение имело свидетельство очевидцев.
С ускоряющимся распадом родовых связей и ростом бедности крестьянину все труднее становилось прибегать к помощи соприсяжников. Но тем легче это было сделать знатному синьору, окружнному вассалами и дружиной. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелие, на святых мощах, испытание крестом.
ГЛАВА 8. ФРАНЦИЯ
1. Государство.Французское королевство возникло после распада империи франков и прошло в своем развитии этапы ранне - феодальной (IX – XIII вв.), сословно представительной (XIV –XV вв.) и абсолютной монархии (XVI- XVIII вв.).
Вся структура государства этого периода определялась структурой феодальных поземельных отношений, выражавшейся в системе вассалитета.
Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве условного наследственного земельного владения. Они считались вассалами короля, а он их сеньором. Вассалы короля (герцоги, графы, бароны), оставляя себе домен, передавали значительную часть своих владений в качестве условного земельного владения нижестоящей группе феодалов, становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам.
Раздача земель ускорила оформление феодализма. Церковь укрепляла монастыри, феодалы строили замки. Это охраняло их от набегов восставших крестьян и от любителей легкой наживы из числа дворян. Владелец вотчины – сеньории – имел военную силу для подавления выступлений крестьян и обороны в случае нападения других феодалов. Таким образом, оформились основы взаимоотношений сословий на принципах сюзеренитета – вассалитета. Вассал был обязан верно и добросовестно служить своему сеньору: принимать его как почетного гостя, служить в его ополчении, помогать выкупать сеньора из плена, участвовать в суде, подносить подарки, когда выходила замуж старшая дочь сеньора или посвящался в рыцари его старший сын. Вассал мог рассчитывать на покровительство своего сеньора. Поступки и правонарушения вассалов разбирал суд знати во главе с сеньором.
Во Франции действовало правило: «Вассал моего вассала – не мой вассал». Такая формула не всегда помогала разбираться в чрезвычайно сложной иерархической структуре общества. Но она охраняла права магнатов от королевской власти. Чтобы принудить строптивого вассала выполнять его обязанности, сеньор нередко шел на него войной. Для разрешения сложных вопросов применялось право сильного. В период феодальной раздробленности междоусобные войны, грабеж более слабых почти не прекращались.
Самую последнюю ступень в общественной пирамиде феодального общества занимали крестьяне. Община еще сохранялась, но попала в зависимость от феодалов. Во Франции долгое время основной формой эксплуатации крестьян была барщина, причем ее продолжительность постепенно увеличивалась. Кроме того, они облагались денежным налогом (тальей) в пользу помещика. Лично свободные крестьяне – вилланы за пользование землей платили помещику чинш. Крайняя нужда, а иногда чрезмерная набожность заставляли многих свободных крестьян передавать себя в распоряжение церкви, монастыря. Такие лица назывались облатами. В пользу церкви с крестьян взыскивалась десятина со всех видов продукции. Имелись и другие формы феодальной зависимости крестьян.
При смешанных браках лиц разных сословий дети наследовали низшее социальное положение родителей. Без согласия своего господина зависимый крестьянин не мог жениться, переменить место жительства, передать другому часть своего имущества. Помещику принадлежало право первой ночи.
Однако положение крестьян было несколько лучше, чем положение рабов. Даже зависимые крестьяне имели небольшие участки земли. Их нельзя было убивать. Они обладали некоторой гражданской правоспособностью, могли создавать семью, имели большую, чем рабы, заинтересованность в результатах своего труда.
В период феодальной раздробленности королевство состояло из множества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т.д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли практически независимые политические образования. Соответственно власть короля на местах была или очень слабой или отсутствовала совсем. Лишь в своих личных владениях – «королевской домене» – он полностью контролировал ситуацию.
Государственный строй. Глава государства – король был выборным. Его избирали представители знати и иерархи церкви. Органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части страны, явилась королевская курия или Великий совет. По своему характеру это был съезд крупнейших феодалов страны.
Управление на местах было во многом схоже с системой управления времен франкской монархии. Центральное управление осуществляли министериалы, местное – прево.
Судебная власть еще не была отделена от административной. Судебные органы организационно не обособились от других систем управления. Господствовал принцип «суда равных», когда каждый мог судиться только с равными ему в социальной иерархии. Несвободное население, крестьяне судились их феодалами или их должностными лицами.
Абсолютизм
Абсолютизм - вторая ступень централизованного государства. В этот период сложились три сословия: духовенство, дворянство и «третье сословие». В старой формуле говорилось: «Духовенство служит молитвой, дворянство – шпагой, третье сословие – имуществом».
Первым сословием считалось духовенство, которое «молилось за всех». Оно имело ряд привилегий. Священнослужители были освобождены от ряда повинностей: их освобождали от рекрутского набора в армию, они не платили налогов, у них был свой суд, своя администрация. Верховным владыкой священников и монахов католической церкви являлся папа римский. Священнослужители не могли жениться, а монахини – выходить замуж (целибат).
Вторым сословием считалось дворянство, которое «воевало за всех». Мелкое и среднее дворянство было основной опорой монархии. Оно не платило налогов и имело ряд льгот. За службу в армии дворяне, как правило, получали поместье (лен), им выдавалось жалованье, подарки, пенсии. Их называли «дворянством шпаги». Дворянство имело огромное влияние на политику короля, церкви, его представители занимали командные должности в армии, административном аппарате.
Духовенство и дворянство вместе составляли меньше одного процента населения Франции, но они являлись собственниками огромных земельных угодий, занимали почти все ответственные посты в государстве и церкви.
В третье сословие входили горожане и крестьяне. Они обязаны были «работать за всех». Купцы и ремесленники объединялись в цеха и гильдии. Некоторые города добились самоуправления, прав коммуны. Верхушка горожан эксплуатировала учеников, подмастерьев, преследовала всех, кто хотел изготовлять товар вне цехов и гильдий. В особенно тяжелом положении оказывались малоквалифицированные ремесленники. Основным источником пополнения городского населения были крестьяне. В городах формировался класс будущих пролетариев. Третье сословие выполняло основную массу всевозможных повинностей, в том числе по уплате налогов.
Значение абсолютизма для развития страны не было однозначным. С XVI по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла относительно прогрессивную роль. Она вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего социально-экономического развития.
Концентрация всей полноты государственной власти в руках монарха привела к прекращению деятельности Генеральных штатов. Были резко ограничены права парламентов и прежде всего Парижского парламента. Он обязан был беспрепятственно регистрировать все нормативные акты, исходящие от короля. Причем для этого уже не требовалось его личного присутствия. Парламентом было запрещено принимать к своему рассмотрению какие-либо дела, касавшиеся правительства и его административного аппарата.
Светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью. Король имел исключительное право назначать кандидатов на посты высших иерархов католической церкви во Франции. В результате выдвижение на высшие церковные должности фактически стало одним из видов королевского пожалования.
Укрепление власти короля сопровождалось резким ростом и усилением влияния бюрократического аппарата. Ему были присущи некоторые важные особенности. Многие должности правительство продавало. Принося немалый доход монархии, продажа должностей имела для нее и отрицательные последствия. Великое множество чиновников заполнило страну. Держатели государственных должностей чувствовали себя относительно независимо по отношению к монархии.
В период политических кризисов XVI в., особенно во времена религиозных войн, правительство с целью привлечения на свою сторону знати вынуждено было передать ее представителям некоторые важные посты в государственном аппарате.
В итоге часть государственного аппарата, созданного во времена сословно-представительной монархии, утратила свое первоначальное назначение. Он оказался в руках тех, кто стремился возродить провинциальный сепаратизм, укрепить свою корпоративную автономию.
Правительство боялось обновить кадровый состав соответствующих звеньев государственного аппарата, изменить основы его комплектования. Корона не могла из-за отсутствия средств выкупить все проданные должности. Поэтому проблема была решена иным путем. Старый государственный аппарат был сохранен, но наряду с ним стали создавать новую систему государственных органов. Важнейшие посты в ней стали занимать лица, назначаемые правительством, которое в любое время могло их отозвать. Как правило, это были люди незнатные, но обладающие специальными знаниями, а главное, лично преданные монарху. В их ведение были переданы важнейшие рычаги управления.
|
В итоге в стране одновременно функционировали государственные органы, которые условно могли быть разделены на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от прошлого, с системой продаваемых должностей и частично контролируемые знатью. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом. Они как бы накладывались на систему управления первой категории. Эти учреждения состояли из чиновников, назначенных правительством, и должности в них не продавались. Они составили основу управления.
В целом же бюрократический механизм абсолютизма был чрезвычайно сложным, громоздким, разбухшим от огромного числа подчас ненужных учреждений. Многие органы не имели четко очерченной компетенции и нередко дублировали друг друга. Все это способствовало еще большему росту волокиты, коррупции и иных злоупотреблений, которые в последнее столетие абсолютизма приняли невиданные ранее размеры. Государственный аппарат стоил стране огромных средств.
Центральные органы государственного управления представляли собой сочетание различных учреждений, созданных в различные периоды. К их числу относились Государственный совет и тайный совет.
В местном управлении также существовали различные группы государственных органов. Одни уходили своими корнями в прошлое, ко временам сословно-представительной монархии, другие отвечали потребностям времени.
2. Право.В IX-XI вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, происходит замена племенных обычаев местными обычаями – кутюмами. В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источником права.
Обычаи складывались в устной форме. Отсюда север Франции носит название «страны неписанного права». Юг же определялся как «страна писаного права», так как там действовало римское право, приспособленное к новым условиям.
Источником права, вносившим единообразие, было римское право. Если на юге оно выступало в качестве основного источника права, то на севере оно восполняло пробелы обычного права. На всей территории Франции римское право воспринималось как источник «писаного разума». Его повсеместно изучали, с учетом общих норм римского права решались сложные юридические казусы. Церковь же стремилась не допустить широкого применения римского права и расширить сферу действия канонического права. Это противоборство закончилось поражением церкви.
С усилием власти королей римское право получило широкое признание, происходила его рецепция. Одновременно возрастало значение королевских актов: эдиктов, деклараций, ордонансов. Эдикт – указ короля, декларация чаще всего являлась формой толкования действующих законов. Ордонанс - В период абсолютизма наибольшую силу имели королевские эдикты и ордонансы.
Рецепция римского права не означала его восстановления. Она восполняла пробелы в праве. Феодализм наложил отпечаток на применение многих норм римского частного права.
Феодальная основа права наиболее ярко проявилась в том, что оно закрепляло исключительные привилегии дворянства и духовенства на землю.
Аллод – форма земельной собственности, не обусловленная несением каких-либо обязанностей (земля свободно отчуждалась и передавалась по наследству), была характерна лишь для раннего средневековья.
С развитием феодализма основной формой права на землю стало держание, полученное от вышестоящего владельца и связанное целым рядом условий. Первые держания были в форме бенефиция. Под бенефицием понималось земельное владение, находившееся лишь в пожизненном пользовании владельца, при условии несения им военной и административной службы. Оно по наследству не передавалось и со смертью владельца возвращался собственнику. В IX веке бенефиции становятся наследственным держанием, названным в X веке феодом. Феод утверждается в качестве основной и практически единственной формы поземельной собственности. В основе его лежали вассальные связи. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать его часть в качестве феода своему вассалу, при вступлении в наследство необходима была уплата специальной пошлины.
Существовали и крестьянские (неблагородные) свободные держания – цензива. Цензива – это наследственное крестьянское владение земельным участком с обязанностью нести повинности в пользу сеньора. Держатель (цензитарий) выплачивал феодалу фиксированную ренту. Цензива предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при переходе по наследству уплачивался определенный налог.
Главное отличие цензивы от феода в том, что держатель феода являлся получателем земельной ренты, а держатель цензивы (виллан) – ее плательщиком.
Характерной чертой права поземельной собственности была его расщепленность. Земельные участки не были в абсолютной собственности одного лица. Они принадлежали двум или более феодалам, находившимся в различных сословных группах. За вассалом – непосредственным собственником земли было закреплено право на феодальные поборы, а сеньор – верховный собственник сохранял административные и судебные права.
Феодальное право ограничивало гражданскую правоспособность. Земля могла быть собственностью только дворянина. Каноническое право запрещало ему взимать проценты с долга, не разрешало заниматься торговлей, физическим трудом. Сохранение сеньориальной собственности на землю, как основного института вещного права, сословное деление населения, цеховой строй сдерживали развитие свободной конкуренции.
На юге страны действовала формула «Нет сеньора без титула», на севере – «Нет земли без сеньора». Иерархическая структура общества, запутанность отношений между феодалами разных рангов накладывали свой отпечаток на право.
Брак и семья во Франции в основном регулировались нормами канонического права, кутюмами и королевскими ордонансами. Брак рассматривался не только как религиозное таинство, но и как акт гражданского состояния.
Для вступления в брак необходимо было достичь определенного возраста: мужчинам - от 13 до 15 лет, женщинам - 12 лет. Необходимо было согласие сторон, а также их родителей. Лишь при достижении сыновьями 30-летнего, а дочерьми 25-летнего возраста последнего не требовалось.
Действовало правило, запрещающее брак со свободными или крепостными другого господина без согласия господ. При заключении брака выплачивалась особая пошлина сеньору, которая компенсировала отказ от права «первой ночи».
Первоначально для заключения брака было достаточно согласия сторон и фактического брачного сожительства, затем церковь добилась обязательного церковного освещения брака. Брак, заключенный без церковного обряда, признавался недействительным. Недействительными признавались также браки между несовершеннолетними, некрещеными, родственниками, заключенные под влиянием насилия или ошибки, браки духовенства.
Развод по каноническому праву не допускался. Главой семьи являлся муж, а жена обязана была повиноваться мужу и всюду следовать за ним.
Имущественные отношения супругов были различными в северной и южной частях страны. На юге Франции, где действовало римское право, существовал раздельный режим имущества. Тем не менее, во всех случаях жена была не вправе отчуждать имущество без согласия мужа, в том числе дарение и обмен, заключать договоры и выступать в суде. Было лишь два исключения: жена могла заключать договоры лишь для выкупа мужа из плена и выдавать приданое своим дочерям в отсутствие мужа. На севере длительное время действовал режим общности имущества супругов, которым управлял муж.
После его смерти приданое переходило жене, после смерти жены – ее наследникам.
В наследственном праве Франции характерным институтом был майорат – передача по наследству земельного участка старшему сыну. Это позволяло избегать дробления крестьянских хозяйств.
В области уголовного права приблизительно до XVI в. господствовали установления обычного права. В IX – XI вв. преступления рассматривались как действие, затрагивающее интересы отдельных лиц, а наказания сводились к компенсации за вред. Впоследствии преступления перестают быть частным делом, а выступают как «нарушение мира». Проявляются такие качества права как жестокость, ответственность без вины.
В период абсолютизма законодательство особо детализирует составы преступлений. Всю совокупность, предусмотренных правом этого периода, можно разделить на три категории: преступления против религии - богохульство, атеизм, ересь, колдовство; преступления против государства - посягательство на короля и членов его семьи, измена королю, посягательство на безопасность государства; преступления против частных лиц.
Наказания в этот период преследуют четко выраженную цель устрашения. Виды наказания подразделялись на тяжкие наказания (различные виды смертной казни, вечная ссылка, пожизненная каторга), членовредительные и телесные наказания (отрезание языка, ушей, носа), бичевание плетьми, тюремное заключение и срочные каторжные работы, позорящие наказания (например, штраф с выставлением у позорного столба).
|
В период феодальной раздробленности вплоть до конца XII в. судебный процесс продолжает оставаться обвинительным, дело возбуждается по инициативе истца (потерпевшего), судоговорение происходит в форме спора между сторонами, которые обладают равными процессуальными правами.
|
Полноценным доказательством вины считалось признание. В XI веке активно использовались пытки водой или железом. При свидетельских показаниях требовалось наличие двух свидетелей. Не могли свидетельствовать родственники, слуги или зависимые лица.
Особым видом доказательств был судебный поединок. Правовые обычаи регламентировали его процедуру. Дворяне дрались верхом и в полном вооружении, простолюдины – палками. Духовные лица, женщины, дети и мужчины старше 60 лет могли выставлять вместо себя специальных бойцов.
С утверждением абсолютизма окончательно закрепляется розыскной процесс, право возбуждения уголовного дела переходит к органам государства, которые по собственной инициативе ведут следствие и разыскивают преступника. Процесс подразделяется на две стадии: тайный розыск преступника и его изобличение; публичное и открытое судоговорение. Устанавливается система формальных доказательств, где законом определены вес и значение каждого доказательства. При розыскном процессе подразумевалась виновность обвиняемого.
Процедура рассмотрения судебных споров в истории феодальной Франции менялась. Старое правило, согласно которому каждый человек должен судиться судом равных, со временем утратило силу. Простолюдинов судил сеньор. Со временем в городах появились свои суды, зависимые от состоятельных бюргеров.
Сеньориальная, вотчинная юстиция держалась на доходах от пошлин и штрафов, что порождало массовые злоупотребления. В тех случаях, когда виновными были феодалы, исполнение приговора достигалось иногда ведением частной войны.
ГЛАВА 9. АНГЛИЯ
1. Государство. В истории феодальной Англии выделяют три этапа:
- раннефеодальная монархия (IX – первая половина XIIIвв.);
- сословно-представительная монархия (вторая половина VIII – XV вв.);
- абсолютная монархия (конец XV – середина XVII вв.).
Британские острова издавна населяли кельтские племена, которые с 43 г. входили в состав Рима по IV в. В V в. они были завоеваны германскими племенами англов и саксов. Кельты в основном перебиты, а оставшаяся часть переселилась на север, – часть покорилась и слилась с германцами. В итоге разложения первобытнообщинного строя, образовалось семь анго-саксонских королевств.
Население: основное – керлы (свободные крестьяне-общинники). Родовая знать (эрлы) была оттеснена дружинниками короля. Дружинники за службу получали землю с крестьянами, а со временем и власть в своих владениях. Крестьяне несут повинность и становятся зависимыми от землевладельцев. Те же крестьяне, что остались свободными, несут повинности в пользу государства. Так сложилось раннефеодальное государство.
| |||
Собрание графства возглавляют шерифы – королевские чиновники. Король вместе с Советом знати решал вопросы законодательства, земли и др.
В 827 г. возникла угроза нападения датчан и тогда королевства объединились под властью Экберта (король Уэссекса). С X в. это Англия.
В конце IX в. король Альфред Великий, осознавая невозможность противостояния датчанам отдает им Восток. Во времена Альфреда наблюдалось укрепление государственной власти, усиление роли его канцелярии. Он много внимания уделял законодательству. Появляется Судебник Альфреда. Создав сильное государство, он слил его в X в. с датской частью – Англия стала единой.
Но в XI в. датчане завоевывают Англию, правителем стал датчанин Кнут Великий, составивший Закон Кнута. В его основе лежали обычаи английского государства.
В 1066 г. Англию завоевали нормандцы (Вильгельм Завоеватель). Английская знать была практически истреблена, а их владения достались Вильгельму и его баронам. Получившие земли стали вассалами короля. Они разделились на великих баронов (крупные землевладельцы) и малых баронов (рыцари, получившие землю на условиях военной службы от короля или реже-баронов). Так сложился принцип «вассал моего вассала – мой вассал». Это способствовало усилению центральной власти.
Главная причина – сопротивление англосаксонского насе<